Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка (6 класс) тема: «определительные местоимения».»
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (6 КЛАСС)
ТЕМА: «ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ».
ЦЕЛИ:
дидактическая: создать условия для осознания и осмысления информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня системы знаний и умений;
развивающая: формировать навыки устной и письменной речи, отрабатывать умения в определении рода, числа и падежа определительных местоимений, развивать элементы творческой деятельности, развивать «умение учиться», использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности; развивать память;
воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, воспитывать в учениках уверенность в себе.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения (проблемно-диалогического), развития исследовательских навыков, проектной деятельности, технология уровневой дифференциации, технология продуктивного чтения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
ПРЕДМЕТНЫЕ: научиться определять определительные местоимения по грамматическим признакам.
УУД.Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование устойчивой мотивации к обучению, к самосовершенствованию.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, «Рабочий лист» с заданиями, таблица со словом «реставратор», таблица «Домик» для каждого ученика.
ХОД УРОКА.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Оформление тетрадей.
- Перед вами «Рабочий лист» с заданиями. В течение урока вы должны заполнить его. Подпишите свой рабочий лист.
II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
1.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ.
Какую часть речи мы изучаем? Дайте определение местоимения.
Задание №1. Прочитайте стихотворение Исаковского (самостоятельно и вслух).
Почему у местоимения «все» не смогли определить разряд?
Следовательно, какие цели ставим перед собой? (Узнать, какой это разряд и в чем его особенности – значение, собственно слова, изменение, роль в предложении).
2.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.
Как устранить причину затруднения?
Обратитесь к рабочему листу. Выполним задание №1. Прочитайте, что надо сделать. Составив слово, запишите в тетрадь тему урока и покажите мне.
Тема урока: Определительные местоимения.
- Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом. - Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома)
3.РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА.
Задание 1: Засели дом.
- В учебнике на стр. перечислены все определительные местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план.
Задание 2: А теперь мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске):
В юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.
- Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.
- Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)
Задание3:
- Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске):
Обратиться к люб… прохожему. Люблю всяк… фрукты. Заменить ин… словом. Нет друг… задания.
- Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных).
Задание 4:
- Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам.
- Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам.
- Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома.
Задание 5:
- Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? Где надо узнать? (Словарное слово – реставратор).
- Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме. Обратитесь к заданию №2 в рабочих листах Местоимение весь определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объёме, указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, явлений, лиц.
Слова каждый, всякий обозначают один предмет, выделенный из совокупности однородных предметов.
Всякий обозначает: 1. «Любой из многих». 2. «Разный, самый разнообразный».
Местоимение каждый обозначает «один из всех в данном ряду предметов, любой из себе подобных» (в сравнении со словом всякий имеет оттенок усиления).
Местоимение сам указывает на лицо или предмет, который непосредственно участвует в действии как его источник или объект. Оно имеет также выделительное значение «даже».
Слово самый подчёркивает в предмете главное, обладает значением «именно», «как раз».
- Прочитайте текст, который у вас получился. Что узнали из текста?
Задание 6:
- Посмотрите на план нашего дома. Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.)
- Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте.
1.На каждый роток не накинешь платок. Каждый кулик свое болото хвалит. Не всякое слово – пословица. Сам погибай, а товарища выручай. За всякое дело берись умело. Всякая работа мастера хвалит. И сам тонет и других топит.
- Запишем вывод в таблицу.
Вывод.
- Вот мы и построили дом. Посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности. Расскажите, что вы узнали об определительных местоимениях.
Какие местоимения относятся к определительным?
На что указывают определительные местоимения?
На какие вопросы чаще всего отвечают?
4. Как изменяются? На какую часть речи похожи?
5. Какова синтаксическая роль определительных местоимений?
ФИЗМИНУТКА (проводят 2-3 ученика)
Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотри прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И потопайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.
4.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.
а) У иного и снега зимой не выпросишь.
С любым можно договориться.
Это каждому известно.
Каждый дом своим хозяином славится.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Дошли до самого леса.
Иному человеку скажешь правду, а он обидится.
Выбери любую игрушку.
От иной похвалы хоть в землю уйди.
5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
Выполните задание №3. Найдите определительные местоимения, определите род, число и падеж и синтаксическую роль. (Проверка)
6.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.
а) на «5» - упр.445- по заданию
б) на «4»- выполнить задание №3 в «Рабочем листе»: выписать предложения с определительными местоимениями, подчеркни их как члены предложения.
Ругать жалко, а похвалить не за что.
-Вся комната янтарным блеском озарена.
-Мне встречались всякие люди.
Брат мой, а ум у него свой.
-Не всякая пословица при всяком молвится.
Жалеть коня – истомить себя.
-В другой раз будь умнее.
-Иной охоч, да не горазд; иной горазд, да неохоч.
в) на «3» - выполнить задание №4 в «Рабочем листе».
Игра «Поймай на слух» (если останется время).
Я называю местоимения. Вы хлопаете только тогда, когда слышите определительные местоимения.
7.РЕФЛЕКСИЯ.
Выполните тест задания №5.
Какую цель мы ставили в начале урока?
1. Какое из местоимений не является определительным?
А. любой; Б. другой; В. никто; Г. иной.
Найди ошибку в написании местоимения:
А. любого; Б. иному; В. всякова; Г. о каждом.
3. Определительные местоимения изменяются
А. по падежам и числам; В. по родам, числам и падежам;
Б. только по родам; Г. по числам и родам.
4. В предложении определительное местоимение может быть
А. только подлежащим или сказуемым; В. любым членом предложения;
Б. подлежащим, определением, дополнением. Г. только определением;
8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. Выучить определительные местоимения.
2.Творческая работа.
- Крыша будет нашей лабораторией. Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой.Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. Напишите небольшое сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов.
РАБОЧИЙ ЛИСТ ___________________________________
Задание 1. Правильно вставьте буквы и составьте из них слово.
Позв(о,а)лять шалости, велоси(п,пп)ед, янва(рь,р)ский, ждал н(е,и)сколько дней,
по(т,д)заголовок, пос(е,и)деть от горя, со(л,лл)дат, н(и,е)кто не забыт, лес(д,т)ница,
Местоимение________ определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объёме, указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, явлений, лиц.
Слова ___________, _____________ обозначают один предмет, выделенный из совокупности однородных предметов.
___________ обозначает: 1. «Любой из многих». 2. «Разный, самый разнообразный».
Местоимение ______________ означает «один из всех в данном ряду предметов, любой из себе подобных» (в сравнении со словом всякий имеет оттенок усиления).
Местоимение ________ указывает на лицо или предмет, который непосредственно участвует в действии как его источник или объект. Оно имеет также выделительное значение «даже».
Слово _____________ подчёркивает в предмете главное, обладает значением «именно», «как раз».
Задание 3. Выписать предложения с определительными местоимениями, подчеркнуть их как члены предложения.
Число книголюбов постоянно растёт. Для ( ………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Цели урока:
Образовательная цель:
- сформировать понятие об определительных местоимениях;
- вырабатывать умение находить определительные местоимения в тексте и употреблять их в речи;
- сформировать умения употреблять в речи пословицы, имеющие в своем составе определительные местоимения;
- расширить лексический запас учащихся;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2.Развивающая цель:
- формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
3.Воспитывающая цель:
- воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют устный ответ по плану, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Планируемые результаты: знание морфологических особенностей определительных местоимений; умения склонять определительные местоимения, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Цель этапа: акцентирование внимания учащихся, приветствие.
Здравствуйте ребята! Будьте внимательны и наблюдательны!
11.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Цель этапа: проверить в полной ли мере усвоен материал прошлых уроков.
(Упр. 488 — подготовленный диктант.)
На какой-либо(неопр.м.)станции, несколько(неопр.м.) великолепных иллюстраций, благодарить некого(неопр.м), какие-то(неопр.м.) искусные переплетчики, не разочаровался ни в чем(неопр.м).
Мини-итог:
-В каких случаях неопределенные местоимения пишутся через дефис?
-При помощи какой приcтавки образуются неопределенные местоимения?
III.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель этапа: включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность, разрешение проблемной ситуации.
-Определите разряд местоимений.
Им, моя, некто, иной, собой, о нас, этот, весь, их (собака), какой-ибо, любой.
-Разряд каких местоимений вы пока не смогли определить? (Иной, весь, любой.)
-Подумайте, чем похожи эти местоимения. (Они определяют несколько понятий одновременно)
-Как можно назвать такие местоимения? (Определительные.)
-Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями определительных местоимений, научиться отличать их от местоимений других разрядов.)
Мини-итог:
О каком разряде местоимений вы узнали?
IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
Цель этапа: активизировать работу с учебником, учить самостоятельно находить нужную информацию.
1.Работа по учебнику
Прочитайте теоретический материал на странице 91. Подготовьтесь отвечать на вопросы. (Чтение теоретического материала (с. 91)
Беседа по вопросам.
-На что указывают определительные местоимения?(На обобщенное качество предмета)
-Как изменяется этот разряд местоимений? (По числам, родам (в единственном числе), и падежам.)
-Какой частью речи обычно бывают? (Определением)
Мини-итог:
-Какие местоимения относятся к определительным?(Весь,сам,самый,иной,другой,каждый,любой, всякий)
2.Практическое задание
(Запись под диктовку. Проверка по образцу на слайде.
1) Всё(опр.м.,определение) будет хорошо! 2) Каждый(опр.м.,определение) охотник желает знать, где сидит фазан. 3) Всякий(опр.м.,определение) человек сам(опр.м.,определение) себя(возвр.м.) воспитать должен. 4) Сам(опр.м.,определение) с ноготок, борода с локоток.(Веник.) 5) Москва — самый(опр.м.,определение) большой город в Европе. 6) Любая(опр.м.,определение) проблема — это(указ.м.) замаскированная удача.
—Объясните орфограммы и знаки препинания. Укажите разряды местоимений, подчеркните определительные местоимения как члены предложения.
Мини-итог:
На что указывают определительные местоимения? ( На обобщенное качество предмета)
Выполнение упражнения 489.(Выразительное чтение текста, обсуждение вопросов и заданий. Устное, коллективное выполнение)
Суперфизминутка http://www.youtube.com
V.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Цель этапа: Обобщить и закрепить знания учащихся об определительных местоимениях.
1. Работа по учебнику
1.Выполнение упражнения 490 (Коллективное выполнение с комментированием)
Всё(Ср.р.,И.п.,ед.ч)лето, по всем(Д.п.,мн.ч.)правилам,весь(м.р.,И.п.,мн.ч.)перелесок,без всякой(ж.р.,Р.п,ед.ч)цели,без ввякого(м.р.,Р.п,ед.ч)интереса,иные(В.п,мно.ч)берега,иные волны(В.п,мн.ч),другое(Ср.р,В.п,ед.ч)время,другого (Ср.р.,Р.п,ед.ч)мнения,каждый(М.р,И.п,ед.ч)переулок,любой(М.р.,И.п,ед.ч)школьник,на огороде сам(М.р.,И.п,ед.ч),самая(Ж.р,И.п,ед.ч) середина
3.Упр. 492 — склонение двух пар словосочетаний по вариантам (см. таблицу выше).
И.п.Самая любимая книга И.п.Самое дорогое
Р.п.Самой любимой книги Р.п. Самого дорогого
Д.п. Самой любимой книге Д.п.Самому дорогому
В.п. Самую любимую книгу В.п. Самого дорогого
Т.п.Самой любимой книгой Т.п.Самым дорогим
П.п. Самой любимой книге П.п. Самом дорогом
2.Работа в группах.
Цель этапа: активизация работы в группах, взаимопомощи.
А сейчас предлагаю вам поработать в группах. Разбейтесь в группы по 4 человека. Каждая группа получает карточку с заданием. Вам необходимо вставить пропущенные орфограммы, найти определительные местоимения, обозначить их падеж, род и число.
1 группа
Друзьями хвались, но и сам в хвосте (не) плетись.
Самым дорогим кажет(?)ся то, во что вложен твой труд.
Веселиш?ся, еш? да пьёш? - так любой дружок хорош?, а в день горя хороша только близкая душа.
Когда все группы правятся с заданием. Один представитель от группы отвечает.
Мини-итог:
-Легко ли вам было работать в группах?
-Какое задание вызвало затруднение?
2. Занимательная лингвистика
-В сказке Евгения Шварца «Золушка» одно из непосильных заданий, данных мачехой героине, было: «Познай самоё себя». Как вы понимаете это задание? Что означает слово самоё?
Самоё — винительный падеж местоимения сама. Сейчас слово самоё вытесняется формой саму.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
-Расскажите о морфологических особенностях определительных местоимений.
-Почему определительные местоимения так называются?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник: § 85, упр. 491.
Урок русского языка в 6-м классе "Определительные местоимения"
Савостьянова Елена Викторовна
Разделы:Русский язык
Цели:
образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; познакомить с новым разрядом местоимений – определительными; показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении; научить находить определительные местоимения в тексте; формировать орфографическую зоркость обучающихся.
развивающие: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (приложение), рабочие листы для обучающихся, учебник «Русский язык 6 класс», авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.
Пояснение: обучающиеся выполняют задание на рабочих листах (далее РЛ).
Ход урока
1. Оргмомент: Ребята сегодня на уроке предлагаю вам вытащить из тайников памяти свои знания и показать себя с яркой, талантливой стороны. Я думаю, вы справитесь.
2. Повторение.
-Для начала отгадайте загадку.
Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение мне надо указать. (Местоимение) (СЛАЙД № 2)
РЛ Задание 1:
- Перед вами стихотворение М. Исаковского. Прочитайте его выразительно (СЛАЙД № 3)
Во все века на русском хлебе Богатыри росли у нас. Так пусть же вновь растут такие, Чтобы, когда наступит срок, Нигде никтотебя, Россия, Перебороть ни в чём не мог. М. Исаковский
- Чего желает поэт своей Родине? Найдите в данном тексте известные местоимения, подчеркните их. Определите, разряды известных вам местоимений в стихотворении.
3. Новый материал.
- А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а каким, вы узнаете, если правильно выберете букву для написания следующих слов.
РЛ Задание 2 (СЛАЙД № 4)
Позв(о,а)лять шалости
Велоси(п,пп)ед
Янва(рь,р)ский
Ждал н(е,и)сколько дней
По(т,д)заголовок
Пос(е,и)деть от горя
Со(л,лл)дат
Н(и,е)кто не забыт
Лес(д,т)ница
В(е,и)теран
Ма(л,лл)яр
Б(ь,ъ)ющийся
Ветре(н,нн)ый
Без(и,ы)нтересный
С(е,и)бя
- Какое слово у нас получилось? Верно, тема нашего урока «Определительные местоимения».
- Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом. - Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома) СЛАЙД № 5.
РЛ Задание 3: Засели дом.
- В учебнике на стр. 180 перечислены все определительные местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план (СЛАЙД № 6).
РЛ Задание 4: А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове исследователь пишется две буквы с ? Мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске):
В юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.
- Ребята, а вы бывали в большой библиотеке? Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.
- Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)
РЛ Задание 5:
- Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске):
Обратиться к люб… прохожему ; Люблю всяк… фрукты; Заменить ин… словом; Нет друг… задания;
- Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных) СЛАЙД № 6.
РЛ Задание 6:
- Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам (СЛАЙД № 7).
- Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам, используя таблицу:
Изменение по падежам
По числам
По родам
Ед. ч.
Мн. ч.
И.
Муж.
Р.
Д.
Жен.
В.
Т.
Сред.
П.
- Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома. СЛАЙД № 6
РЛ Задание 7
- Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (Словарное слово – реставратор).
- Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме. (СЛАЙД № 8)
Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.
- Прочитайте текст, который у вас получился.
- А вот текст, который был в первоначальном виде (СЛАЙД № 9):
Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась.
- Как бы вы озаглавили этот текст.
- Посмотрите на план нашего дома (СЛАЙД № 6).Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.)
- Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте. - Запишем вывод в таблицу (СЛАЙД № 6).
РЛ Задание 8:Творческая работа (СЛАЙД № 6).
- Крыша будет нашей лабораторией (СЛАЙД № 10). Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой.Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. Напишите небольшое сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов.
Вывод.
- Вот мы и построили дом. Посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности. Расскажите, что вы узнали об определительных местоимениях (СЛАЙД № 6)
- Вернёмся к стихотворению М. Исаковского, которое прозвучало в начале урока. Используя свои знания, найдите ОМ в данном стихотворении (СЛАЙД № 11).
РЛ Задание 9:Проверка знаний.
Если вы правильно ответите, у вас получится слово.
Тест
1. Какое из местоимений не является определительным?
А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной.
2. Найди ошибку в написании местоимения:
Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом.
3. Определительные местоимения изменяются
С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В.только по родам; Э. по числам и родам.
4. В предложении определительное местоимение может быть
К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;
1
2
3
4
ДЗ указано на листе с домом:
1) раскрасить дом: зелёный – всё понятно, жёлтый – не очень понятно, красный – ничего не понятно.
2) в задании № 4 подчеркнуть определительные местоимения как члены предложения.
3) поработать с тестом, чтобы получилось слово (если у кого-то не получилось).
Рефлексия. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: наклейте листочки рядом с тем героем, с которым ваше настроение похоже.
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Задание 1
Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас.
Так пусть же вновь растут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя, Россия,
Перебороть ни в чём не мог. М. Исаковский
Задание 2
Позв(о,а)лять шалости
Велоси(п,пп)ед
Янва(рь,р)ский
Ждал н(е,и)сколько дней
По(т,д)заголовок
Пос(е,и)деть от горя
Со(л,лл)дат
Н(и,е)кто не забыт
Лес(д,т)ница
В(е,и)теран
Ма(л,лл)яр
Б(ь,ъ)ющийся
Ветре(н,нн)ый
Без(и,ы)нтересный
С(е,и)бя
Задание 3
Заселяем дом. Учебник на стр. 180
Задание 4
В юношеской библиотеке Новосибирска на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.
Задание 5
- Вставьте пропущенные окончания в определительных местоимениях:
Обратиться к люб… прохожему ;
Люблю всяк… фрукты;
Заменить ин… словом;
Нет друг… задания;
Задание 6
Измени местоимение ЛЮБОЙ по падежам, числам и родам.
Число книголюбов постоянно растёт. Для ( ………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.
Задание 8
Напиши сочинение на тему «Любимый домашний питомец».
Задание 9Тест
1. Какое из местоимений не является определительным?
А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной.
Найди ошибку в написании местоимения:
Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом.
3. Определительные местоимения изменяются
С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам;
В.только по родам; Э. по числам и родам.
4. В предложении определительное местоимение может быть
К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения;
А. подлежащим, определением, дополнением. П. только определением;
1
2
3
4
Примеры местоимений
Падежные окончания
Как изменяются
Член
предложения
… МЕСТОИМЕНИЯ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Раскрась дом в три цвета:
- знаю и понятно; - немного что-то знаю; - не знаю.