Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 12 классе. Подготовка к ЕГЭ»
КОНСПЕКТ УРОКА
Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля
Ф.И.О. Козлова Лариса Владимировна, учитель МОУ ИРМО Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа Иркутского района
Предмет: русский язык
Класс: 12 класс
Тип урока:урок усвоения новых знаний
Тема
Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля
Цель
Знакомство с некоторыми особенностями выполнения задания открытого типа с развернутым ответом (ЕГЭ часть С)
Задачи
Образовательные: сформировать представление о структуре сочинения части С, особенностях определения проблемы, типах проблемы, видах комментария. Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать тексты, используя метод Интеллект-карт Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку.
Формирование УУД
ЛичностныеУУД:
положительные нравственные качества;
действия нравственно-этического оценивания.
Регулятивные УУД:
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.
Коммуникативные УУД:
строить монологическое высказывание;
вести диалог, слушать собеседника.
Познавательные УУД:
самостоятельно формулировать цель урока, определять задачи;
составлять алгоритм действий и пользоваться им;
использовать метод Интеллект-карт для извлечения информации и структурирования.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать понятие «проблема», «тип проблемы», «комментарий проблемы»
Уметь составлять Интеллект-карту текста, применяя алгоритм выявления проблемы в публицистическом, художественном тексте; определять тип проблемы и уметь ее комментировать.
Личностные:
Сформированность способности к саморазвитию;
Мотивация к учению и познанию.
Метапредметные:
Использование метода Интеллект-карт как универсального учебного действия.
Основные понятия
Проблема текста, тип проблемы, комментарий проблемы, Интеллект-карты, типовые конструкции (клише)
Поменяйтесь листочками с соседом по плечу и проверьте простым карандашом: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше – «2».
Молодцы! Но…
2) Постановка цели и задач урока.
Слово учителя: Самым сложным заданием в КИМах ЕГЭ является 25-ое задание – написание сочинения на основе прочитанного текста, это задание повышенной сложности, но самое дорогое: максимальный балл за сочинение – 24 балла. Над методикой выполнения этого задания мы будем работать в течение нескольких уроков. Тема нашего сегодняшнего занятия звучит следующим образом:
Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля (ЗАПИСАТЬ ТЕМУ)
Анализируя формулировку темы, определите, что вы должны узнать на уроке (цель урока), чему научиться (задачи урока) (заполнение ИК1):
3) Актуализация знаний.
Давайте вспомним структуру сочинения:
Общую структуру сочинения можно представить в виде следующей ИК2:
Работа с текстом – это трудоемкий процесс. Наша задача – за конкретными поступками, событиями, размышлениями увидеть то, на что обращает автор особое внимание.
Что же такое проблема текста?
Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор.
Выявление и формулирование проблемы – это один из важных этапов работы над сочинением, по всем пунктам сочинения вы будете работать только с этой проблемой.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Слово учителя. Проблема - вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем:
- философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);
- социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);
- политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);
- экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);
- нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).
Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.
Задание:
У вас на зеленых листочках написаны типы проблем. Подумайте и каждый запишите хотя бы одну конкретную проблему указанного типа.
Кто готов? Кто дополнит?
Запомните определение типов проблем, они важны при написании комментария.
Слово учителя: Определяя проблемы, в КИМах вы встречаете тексты разных стилей. Назовите их (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный). Но чаще всего вам встречаются тексты публицистического и художественного стилей.
Об особенностях публицистического стиля расскажет ___________________________
Работа с текстом Владимира Алексеевича Солоухина.(1924-1997) Составление алгоритма.ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст читает ______________________
У человека самая яркая пора - детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Например, моя жена в детстве перенесла голод. Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как земля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки. И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копченая рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то, что она готовит их сама. Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. Ничего не поделаешь. Воспоминание детства.
Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. Точно так же как детство просто человека это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни. То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой крепкой яблоне.
Владимир Алексеевич Солоухин - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».
Алгоритм выявления проблемы в публицистическом тексте
Определить ключевые слова в тексте.
Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.
Слово учителя: К какой проблеме обращается В. Солоухин в данном тексте? В чем, по мнению автора, значимость детства для человека?
Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами:
В виде вопроса:
Какова роль детства в жизни человека?
Какова значимость такой поры как детство для человека?
В виде словосочетания:
Проблема (чего?)
Вопрос (о чем?)
Проблема роли детства…
Вопрос о роли такой поры как детство для человека….
Следующий этап – это оформление вступления наших сочинений. Для этого мы будем использовать клише. Клише – типовые конструкции, помогающие организовать структуру сочинения. ПРИЛОЖЕНИЕ
5) Первичная проверка понимания
Оформление вступления с использованием клише(приложение № 2)
Текст № 1
Текст № 2
Слово учителя: Следующий шаг – комментирование проблемы. Комментарий – это замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Автор текста передает нам свои мысли, зашифровывая их. Наша задача – показать путь, которым следует автор, раскрывая проблему. И здесь нам тоже помогут клише комментирования проблемы. Для каждого типа текста они свои. ПРИЛОЖЕНИЕ
Продолжим работу с Интеллект-картами: запишем тип проблемы, комментируя выражениями-клише.
От каждой группы зачитываются вступление и комментарий
Слово учителя: Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?
тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;
в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).
Об особенностях художественного стиля расскажет ___________________________
А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.
Работа с текстом И. Тургенева. Составление Интеллект-карты, алгоритма. ПРИЛОЖЕНИЕ
Два богача
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
- А мы ее… не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
Проанализировать поступки, отношения, речь героев.
Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т. д.)
Определить, какие прилагательные определяют данные качества.
Сформулировать проблему, используя данную информацию.
Слово учителя: Заявлена ли эта проблема в тексте открыто? - Нет.
Как же она выражается? - через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.
О ком пишет Тургенев? Какие поступки описаны в тексте? С какой стороны они характеризуют героев? На чьей стороне симпатии автора?
Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами
Формулирование проблемы
1 способ
2 способ
В виде вопроса
В сочетания слов
Проблема (КОГО? ЧЕГО?)
Вопрос (О ЧЕМ?)
Что такое истинная и ложная любовь?
Проблема истинной и ложной любви
Вопрос об истинной и ложной любви
Текст № 1
Текст № 2
Оформление вступления с использованием клише(приложение № 2)
Текст № 1
Текст № 2
6) Первичное закрепление.
Оформление комментария с использованием клише
Публицистический текст
Художественный текст
____________________________ обратился к _____________________________ проблеме, которая имеет ________________. значение для каждого человека. Публицист с восхищениемпишет о ___________________
______________________обратился к ______________________________________проблеме, которая имеет ___________ значение во все времена. Писательразмышляет о_________________________
___________________________________________________________________________. Автор хвалит_________________________