Ход урока. 1. Оргмомент. -Садитесь. Откройте тетради и запишите число. 2.Введение в урок - Ребята, посмотрите на экран. -Какое впечатление производит на вас эта картина? -Что в ней особенно красиво? - Может быть кто – то вспомнит, как она называется? «Золотая осень» - А какой художник её написал? (И.И. Левитан) - Как вы думаете, почему Исаак Ильич дал ей такое название? (Преобладают жёлто – золотистые цвета. Она наполнена солнечным светом. Деревья в золотых платьях.) - Осень не только радует нас своей красотой. В это время года на полях, в садах и огородах идёт сбор урожая. Вы знаете , какие овощи убирают осенью? Сейчас проверим, кто у нас самый сообразительный... 3. Интеллектуальная разминка. - Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать... Запишите отгадки, проговаривая их по слогам. ( 1ученик работает у доски, 1 ученик у компьютера) Дети записывают слова, ставят ударение, подчёркивают безударные гласные В тетради: Овощи: морковь, чеснок, огурцы, перец, картофель, лук, капуста. Загадки. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь) Маленький, горький, луку брат, К пище приправа, а на микробов - управа. (чеснок) Под листочком, у оградки лягушата спят на грядке: Бок зелёный, прыщеватый, а животик беловатый, (огурцы) Красный Макар по полю скакал И в борщ попал (перец) Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели, да хвалили? (картофель) Стоит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук) Стоит матрёшка на одной ножке, Закутана, запутана 100 одёжек и все без застёжек. (капуста) - Разделите слова на слоги (прохлопываем) Назовите односложные слова. Почему их так называют? (Лук) - Назовите двусложные слова. Сколько в них гласных звуков? (морковь, чеснок, перец) - Назовите трёхсложные слова. Сколько в них гласных звуков? (огурец, картофель, капуста) - Как вы думаете, а четырёхсложные и пятисложные слова в русском языке есть? - От чего это зависит? (От количества гласных звуков в слове.) - Какой вывод мы можем сделать? Вывод. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. 4.Домашнее задание. Подобрать в орфографическом словаре по 3 четырёхсложных и пятисложных слова. - А теперь давайте отдохнём и поиграем. 5. Игра в мяч. «Образуй новые слова!» -Образуйте новые слова, убрав 1 слог радуга – дуга машина – шина лесник – лес дорога – рога забор – бор огород - город - Молодцы! В эту игру мы ещё поиграем, но на другом уроке. 6. Введение в тему урока. - Ребята, раскрою вам тайну: нам в кабинет вчера прислали письмо. От кого? - На конверте написано « От Знайки». Так вот... Я конверт распечатала, а там... - Но лучше вы сами посмотрите... Это стихотворение о второкласснике. Давайте его прочитаем. Мы изучаем пер - енос Вот как слова я перенёс. Едва – е-два И получил за это «два». Укол – у-кол И получил за это «кол». Опять – о-пять Теперь, наверно, будет «пять»? - Ребята, получит ли второклассник отметку «5»? Почему? - Как вы думаете, о чём нам хотел напомнить Знайка? Свободные высказывания детей, приводящие к самостоятельным выводам. (Нужно правильно переносить слова) - Что для этого мы должны знать? (правила переноса) Вывод: Чтобы грамотно перенести слова, мы должны соблюдать правила переноса. - В соответствии с выше сказанным, попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Для достижения результата какую цель мы поставим перед собой ? (Учиться переносить слова с одной строки на другую с учётом правил переноса) - Пригодятся ли нам эти знания в жизни? - Конечно, иногда при записи слов мы пользуемся переносом, т.к. слово не помещается на строке. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса. Тогда у нас не будет проблем, как у героя стихотворения. -Какое умение поможет нам в работе? ( умение слушать и слышать других) Итак, давайте вспомним правила переноса, которые помогут нам найти и исправить ошибки мальчика. Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить. 7. Игра на внимание «Потопаем, похлопаем». Если названное слово можно переносить – хлопаем, а если нельзя – топаем. тигр – т лиса – х олень – т ворона – х белка –х стриж –т енот –т воробей –х жираф –х аист –т слон –т 8. Упражнения в переносе слов. -Давайте с вами исправим ошибки, которые допустил герой нашего стихотворения, и перенесём слова правильно (с комментированием) Работа в тетради: пере – нос ( пе – ренос), ед – ва, укол, опять Вывод. Чтобы правильно перенести слова, нужно уметь правильно разделить его на слоги. 9. Игра «Грамотеи» Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей. - Посмотрите на экран. Как вы думаете , какие слова здесь зашифрованы? то, пад, лис де, вья, ре сен, о, ний - Из скольких слогов состоят эти слова? Что вам помогло догадаться? - Запишите эти слова, разделив их для переноса. Работа в тетради: лис-топад, листо-пад де-ревья, дере – вья осен – ний -Как вы перенесли? У всех так? У кого по – другому? - Сколько же способов переноса может быть в словах из 3 слогов? Вывод. У трёхсложных слов может быть один или два способа переноса с одной строки на другую. - Составьте предложения с этими словами. -Что общего у них? ( На тему « Осень») -Как можно озаглавить текст? ( Листопад) Запишите 1 предложение. Работа в тетради: Стоит тёплый осенний денёк. С деревьев падают листья. Начинается листопад. - Подчеркните главные члены предложения. 10. Словарно – орфографическая работа (Работа со словарями) -Отгадайте загадку: Он носом в землю постучит, Взмахнёт крылом и закричит. Кричит он даже сонный, Крикун неугомонный. (Петух) Лексическое значение слова (словарь Ожегова) Дополнительные сведения о петухе (интернет) Фразеологические обороты (словарь фразеологизмов) Правописание слова – петух Запись предложения о петухе (делим слова для переноса) Работа в тетради: На за - боре си -дит пе-тух. 11. Применение знаний. ( Готовность – «руки домиком») 1 ряд – работа с учебником. Упр. 110 Двусложные слова: ро –яль, ок –но, лис – тья, стра – ус, ов – ца, ос – лик 2 ряд - работа с тестами. С.19, №6 Нельзя переносить: окунь, лещ, сом, карп, омуль, язь, ёрш, сельдь. -Как назвать эту группу одним словом? (Рыбы) 3 ряд – работа по карточкам. Карточка №1 Исправьте ошибки и запишите слова, правильно поделив их для переноса. Вор-она,ст-риж,ча-йка,о-сенью,сел-ьский,учебн-ик,спо-рт,плать-е,сто-йка,олень-я. Воро-на,стриж,чай-ка,осе-нью,сель-ский,учеб-ник,спорт,пла-тье,стой-ка,оле-нья Проверка 1и 2 группы, 3 сдаёт работу. 12. Итог урока. -Практические задания показали, что вы хорошо научились переносить слова с одной строки на другую. -А теперь проверим, как вы усвоили правила переноса. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН 13. Рефлексия -Каким для вас было сегодняшнее занятие? -Кого мы сегодня похвалим? - Вы все сегодня очень старались, поэтому я говорю вам МОЛОДЦЫ! Спасибо! 1. Лексическое значение слова. Петух. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова вот какое лексическое значение у этого слова: Самец домашних кур и некоторых куриных. (Индейский петух – индюк. Петух куропатки) --------------------------------------------------- 3.Лексическое значение слова. Петух. В словаре русских синонимов вестник зари, забияка, кочет, задира, драчун, вояка. В отдельных районах нашей страны петуха называют «певень», «певун». Слова петух, певень, певун русские. Образованы от глагола петь. ------------------------------------------------------- 2. Лексическое значение слова. Петух. В словаре Ушакова Домашняя птица, самец кур, с красным гребнем на голове и шпорами на ногах. |