Текстовый материал: морская лексика. Учебник: Л.Ф.Климанова «Русский язык. 2 класс».
Оборудование: доска, на доске сказочный океан и в нем острова (каждый остров соответствует части речи), корабль, скалы, пираты, подводные камни, жители островов (дельфины, осьминоги). Остров располагается в центре доски.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Проверьте, всё ли у вас есть на парте для работы? (СЛАЙД 2)
Тогда вперёд…
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я примусь!!!
II.Постановка задачи урока. (СЛАЙД 3)
Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Частей речи. Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться.
А каким должен быть мореплаватель?
III.Чистописание.
Перед тем, как отправиться в путь, надо размяться.
Сегодня наша разминка будет следующая: (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)
Мм мор
На второй строчке запишите однокоренное слово с корнем –мор-
(море, моряк, морской)
Выделите корень.
Почему эти слова называются однокоренными?
Как еще мы можем назвать?
Почему?
IV.Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.
Итак, в путь!
Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией (т.е. продуктами), в том числе овощами. А вот какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать?
Загадки.
Про этот овощ сложена загадка: «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы отрывали».
Огородное растение с крупными семенами – горошинами.
Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова».
Итальянцы назвали этот овощ золотыми яблоками.
Этот овощ получил свое название «агурос» за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.
Этот овощ завезен был к нам из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле. (СЛАЙД 4)
Мы отправляемся в путь. Вы знаете, что каждый мореплаватель заранее очень серьезно готовится к путешествию. Вот я сейчас и проверю, как вы дома подготовились к нему. Что вам было задано на дом?
(повторить правила о частях речи).
Какие части речи вы знаете?
(ответы детей)
Вот я сейчас подумала, хорошо бы в пути нам сопутствовала солнечная безветренная погода. Но, к сожалению, погода на море очень изменчива.
Вот и сейчас подул ветер и хочет нам помешать.
Мы не должны этого допустить.
Восстановите скорее все данные. (ЛИСТЫ НА ДОСКЕ НА МАГНИТАХ)
На доске: (после исправления)
им. сущ. им. прилаг. глагол предлог
Часть речи
Часть речи
Часть речи
Часть речи
предмет
признак
действие
Пишется отдельно от слов
Кто? Что?
Какой?
Какая?
Что делать?
Что сделать?
VI. На острове Имени существительного.
Распознавание одушевленных и неодушевленных имен
существительных.
Правило большой буквы. (СЛАЙД 5)
Мы в Океане частей речи, приближаемся к острову Имя существительное. Что вы знаете об имени существительном?
На этом острове живут два добродушных весёлых существа. Это дельфин – Кто и рачок Что.
Они очень любознательные. Они хотят узнать как можно больше имен существительных.
Поможем им?
Распределите имена существительные в два столбика; кто хочет? (СЛАЙД 6)
На доске и в тетради.
Кто? Что?
кит, берег, брызги, чайка, дно, акула
или
волны, рыба, дельфин, океан, брызги, кит.
Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто?
Что обозначают имя существительное?
Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Что?
Я думаю, что дельфины остались довольны нашей работой.
Как пишутся их имена?
Почему?
VII. На острове Имя прилагательное.
Упражнение в правильном употреблении имен прилагательных.
Плавание продолжается. На нашем пути остров Имя прилагательное. (СЛАЙД 7)
Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые осьминоги. Освободить их нам помогут только наши знания.
Что вы знаете об имени прилагательном?
Выберите нужные имена прилагательные и восстановите предложения: (СЛАЙД 8)
Слова для справок: пугливая, смелый, полосатый, шустрая, лесные, яркие.
Запись предложений комментирована:
(Предложения записаны на доске с пропусками, на месте пропусков – осьминоги).
…рыбки скользят у самого дна.
Рыщет по морю … селедка.
Вылезает из-под камня … краб.
Забралась в свой дом … улитка.
Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.
Проверяем.
Что же такое имя прилагательное?
VIII. На острове Глагол.
Распознавание глаголов в тексте. (СЛАЙД 9)
Смотрите, вот еще один остров!
Я знаю, что жители этого острова очень часто забывают его название.
Как он называется?
Что вы знаете о глаголе? (СЛАЙД 10)
Задание:
Найдите в тексте и подчеркните двумя чертами глаголы.
Проверяем.
X. Подводные камни – предлоги. (СЛАЙД 11)
Определение роли предлогов в речи.
В путешествии иногда бывает так, что в более мелких местах корабль может наткнуться на подводные камни.
Эти камни в нашем океане называются … Как?
Но чтобы этого не случилось с нашим кораблем, ответьте мне, что вы знаете о предлогах?
В чем заключается главная работа предлогов?
Обведите в кружочек зеленой ручкой предлоги.
С какими словами они связаны?
XI. Остров Безграмотландия. (СЛАЙД 12)
Самостоятельная работа.
Побывав на всех островах, мы отправляемся домой, но на нашем пути очень коварный остров Безграмотландия.
Здесь живут пираты, которые не знают правил русского языка. (СЛАЙД 13)
Они предлагают вам самостоятельно распределить части речи по столбикам.
Вы должны быть очень внимательны, потому что пираты допустили ошибки.
Подпишите листочки.
Начинайте работу.
Исправь ошибки пиратов с острова Безграмотландия. (СЛАЙД 14)
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Предлог
Большая
Волна
Белая
Красивые
На
Набегает
Морской
Чайка
Водоросли
Над
Парит
Берег
Зеленеют
Раскинулся
Под
около
(задание выполняется самостоятельно)
XII. Домашнее задание.
А вот дома я предлагаю вам самим придумать по пять слов каждой части речи и записать их в четырех столбиках.
Слова должны быть на морскую тему (кроме предлогов).
XIII. Подведение итога урока.
Дорога домой проходит через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота, задают нам вопросы, ответив на которые, мы попадем домой.