Открытый урок в 8 классе по теме: «Океания. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н.Н.Миклухо-Маклая».
Тип урока: Изучение нового материала
Цели и задачи урока:
1. Образовательные
- Познакомить учащихся с географическим положением Океании
- Расширить знания о природе и жизни коренных жителей о. Новая Гвинея, о русском путешественнике Н.Н. Миклухо-Маклае.
2. Коррекционно-развивающие
- Корригировать произвольное внимание, речь, логическое мышление путём беседы, ответов на вопросы, выполнения практических заданий.
- Обогащать словарный запас через выполнение опережающих заданий.
3. Воспитывающие
- Воспитывать любовь к окружающей и необычной природе других материков;
- Расширять кругозор школьников.
- Воспитывать интерес к учёбе и предмету.
- I. Организационно – подготовительный этап
II. Основной этап урока
2. Цель – организовать познавательную деятельность учащихся.
Дети должны разгадать тему урока. Слайд 2, 3.
Учитель: - Составив из данных слогов название группы островов в Тихом океане, вы узнаете тему нашего урока.
7
5
3
4
1
6
2
Я
Н
Е
А
О
И
К
- Ответ:
1
2
3
4
5
6
7
О
К
Е
А
Н
И
Я
- Какое слово получилось?
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по Океании, побываем на одном самом крупном из ее островов, познакомимся с разнообразием природы, жизнью и бытом коренных жителей о. Новая Гвинея, русским путешественником Н.Н. Миклухо-Маклаем. И так, в путь! (запись темы урока в тетрадь).
Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала. Слайд 4.
Помимо шести континентов, в водах Мирового океана расположено самое большое на Земле скопление островов - это Океания. Океанией называют острова, лежащие в центральной и юго-западной части Тихого океана к северо-востоку от Австралии. Этот островной мир состоит почти из 7 тысяч островов, часть из которых образует архипелаги.
Архипелаг - группа островов, расположенных близко друг к другу и имеющих обычно одно и то же происхождение (материковое, вулканическое, коралловое) и сходное геологическое строение. В некоторых архипелагах острова могут иметь и разное происхождение.
Общая площадь Океании около 1,3 млн км2.( Записать в тетрадь).
1.Где располагается Океания?
2. Каково расположение Океании относительно Экватора,
4. Назовите острова, входящие в Океанию? (К карте приглашается ученик).
Вопрос и задание:
Большая часть островов сгруппирована в архипелаги. Назовите и покажите их на карте. (Новая Зеландия, Соломоновы о-ва, Фиджи, Гавайи)
МАТЕРИКОВЫЕ ОСТРОВА- участки материка, отделившиеся от него вследствие разрушения или опускания части суши.
Вулканические острова — острова, образовавшиеся в результате вулканической деятельности на дне моря.
КОРАЛЛОВЫЕ ОСТРОВА - острова, возникшие в результате жизнедеятельности рифостроящих организмов в океанах и морях.
Типы происхождения островов
Материковые
Вулканические
Коралловые
Новая Гвинея
Новая Зеландия
Гавайские
Новая Каледония
Новые Гебриды
Фиджи
Самоа
Большой Барьерный риф
Слайд 7.
Размер островов.
«Объясните, как и почему изменяется размер островов, при движении от юго-западной части Океании к ее центральной части?»
Одинаковы ли по размеру острова Океании?
Где располагаются самые большие?
Где располагаются самые малые?
Каковы они по происхождению?
Почему от берегов Австралии к центру Тихого океана размер островов уменьшается?
Как меняется тип происхождения островов?
Проблемное задание (решают под руководством учителя)
Размер островов.
«Объясните, как и почему изменяется размер островов, и их рельеф при движении от юго-западной части Океании к ее центральной части?»
Одинаковы ли по размеру острова Океании?
Где располагаются самые большие?
Где располагаются самые малые?
Каковы они по происхождению?
Почему от берегов Австралии к центру Тихого океана размер островов уменьшается?
Как меняется тип происхождения островов?
Повторяется вопрос и делается вывод:
Это происходит из-за увеличения глубины.
Это происходит из-за увеличения глубины.
О чем говорит тот факт, что среди островов Океании много вулканических? (проблемный вопрос)
Это активный район земной коры, чем и объясняется наличие островов вулканического происхождения.
Как и почему в центральных, наиболее глубоких, районах Тихого океана образовались коралловые острова? (проблемный вопрос).
Они образовались на вулканических островах.
ИНТЕРЕСНОЕ:
В 1999 году воды вокруг Новой Зеландии по неизвестным причинам кишели гигантскими кальмарами. Обычно в год здесь ловится один- два экземпляра длиной до 14 метров (вместе со щупальцами). Но в 1999 году в рыбачьи сети попались 23 чудовища. Однако с глубины они были подняты уже все мертвые. Слайд 8.
III. Физминутка
4. Рассказ-беседа о самом крупном острове в Тихом океане – Новая Гвинея: Новая Гвинея – второй по величине остров после Гренландии (найти и показать на карте). Слайд 9.
В настоящее время о. Новая Гвинея принадлежит двум государствам. Это Папуа - Новая Гвинея она занимает восточную часть острова и Индонезия – западную (показать эти государства на политической карте мира). Слайд 10.
Животный и растительный мир Новой Гвинеи
Новая Гвинея – тропический остров с большим видовым разнообразием животных и растений. Встречается большое количество эндемичных видов – не живущих больше нигде в мире.
Растительный мир представлен более 11 000 видов, среди которых 2 500 видов уникальных орхидей и 1 200 деревьев. Слайд 11.
Слайд 12.
Западная часть Новой Гвинеи по праву считается одним из немногих регионов на планете, еще не изведанных человеком. В исследованиях не помогают даже спутниковые фотографии региона. Над густым западным лесом постоянно висят плотные тучи, не позволяющие заглянуть в центр непроходимых джунглей из космоса.
Слайд 13.
Новая Гвинея – родина более 500 видов птиц, 400 земноводных, 180 млекопитающих и 450 бабочек. Встречаются различные сумчатые животные, прибывшие на остров, по мнению ученых, из Австралии, которая раньше была соединена с островом.
Слайд 14-17.
Совсем недавно, в 2005 г. группа американских исследователей обнаружила район в западной части острова, который окрестила «Эдемским садом». Люди обнаружили там несколько видов неизвестных науке животных, в том числе «райскую птицу» шестиперую Берлепшу, которую ранее считали вымершей. Все найденные животные абсолютно дикие и не боятся людей. Исследователи даже смогли взять на руки длинноклювую проехидну, которая свободно подпустила к себе человека.
Слайд 18.
Символом Новой Зеландии является нелетающая бескрылая птица киви. Она ведет ночной образ жизни, длинным клювом разыскивая в траве пищу. Самка в два раза больше самца, несет крупные яйца весом около 0, 5 кг.
Новая Зеландия является основным поставщиком фруктов киви. Эти плоды так названы за сходство с птицей.
Подводный мир так же чрезвычайно многообразен. Насчитывается не менее 1 000 видов рыб, населяющих прибрежные воды и пресноводные реки Новой Гвинеи.
Слайды 19-21.
?- Опережающее задание учащегося в виде доклада о русском путешественнике Миклухо-Маклае, который жил на острове, изучал жизнь папуасов
«Николай Николаевич Миклухо-Маклай на острове Новая Гвинея».
Первым учёным, изучившим природу, жизнь и быт населения Новой Гвинеи был русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай. С молодых лет Миклухо-Маклай увлекался естествознанием. Он был биологом, географом, этнографом, врачом, художником. В сентябре 1871 года он отправляется на Новую Гвинею. На берег Миклухо-Маклай высадился один без оружия. Коренные жители острова – папуасы встретили его с недоверием. Маклая это не остановило, он вошёл в деревню, сел на циновку, снял башмаки, лёг… и уснул. Но в последствие, своим вниманием, правдивостью и дружеским отношением он завоевал любовь и доверие папуасов. Папуасы полюбили Маклая, стали называть его своим братом. Когда он уехал, они годами хранили его вещи, жилище и ждали его возвращения. Прошло много лет. В конце прошлого века группа российских учёных посетила деревню, где жил Миклухо-Маклай. Они отметили, что жители этой деревни сохранили о нём память. О Миклухо-Маклае рождались легенды. Своим детям папуасы нередко дают имя Маклай.
Новая Гвинея населена в основном папуасами. Эти группы народов проживают в маленьких деревеньках, в отдельных труднодоступных районах. Жилище папуасов – четырех угольная хижина, устанавливаемая на сваях. Главное занятие населения – рыбная ловля и земледелие. Они выращивают кокосовые пальмы, бананы, ананасы, сахарный тростник.
5. Подведение итога:
1.Что такое Океания?
2. Покажите на карте Океанию.
3. Какой остров в Океании самый большой?
4. Кто первым из русских учёных изучил жизнь и быт народов Новой Гвинеи?
5. Чем занимаются коренные жители Новой Гвинеи?
6. От чего зависит размер островов в Океании?
Задание
Какие географические объекты изображены на карте цифрами?
Проверка правильности выполнения задания производится после его выполнения.
6. Объявление оценок
7. Домашнее задание