Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Сочинительные и подчинительные союзы"»
Открытый урок по русскому языку в 7 классе.
Тема: «Сочинительные и подчинительные союзы.
Запятая в сложном предложении».
На уроке используется проектная карта и презентация.
Данный урок рассчитан на 45 минут; является 4-м в теме "Союз", первоначальные знания о сочинительных и подчинительных союзах и знаках препинания в сложном предложении у ребят есть.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении.
Развивающие:
создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,
воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику
воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
Организационный момент. Сегодня на уроке мы работаем с проектной картой (см. приложение 1).
Актуализация знаний учащихся.
Вопросы:
1.В чём отличие самостоятельных частей речи от служебных?
2.Для чего в речи нужны предлоги?
3.Сейчас мы повторим, что знаем по теме «Союз». В проектных картах в разделе «Актуализация знаний» вы должны дописать правило.
4.Проверим написанное вами, используя презентацию (см. приложение 2, презентация «Союз», слайды 2,3,4).
Оцените свои результаты: если ошибок нет или допущена одна неточность, поставьте себе «5». Если допущено 2-3 ошибки или неточности, поставьте оценку «4». Если ошибок 4-5, поставьте себе «3». Поднимите руку, кто поставил себе «5».
Объяснение нового материала.
Откройте тетради, запишите тему урока (слайд 5). Поставим цели (слайд 6):
1.Выяснить, для чего нужны сочинительные и подчинительные союзы.
2.Продолжить формировать навык постановки запятой в сложном предложении.
Запишем предложения. Ваша задача определить, для чего употреблены союзы в данных предложениях, и поставить запятые.
Солнце медленно появлялось из-за ветвей деревьев, и они озарялись его лучами. Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне и дожидались, когда к ним придут его первые лучи.
(Я использую для работы с данными предложениями электронную доску «Смарт»).
Ученик работает у электронной доски. Вопросы для работы:
1.Какой союз мы видим в предложении? Выделите его.
2.Для чего он употреблён?
3. Как вы это определили? Подчеркните грамматические основы.
4.Что можем сказать о знаках препинания?
Вопросы к классу после разбора предложений:
1.В чём отличие этих предложений? (В первом для связи простых предложений использован сочинительный союз и; во втором для связи предложений использован подчинительный союз когда, для связи однородных сказуемых использован союз и)
2.В чём особенность СПП? (От одного простого предложения к другому можно поставить вопрос).
3.Давайте начертим схемы этих предложений.
4.В проектной карте урока, сделав выводы, допишите правила в разделе «Новая тема».
5.Проверим написанное вами, используя презентацию (см. приложение 2, презентация «Союз», слайды 7,8,9).
6.Оцените свою работу.
Оцените свои результаты: если ошибок нет или допущена одна неточность, поставьте себе «5». Если допущено 2-3 ошибки или неточности, поставьте оценку «4». Если ошибок 4-5, поставьте себе «3». Поднимите руку, кто поставил себе «5».
7. А теперь проверим наши выводы, используя учебник. Стр. 149, 151.
4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.
Работаем устно с презентацией «Союз», слайды 10-15.
Задание: прочитайте предложение, найдите союз, определите, что он соединяет; объясните, нужна ли запятая в данном предложении.
По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.
Слуга вошел и объявил ( ) что лошади давно готовы.
Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.
Работаем с проектной картой урока (см. раздел «Закрепление изученного»). Прочитайте текст. Найдите одно сложносочинённое и одно сложноподчинённое предложение (знаки препинания не расставлены). Расставьте в них запятые. Начертите схемы.
Море Айвазовского.
1) Я всегда считал что Айвазовский придумывал в море «красивости». 2) Однажды я пошёл посмотреть бурю на море рано утром. 3) Солнце вставало и большие валы катились к берегу и разбивались о скалы. 4) В гребешках волн сияли бриллианты которые разносил ветер. 5)Было очень красиво и я не мог оторвать от моря глаз. 6) Так я убедился что свои «красивости» Айвазовский не придумывал.. (По Д. С. Лихачёву.)
Иван Константинович Айвазовский - русский художник-маринист, автор более 6 тысяч полотен.
Маринист - художник, рисующий морские виды.
2.Прочитайте предложения. Определите, простые они или сложные, подчеркнув грамматические основы. Найдите союзы. Определите вид сложного предложения (ССП или СПП).
1.Ветер стихал и свежая прохлада распространилась в виноградниках.
2.Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлёк внимания сторожей.
3.Свежесть горных вод повеяла навстречу мне и освежила меня.
Оцените свои результаты: если ошибок нет, поставьте себе «5». Если допущено 2, поставьте оценку «4». Если ошибок 3-5, поставьте себе «3». Поднимите руку, кто поставил себе «5».
5.Самостоятельна работа. Выполните тест (см. приложение 3).
6.Рефлексия. Подведение итогов работы. В проектной карте допишите слово «да» или «нет» после каждого предложения в разделе «Рефлексия»:
1. Сегодня на уроке мне всё было понятно …
2. Я смогу безошибочно найти союзы в предложении …
3. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы…
4. Я смогу правильно поставить запятую в сложном предложении…
Ответьте на вопросы:
Для чего нужны сочинительные и подчинительные союзы?
Когда ставится запятая в предложении с сочинительными и подчинительными союзами?
Поставьте себе итоговую оценку за работу на уроке. Поднимите руки, кто поставил «5».
Проектные карты сдаём, оценка за работу на уроке будет поставлена после их проверки.
1.Союз – это____________________ часть речи, которая служит для связи ____________________ и ____________________________________________
2.Простые союзы состоят из _________________ Например,_______________, __________________ Составные союзы состоят из________________________ ____________________Например,_______________________________________________________________________________________________________
3.Одиночный союз употребляется _____________________________________
4.Повторяющийся союз употребляется _________________________________
5.Двойные союзы состоят из __________________________________________ Например,____________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:
II.Новая тема.
Вывод №1
Сочинительные союзы связывают (что?)____________________и _____________________________________________, которое называется сложносочинённым (ССП).
Подчинительные союзы всегда связывают (что?)
_________________________________________________________, которое называется сложноподчинённым (СПП).
Вывод №2
Перед сочинительными и подчинительными союзами ставится запятая, если они связывают_________________________________________________
Вывод №3
Отличие сложносочинённого предложения (ССП) от сложноподчинённого (СПП) в том, что в ССП предложения (каковы?) ____________________, а в СПП _______________________________________
Оценка:
III. Закрепление изученного.
1.Прочитайте текст. Найдите одно сложносочинённое и одно сложноподчинённое предложение. Расставьте в них запятые. Начертите схемы.
Море Айвазовского.
1) Я всегда считал что Айвазовский придумывал в море «красивости». 2) Однажды я пошёл посмотреть бурю на море рано утром. 3) Солнце вставало и большие валы катились к берегу и разбивались о скалы. 4) В гребешках волн сияли бриллианты которые разносил ветер. 5)Было очень красиво и я не мог оторвать от моря глаз. 6) Так я убедился что свои «красивости» Айвазовский не придумывал.. (По Д. С. Лихачёву.)
Иван Константинович Айвазовский - русский художник-маринист, автор более 6 тысяч полотен.
Маринист - художник, рисующий морские виды.
2.Прочитайте предложения. Определите, простые они или сложные, подчеркнув грамматические основы. Найдите союзы. Определите вид сложного предложения (ССП или СПП).
1.Ветер стихал и свежая прохлада распространилась в виноградниках.
2.Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлёк внимания сторожей.
3.Свежесть горных вод повеяла навстречу мне и освежила меня.
Оценка:
IV. Итог урока. Рефлексия.
1. Сегодня на уроке мне всё было понятно …
2. Я смогу безошибочно найти союзы в предложении …
3. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы…
4. Я смогу правильно поставить запятую в сложном предложении…
5. Я ставлю себе оценку за работу на уроке…
Итоговая оценка за урок:
Приложение 2. Презентация.
Приложение 3.
Тест по теме "Союз"
1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:
А) предлог Б) союз В) частица
2. Укажите неверное утверждение.
А) сочинительные и подчинительные союзы служат для связи двух простых предложений в составе сложного
Б) сочинительные союзы служат для связи однородных членов и простых предложений в ССП
В) подчинительные союзы служат для связи однородных членов и простых предложений в составе СПП
3. Укажите предложение, в котором союз И соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)
А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.
Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.
В) Я вернусь и все вам расскажу.
4. Укажите сложносочиненное предложение (знаки препинания не расставлены.)
А) Мы не могли идти дальше потому что заблудились.
Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.
В) Наш отряд только вчера узнал что опасность миновала.
5. Укажите сложноподчиненное предложение (знаки препинания не расставлены.)
А) Когда над тайгой спустился туман я подплыл к берегу.
Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали.
В) За окном было тепло но вскоре пошел сильный дождь.
6.Напишите, в чём отличие сложносочинённого предложения от сложноподчинённого.