kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме "Сочинительные и подчинительные союзы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала, 4-й в теме "Союз". Соответствует критериям ФГОС. На уроке используется проектная карта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Сочинительные и подчинительные союзы"»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе.

Тема: «Сочинительные и подчинительные союзы.

Запятая в сложном предложении».

На уроке используется проектная карта и презентация.

Данный урок рассчитан на 45 минут; является 4-м в теме "Союз", первоначальные знания о сочинительных и подчинительных союзах и знаках препинания в сложном предложении у ребят есть.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

  • выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении.

Развивающие:

  • создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,

  • формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику

  • воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сегодня на уроке мы работаем с проектной картой (см. приложение 1).

  2. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы:

1.В чём отличие самостоятельных частей речи от служебных?

2.Для чего в речи нужны предлоги?

3.Сейчас мы повторим, что знаем по теме «Союз». В проектных картах в разделе «Актуализация знаний» вы должны дописать правило.

4.Проверим написанное вами, используя презентацию (см. приложение 2, презентация «Союз», слайды 2,3,4).

Оцените свои результаты: если ошибок нет или допущена одна неточность, поставьте себе «5». Если допущено 2-3 ошибки или неточности, поставьте оценку «4». Если ошибок 4-5, поставьте себе «3». Поднимите руку, кто поставил себе «5».


  1. Объяснение нового материала.

Откройте тетради, запишите тему урока (слайд 5). Поставим цели (слайд 6):


1.Выяснить, для чего нужны сочинительные и подчинительные союзы.

2.Продолжить формировать навык постановки запятой в сложном предложении.

Запишем предложения. Ваша задача определить, для чего употреблены союзы в данных предложениях, и поставить запятые.


Солнце медленно появлялось из-за ветвей деревьев, и они озарялись его лучами. Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне и дожидались, когда к ним придут его первые лучи.

(Я использую для работы с данными предложениями электронную доску «Смарт»).


Ученик работает у электронной доски. Вопросы для работы:

1.Какой союз мы видим в предложении? Выделите его.

2.Для чего он употреблён?

3. Как вы это определили? Подчеркните грамматические основы.

4.Что можем сказать о знаках препинания?


Вопросы к классу после разбора предложений:

1.В чём отличие этих предложений? (В первом для связи простых предложений использован сочинительный союз и; во втором для связи предложений использован подчинительный союз когда, для связи однородных сказуемых использован союз и)

2.В чём особенность СПП? (От одного простого предложения к другому можно поставить вопрос).

3.Давайте начертим схемы этих предложений.

4.В проектной карте урока, сделав выводы, допишите правила в разделе «Новая тема».

5.Проверим написанное вами, используя презентацию (см. приложение 2, презентация «Союз», слайды 7,8,9).

6.Оцените свою работу.

Оцените свои результаты: если ошибок нет или допущена одна неточность, поставьте себе «5». Если допущено 2-3 ошибки или неточности, поставьте оценку «4». Если ошибок 4-5, поставьте себе «3». Поднимите руку, кто поставил себе «5».

7. А теперь проверим наши выводы, используя учебник. Стр. 149, 151.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

Работаем устно с презентацией «Союз», слайды 10-15.

Задание: прочитайте предложение, найдите союз, определите, что он соединяет; объясните, нужна ли запятая в данном предложении.

  1. По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.

  2. Слуга вошел и объявил ( ) что лошади давно готовы.

  3. Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.

Работаем с проектной картой урока (см. раздел «Закрепление изученного»). Прочитайте текст. Найдите одно сложносочинённое и одно сложноподчинённое предложение (знаки препинания не расставлены). Расставьте в них запятые. Начертите схемы.


Море Айвазовского.

1) Я всегда считал что Айвазовский придумывал в море «красивости». 2) Однажды я пошёл посмотреть бурю на море рано утром. 3) Солнце вставало и большие валы катились к берегу и разбивались о скалы. 4) В гребешках волн сияли бриллианты которые разносил ветер. 5)Было очень красиво и я не мог оторвать от моря глаз. 6) Так я убедился что свои «красивости» Айвазовский не придумывал.. (По Д. С. Лихачёву.)


Иван Константинович Айвазовский - русский художник-маринист, автор более 6 тысяч полотен.

Маринист - художник, рисующий морские виды.


2.Прочитайте предложения. Определите, простые они или сложные, подчеркнув грамматические основы. Найдите союзы. Определите вид сложного предложения (ССП или СПП).


1.Ветер стихал и свежая прохлада распространилась в виноградниках.


2.Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлёк внимания сторожей.


3.Свежесть горных вод повеяла навстречу мне и освежила меня.


Оцените свои результаты: если ошибок нет, поставьте себе «5». Если допущено 2, поставьте оценку «4». Если ошибок 3-5, поставьте себе «3». Поднимите руку, кто поставил себе «5».


5.Самостоятельна работа. Выполните тест (см. приложение 3).

6.Рефлексия. Подведение итогов работы. В проектной карте допишите слово «да» или «нет» после каждого предложения в разделе «Рефлексия»:

1. Сегодня на уроке мне всё было понятно …

2. Я смогу безошибочно найти союзы в предложении …

3. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы…

4. Я смогу правильно поставить запятую в сложном предложении…


Ответьте на вопросы:

Для чего нужны сочинительные и подчинительные союзы?

Когда ставится запятая в предложении с сочинительными и подчинительными союзами?

Поставьте себе итоговую оценку за работу на уроке. Поднимите руки, кто поставил «5».

Проектные карты сдаём, оценка за работу на уроке будет поставлена после их проверки.

7.Домашнее задание: упр. 363 или 367.



Приложения.

Приложение 1.


Проектная карта по теме

"Сочинительные и подчинительные союзы.

Запятая в сложном предложении."

(Фамилия, имя)__________________________________________________

I. Актуализация знаний.

1.Союз – это____________________ часть речи, которая служит для связи ____________________ и ____________________________________________

2.Простые союзы состоят из _________________ Например,_______________, __________________ Составные союзы состоят из________________________ ____________________Например,_______________________________________________________________________________________________________

3.Одиночный союз употребляется _____________________________________

4.Повторяющийся союз употребляется _________________________________

5.Двойные союзы состоят из __________________________________________ Например,____________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:

II.Новая тема.

Вывод №1

Сочинительные союзы связывают (что?)____________________и _____________________________________________, которое называется сложносочинённым (ССП).

Подчинительные союзы всегда связывают (что?)

_________________________________________________________, которое называется сложноподчинённым (СПП).

Вывод №2

Перед сочинительными и подчинительными союзами ставится запятая, если они связывают_________________________________________________

Вывод №3

Отличие сложносочинённого предложения (ССП) от сложноподчинённого (СПП) в том, что в ССП предложения (каковы?) ____________________, а в СПП _______________________________________

Оценка:


III. Закрепление изученного.

1.Прочитайте текст. Найдите одно сложносочинённое и одно сложноподчинённое предложение. Расставьте в них запятые. Начертите схемы.

Море Айвазовского.

1) Я всегда считал что Айвазовский придумывал в море «красивости». 2) Однажды я пошёл посмотреть бурю на море рано утром. 3) Солнце вставало и большие валы катились к берегу и разбивались о скалы. 4) В гребешках волн сияли бриллианты которые разносил ветер. 5)Было очень красиво и я не мог оторвать от моря глаз. 6) Так я убедился что свои «красивости» Айвазовский не придумывал.. (По Д. С. Лихачёву.)


Иван Константинович Айвазовский - русский художник-маринист, автор более 6 тысяч полотен.

Маринист - художник, рисующий морские виды.


2.Прочитайте предложения. Определите, простые они или сложные, подчеркнув грамматические основы. Найдите союзы. Определите вид сложного предложения (ССП или СПП).


1.Ветер стихал и свежая прохлада распространилась в виноградниках.


2.Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлёк внимания сторожей.


3.Свежесть горных вод повеяла навстречу мне и освежила меня.


Оценка:

IV. Итог урока. Рефлексия.

1. Сегодня на уроке мне всё было понятно …

2. Я смогу безошибочно найти союзы в предложении …

3. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы…

4. Я смогу правильно поставить запятую в сложном предложении…

5. Я ставлю себе оценку за работу на уроке…


Итоговая оценка за урок:

Приложение 2. Презентация.

Приложение 3.

Тест по теме "Союз"

1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:

А) предлог Б) союз В) частица

2. Укажите неверное утверждение.

А) сочинительные и подчинительные союзы служат для связи двух простых предложений в составе сложного

Б) сочинительные союзы служат для связи однородных членов и простых предложений в ССП

В) подчинительные союзы служат для связи однородных членов и простых предложений в составе СПП

3. Укажите предложение, в котором союз И соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.

4. Укажите сложносочиненное предложение (знаки препинания не расставлены.)

А) Мы не могли идти дальше потому что заблудились.

Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.

В) Наш отряд только вчера узнал что опасность миновала.

5. Укажите сложноподчиненное предложение (знаки препинания не расставлены.)

А) Когда над тайгой спустился туман я подплыл к берегу.

Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали.

В) За окном было тепло но вскоре пошел сильный дождь.

6.Напишите, в чём отличие сложносочинённого предложения от сложноподчинённого.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Открытый урок по теме "Сочинительные и подчинительные союзы"

Автор: Южанина Ольга Васильевна

Дата: 27.03.2020

Номер свидетельства: 544508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Открытый урок  на тему "Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов""
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyiuroknatiemupodchinitielnyiesoiuzygruppypodchinitielnykhsoiuzov"
    ["file_id"] => string(6) "318719"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460643930"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Сочинительные и подчинительные союзы". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-sochinitiel-nyie-i-podchinitiel-nyie-soiuzy"
    ["file_id"] => string(6) "197619"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428261308"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок "СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ". "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-slozhnyie-priedlozhieniia-s-razlichnymi-vidami-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "106768"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403083096"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка открытого урока на тему "Сложное предложение""
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka_otkrytogho_uroka_na_tiemu_slozhnoie_priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "410916"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492873079"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Открытый урок по русскому языку "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" (9класс) "
    ["seo_title"] => string(125) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-znaki-priepinaniia-v-slozhnopodchiniennom-priedlozhienii-s-nieskol-kimi-pridatochnymi-9klass"
    ["file_id"] => string(6) "228096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441108668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства