kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку "Причастие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Цель урока: создание оптимальных условий для « открытия нового знания» по теме: «Причастие как часть речи».

Задачи:

  • включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке;
  • формирование умения высказывать собственные суждения, делать выводы, развитие логического и образного мышления;
  • приобщение к великому русскому слову, воспитание любви к Родине через любовь к окружающей природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Причастие"»

Урок русского языка

Тема урока: «Причастие как часть речи».

Класс: 7

Автор: Моисеева Марина Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа №2».

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Цель урока: создание оптимальных условий для « открытия нового знания» по теме: «Причастие как часть речи» .

Задачи:

  • включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке;

  • формирование умения высказывать собственные суждения, делать выводы, развитие логического и образного мышления;

  • приобщение к великому русскому слову, воспитание любви к Родине через любовь к окружающей природе.




















    1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Начнем скорей урок!

Открываем тетрадочку №--- , записываем число-… и оформляем тему «………..как часть речи». Подумайте, пожалуйста, почему в теме урока троеточие? (наверное, речь пойдет о неизвестной нам теме). Сегодня мы начинаем изучение части речи, о которой никогда еще не говорили. Поэтому как определим цель нашего урока: (открыть новые знания по теме)

А какие задачи сегодня стоят перед нами?

(узнать все о новой части речи;

научиться находить ее среди других частей речи;

уметь применять ее в текстах.)

Определиться с новой частью речи нам поможет путешествие в осенний лес.

2. Актуализация изученного.

Гуляя по осенним тропинкам, вглядываясь в красоту осени, мы узнаем много нового и интересного. Нашу работу мы начнем с текста. Это отрывок из рассказа великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки»

Чтение текста учителем (и на экране)

« Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца…

Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег….»

Задание:

  1. О чем этот текст? ( об осени)

  2. Какова основная мысль этого текста? (показать красоту осеннего леса)

  3. Как бы вы его озаглавили? ( Ранняя погожая осень)

  4. Определите стиль текста? ( художественный)

  5. А тип? (описание)

  6. Почему вы решили, что это описание. Докажите.  ( Много прилагательных)

3. Создание проблемной ситуации.

- Найдите прилагательные и выпишите их в строчку. Давайте проверим, что вы выписали. ( Проверка выписанных прилагательных)

- Все согласны? А у кого не так? ( «подсохший», «поредевший», «опавшей», «выпадавшими»).

- Итак, задание было одно?  (Да).

- А выполнили вы его как? ( По- разному).

Мы сейчас с вами начнем обсуждение, в результате которого должна будет появиться сводная таблица признаков новой части речи. Над этим материалом будут работать Ульяна и Лева (в помощь вам еще и материал учебника на стр. 33).

-Итак, мы с вами осознали, что есть некие противоречия в выполнении задания. Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? ( Какой частью речи являются слова подсохший, поредевший, опавшей, выпадавшими ?)

- По каким признакам вы определяли прилагательные ? (Отвечают на вопрос какой? Обозначают признак предмета)

- Давайте поразмышляем над словами « подсохший», «поредевший», «опавшей», «выпадавшими».

- Какой вопрос зададим к ним ? ( Какой? Такой же, как у прилагательных)

- Замените слова « подсохший», «поредевший», «опавшей», «выпадавшими».

словосочетаниями, близкими по значению. ( который подсох, который поредел, которая опала, которые выпали ).

- От каких слов образованы данные слова ( от глаголов)

- С помощью какой морфемы? ( суффиксов –ш-, -вш-)

- Признак какой части речи налицо? (глагола).

- Какие вопросы, похожие на вопрос глагола, можно задать к этим словам? ( что сделавший? Что делающими?)

- Признаки каких частей речи вместили эти слова? ( прилагательного и глагола)

- Какую проблему нам с вами надо решить? ( Какая же это часть речи?)

Об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил : «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Обратите внимание на выделенное слово и догадайтесь, о какой части речи говорил Даль? (Причастие). 

Запись темы урока: «Причастие как часть речи».

Мы с вами уже можем подвести промежуточный итог. Так что же такое причастие? (слово Ульяне с таблицей) ((Причастия образованы от глагола, отвечают на вопрос «что делающий? что сделавший?», имеют замену- который + глагол.бывают сов-несов. вида; наст. и прош. врем.Изменяются по падежам, числам и в ед. числе-по родам. В предложении чаще бывают определениями, реже- сказуемыми). Немного опережая материал, я хочу добавить, что причастия имеют суффиксы: ущ, ющ, ащ,ящ,ом,ем,им,вш,ш,енн,нн,т.)

5. Открытие нового знания.

Теперь мы знаем, что такое причастие.

-Вашему вниманию представляю стихотворение Д. Мережковского «Осенние листья». Распределите слова, которые характеризуют существительное листья, по столбикам (причастие- прилагательное). Докажите свой ответ.

Осенние листья

Падайте, падайте, листья осенние,

Некогда в теплых лучах зеленевшие,

Легкие дети весенние,

Сладко шумевшие!...

В утреннем воздухе дым,-

Пахнет пожаром лесным,

Гарью осеннею.

Молча любуюсь на вашу красу,

Падайте, падайте, листья осенние

( Распределение по группам, доказательные ответы)

6.Первичное закрепление.

Раз мы говорим о причастии, значит оно имеет определенную роль в языке. Как вы думаете, для чего оно необходимо? (причастие образно характеризует предмет, представляет его признак в динамике).

Причастие, так же, как прилагательное, зависит от существительного. Перед вами отрывки из книги «Все о живописи». Прочитайте текст и подчеркните в нем

словосочетания причастие + определяемое существительное. (если у кого –то возникли затруднения, разрешается работа в парах)

Исаак Левитан – творец так называемого «пейзажа настроения». Он очень тонко передавал разнообразное состояние природы, давал почувствовать всю заманчивость окружающего мира.

На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу в медно-золотой осенней отделке. В глубине луга теряется синеющая река, на левом бережке которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветви кустарника. Земля покрыта желтеющей увядшей травой. На противоположном берегу заметен ряд еще зеленых ив, которые радуются осеннему бодрящему воздуху

На поверхности реки отражается высокое небо с белыми тучами. Почти на линии горизонта видны очертания строений, леса, полей.

Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.

Глядя на картину «Золотая осень», зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе. Именно она дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Давайте прокомментируем ваши ответы. ( Это с/с причастие + сущ. Причастие … зависит от существительного…).

- Предлагаю сменить форму деятельности и перейти к работе в парах. Перед вами отрывок из феерии Александра Грина «Алые паруса». Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу словосочетания с причастиями.

Был утренний час. В огромном лесу стоял тонкий пар (?). Охотник (?) двигался вдоль реки.Веткой (?) охотник отметил след и пробрался к воде. Туман ещё не рассеялся. В нем гасли очертания огромного корабля (?). Его свернутые паруса(?) ожили. Ветер (?) лениво теребил их. Всё было белым, кроме парусов.
Охотник (?) удивленно протирал глаза. Паруса были алые. (По А. Грину)
Слова для справок:
1) покинувший свой костер
2) дующий с берега
3) смотревший с берега

4) отломленной от дерева
5) расправленные ветром
6) медленно повертывающегося к устью реки
7) наполнивший всё странными видениями





















































- Мы сегодня много работали.

Что нового узнали? (узнали о новой части речи)

Чему вы научились сегодня на уроке? ( ОТЛИЧАТЬ ПРИЧ. ОТ ПРИЛ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ В ТЕКСТЕ,

Как вы считаете, цель/задачи урока были достигнуты?





Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

 "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

21."А напоследок я скажу".

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

  • Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

  • Что не оправдалось и почему?

  • Мои и наши перспективы?

51.«Акрослово».

  • Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы.

  • М-манящая

  • О –огненно-купольная, отвергнутая Петром

  • С – святая

  • К – колокольная, краснокупольная

  • В – возвеличенная, вольная

  • А – алтарная.

  •    SMS


Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.

  •                    Крайне скверно

  •                     Плохо



Что оказалось самым трудным?

Что на уроке показалось интересным?

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.


















Был утренний час. В огромном лесу стоял тонкий пар, наполнявший все странными видениями. Охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки. Веткой, отломленной от дерева, охотник отметил след и пробрался к воде. Туман еще не рассеялся. В нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса, расправленные ветром, ожили. Ветер, дующий с берега, лениво теребил их. Все было белым, кроме парусов.
Охотник, смотревший с берега, удивленно протирал глаза, пораженный чудом. Паруса были алые.






























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку "Причастие"

Автор: Моисеева Марина Валерьевна

Дата: 11.08.2020

Номер свидетельства: 555567

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Краткие причастия""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_7_klassie_po_tiemie_kratkiie_prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "420507"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496657521"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастный оборот. Повторение и обобщение» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastnyi-oborot-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "131910"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416246074"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Как сделать уроки русского языка интересными"
    ["seo_title"] => string(48) "kak-sdielat-uroki-russkogho-iazyka-intieriesnymi"
    ["file_id"] => string(6) "252522"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447404112"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Причастие»."
    ["seo_title"] => string(43) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_prichastie"
    ["file_id"] => string(6) "525811"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572971513"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Причастие»."
    ["seo_title"] => string(45) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_prichastie_2"
    ["file_id"] => string(6) "571037"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611313535"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства