развивать творческий подход к выполнению предлагаемой работы;
социальные:
развивать умение работать в паре, группе;
учить адекватно оценивать себя и других;
здоровьесберегающие:
контроль за осанкой учащихся;
физкультминутка.
Оборудование урока: листы с печатной основой, кроссворды.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания.
-Ребята, дома вы отвечали на вопрос: « Что такое доброта?». Кто хочет поделиться своими мыслями? (Чтение 2 мини-сочинений).
-Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре С.И.Ожегова.
(Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
Актуализация знаний.
-Скажите, ребята, а какой частью речи является слово доброта?
-Сейчас вы будете работать в группах и построите кластер на тему «Имя существительное», который вам поможет составить связный рассказ об этой части речи. На кластере должно быть видно, что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает, какие морфологические признаки есть, какую синтаксическую роль может играть. Работайте дружно, советуйтесь друг с другом и выполните работу правильно и аккуратно.
КТО? ЧТО?
ПРЕДМЕТ
НАРИЦАТЕЛЬНОЕ
СОБСТВЕННОЕ
ОДУШЕВЛЁННОЕ
НЕОДУШЕВЛЁННОЕ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
СКЛОНЕНИЕ
1 2 3
РОД
ЖЕН. МУЖ. СР.
ПАДЕЖ
(Дети рассказывают, что они знают про имя существительное)
-Скажите, ребята, вам все морфологические признаки хорошо знакомы?
-Вспомните тему прошлого урока.
-Предположите, какой будет тема сегодняшнего урока?
-Правильно, сегодня мы обобщим знания по теме «Падежи имён существительных».
-Для чего нужно знать падежи? Определите цель сегодняшнего урока.
-Молодцы! А сейчас обратите внимание: на ваших партах лежат листы с печатной основой, на них мы будем работать. В правом верхнем углу запишите фамилию и имя.
А на строчках – число: четвёртое марта, классная работа.
4. Работа со сказкой.
-Чтобы повторить названия падежей, мы обратимся к сказке. Вставьте нужные слова.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его……………….
Родился – и стал …………… Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё. что имел, и его называли……………. Но он был большим озорником, за проделки его винили, и он стал …………… Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться…………….. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь…………
-Молодцы, ребята, вы хорошо знаете названия падежей.
5. Работа в парах.
- А теперь проверим, как вы умеете определять падежи! Что для этого нужно знать?
-Правильно, надо хорошо знать вопросы падежей. Назовите их.
-Следующее задание вы выполните, работая в парах, можете советоваться и помогать друг другу.
На листах записаны предложения, найдите в них имя существительное Родина, укажите его падеж и подчеркните как член предложения.
Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. (В.п.)
На чужой стороне Родина милей вдвойне. (П.п.)
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. (И.п.)
Жить - Родине служить. (Д.п.)
Человек без Родины, что соловей без песни. (Р.п.)
Позор перед Родиной хуже смерти. (Т.п.)
- Давайте проверим, как вы справились с заданием.
Итог работы учащихся в парах:
Каким правилом мы должны руководствоваться, чтобы определить падеж имен существительных?
Какой вывод о синтаксической роли имён существительных в предложении мы можем сделать?
-Как называются предложения, с которыми вы работали? Какой темой они объединены?
-Ребята, а вы знаете, как называется страна, гражданами которой мы являемся?
-Как вы понимаете словосочетание малая родина?
Инд. задание: мини-сочинение о Рыльске.
- Ребята, как же мы должны относиться к своей стране, к малой Родине?
Физминутка.
- Вы хорошо работали! А сейчас минутка отдыха. Вы можете встать, выйти из-за парт, смотрите на экран и следите глазами за мячом. Это упражнение снимет напряжение и позволит отдохнуть глазам.
6.Самостоятельная работа.
-Ребята, мы отдохнули, а теперь продолжим работу, ответьте на вопрос: что значит просклонять имя существительное?
-Сейчас вы самостоятельно просклоняете имена существительные и заполните таблицу. Она находится на ваших листах. Посмотрите, что надо указать.
Падеж
Скл.
Род
Скл.
Род
Скл.
Род
И.п.
деревня
пенал
тетрадь
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
7. Исследовательская работа.
-А сейчас вы будете маленькими исследователями. Выделите окончания имён существительных.
Посмотрите, какое окончание имеет существительное 1 склонения в род. падеже? А в дательном и предложном?
Существительное 2 склонения в предл. падеже? Существительное 3 склонения в род., дат. и предл. падежах?
-Скажите, а вам легко было написать эти окончания? Почему?
- Правильно, но бывает и так что ударение не падает на окончание, и возникает вопрос, какую букву писать, и тогда вам поможет правило, с которым вы познакомитесь на следующем уроке.
8.Творческая работа. Составление синквейна на тему «Падеж».
-Дети, я предлагаю вам выполнить небольшую творческую работу. Составьте синквейн на тему «Падеж».
-Давайте вспомним схему синквейна.
Существительное
Два прилагательных
Три глагола
Предложение из четырёх слов
Ассоциация
(Чтение 1-2 синквейнов).
9.Домашнее задание.
-Вы очень хорошо потрудились, и дома вы будете выполнять интересную работу- составлять кроссворд по теме «Имя существительное», а если возникнут затруднения, то поможет вам учебник, не забывайте про лучшего советчика и друга.
Д/з:
Итог урока.
-Ребята, наш урок подходит к концу. Как вы думаете, всё ли получилось? Достигли мы цели урока?
-Кто лучше всех работал на уроке? (Выставление оценок)
-Кому ещё надо потрудиться над темой? Нужно ли вам знать правила, которые мы повторяли? Кому вы расскажете о нашем уроке?