Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку по теме "Род имен существительных"»
Тема: "Род имён существительных
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
- познакомить со способом определения рода существительного.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных.
Воспитательные.
Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу
Оборудование:
таблица (род имён существительных);
карточки для работы в парах;
схема-алгоритм;
карточки со словами;
презентация
Ход урока.
1. Мотивация.Слайд 1
-На экране изображенодва фразеологизма. Попробуйте их назвать.
(спустя рукава, засучив рукава)Слайд 1.1
-Определите их значение.
Спустя рукава - небрежно, кое-как, плохо, означает легкомысленное и безответственное отношение к своему делу.
Засучив рукава- работать энергично, со всем усердием и старанием.
-Правильно, ребята!Слайд 1.2
В Древней Руси носили верхнюю одежду с очень длинными рукавами.Со спущенными длинными рукавами работать было неудобно, так как они очень
мешали. Отсюда и возник фразеологизм спустярукава. -И перед работой надо было подвернуть рукава, по-другому, засучить рукава. И можно было «усердно приниматься за дело».)
-Какой фразеологизм вы выберите для успешной работы на сегодняшнем уроке?
-А как мы не будем работать на уроке? (работать спустя рукава).
-Тогда засучим рукава, и ...за дело! И начнём мы с повторения.
- В каком разделе русского языка мы работали на прошлых уроках? (морфологии)
-Что изучает морфология? (части речи)
- На какие группы их можно разделить?(самостоятельные и служебные)
-Какие вы уже знаете самостоятельные части речи? Служебные?
- С какой частью речи мы начали подробно знакомиться? (имя существительное)
- Что мы уже знаем об имени существительном?(Часть речи, отвечает на вопросы кто? Что?
-Что мы ещё знаем о сущ-ых? (одуш. и неодуш, собств. и нариц., изменяются по числам) Слайд 2
-Какие это признаки сущ-ых?
( одуш. и неодуш.- постоянные признаки, собственные и нарицательные- постоянные признаки сущ-ых, изменение по числам - непостоянные признаки)
-Сегодня мы продолжим знакомство с именем существительным и узнаем что-то новое.
- У каждого из вас на партах есть листы самооценки, в которых вы будете себя оценивать после выполнения каждого задания. И наше первое задание.
2. Актуализация. Слайд 3
-Прочитайте слова.[ к а лˊи к тˊ и ф ][дˊ и рˊ э в нˊ а] [ в а с к рˊисˊэнˊйˊэ]
-Что это за слова?- Почему мы называем их так? Запишите их.Поставьте ударение в словах и подчеркните орфограммы.Слайд 3.1
Проверьте себя.Эталон + --У кого всё правильно? У кого есть ошибки? Почему?
3. Самоопределение к деятельности.Постановка темы и цели урока.
-Что общего у этих слов? (имена сущ., ед.ч.,неодуш., нариц.)
-А чем они отличаются друг от друга, мы сможем сказать, посмотрев небольшую сказку.
Сказка
(включается презентация наинтерактивной доске)
Королева:
-Ребята, я Королева из государства Морфология.
-В моей стране живут имена существительные. И они настолько похожи друг на друга, что я их постоянно путаю.
-Объявляю, что награжу по-королевски того, кто придумает, как различать все эти имена существительные!
Услышали про это дед и баба в королевстве.
Дед:
-Пойдем, баба, заработаем.
Дед набрал себе много слов и сказал:
- Пусть эти слова будут мои, мужского рода.
А баба схватила много слов себе и сказала:
- А эти слова будут мои, женского рода.
Королева:
-А как же слова, которые остались?
Дед и баба вместе:
-А эти слова будут среднего рода.
Королева:
-Откройте же мне свой секрет различия этих слов!
-Ребята, а вы можете помочь королеве? Как можно определить к какому роду относятся существительные? (ответы детей)
Баба:
- Правильно! Мы даже стихотворение про это с дедом сочинили:
Женский род запомню я
И скажу: Она, моя.
Дед:
Я запомню род мужской,
И опять скажу: Он, мой.
Дед и баба:
Средний род: Оно, моё –
Это правило твоё.
Королева:
-Замечательно! Теперь я никогда не перепутаю имена существительные.
-Чем же отличаются наши словарные слова? (родом)Слайд 3
- Какова тема нашего урока? (Род имён существительных)Слайд 4
-Чему мы будем учиться? (учиться определять род имён существительных) Слайд 4
4. Открытие нового знания.
-Давайте определим род этих существительных. Слайд 5.
-Какие слова нам помогут определить род имён существительных?
- Чтобы определить род у имени существительного, нужно заменить существительное подходящим по смыслу местоимением. Если можно заменить местоимением он, то это существительное мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода.( на кластере открываю карточки)
Это слова-помощники. Кластер на доске
Имя существительное
не имеют
родасущ-ые
в форме мн.ч.
ж.р.
она моя
м.р.
он мой
ср.р.
оно моё
-Молодцы. Но у меня возник ещё один вопрос.
-Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего?
-Тогда к какому признаку можно отнести род имён существительных? (Постоянному)
-Молодцы!
Физминутка
Задание: женский род – похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.
-Итак, мы открыли новое знание, а сейчас мы должны потренироваться и закрепить наше новое знание.
-Откройте учебники на 19 странице, упр.№412
-Прочитайте условие.Определите род существительных и запишите их в три столбика: от слова "рюкзак" до слова «музей». А на доске самостоятельно работают три ученика (проверка по эталону на доске +, -).
-У кого всё правильно? У кого есть ошибки? Почему?
- Умницы! Даю еще два слова: ручки, ножницы.
Чтобы узнать род имени существительного в форме множественного числа, надо поставить его в форму единственного числа.
Слово"ножницы"
-Не можем определить род.
-Почему? (ответы детей)
В
не имеют
родасущ-ые
в форме мн.ч.
русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме мн.ч. у них нет формы единственного числа.У таких существительных род определить нельзя.
Эти существительные не имеют рода. (кластер)
Приведите примеры
6. Работа в парах.
-Определите род существительных в стихотворении.Вспомните правила работы в группе и парах!
Катя взяла свою тетрадь -
Решив учить уроки:
Озёра стала повторять
Моря и океаны.
(проверка по эталону на доске +, -).
-У кого все правильно?(+) У кого есть ошибки? -
Включить проектор с интерактивной презентацией для групповой работы.
-Пока все будут работать в парах , одна группа будет работать у доски.
6.1Творческая работа.Одна группа работает у доски.
-Вам надо составить из пазлов пословицу, определить род имён существительных. Объяснить ее значение.
Труд кормит, а лень портит.
(выполняется на интерактивной доске)Проверка.
-Поставьте себе в лист самооценки +
7. Игра "Кто быстрее?"
Каждый ряд получает лист с существительными. Чей ряд быстрее определит род имён существительных, выигрывает. За каждый правильный ответ получаете балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.
грусть-
детство-
морковь-
брюки-
печенье-
огурцы-
серёжки-
карась -
глобус-
вёдра-
парта-
сутки-
точилка -
календарь-
прятки-
вёдро-
сынуля-
сиденье
Подведение итогов.Отлично!
8.Рефлексия.
-Давайте подведём итог и расскажем, что нового мы сегодня узнали об имени существительном. Слайд
(существительные бывают м.р., ж.р. и ср.р.)
- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?Как вы считаете, мы достигли её?
-Как мы уже много знаем о существительном.(на слайде).
Но что-то нам ещё предстоит узнать. Об этом мы поговорим на следующих уроках.
-Кто доволен своей работой на уроке?
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- Что было интересней всего?
- Кому было трудно и ещё нужна помощь?
- В чём испытали затруднения?
-Проверьте листы самооценки.(на слайде).
- У кого 3 или 4 плюса -получают 5. У кого 2+ - получают 4, а укого один- надо еще поработать.
Домашнеезадание.
докончить упр. №412
по желанию составить и записать предложение с одним из этих существительных.