формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач,
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Самоопределение к деятельности | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: « Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно». Расскажу я вам сейчас лингвистическую сказку: В Морфологическом государстве, в городе Орфография, на горе Культура речи, жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? что? И было у неё три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье, было оно собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым и изменялось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. А звали её… Существительное. - Мы сегодня с вами будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций. - Прослушайте первый инструктаж. Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На «отлично» напишу. – Работа в тетрадях, каллиграфическая минутка. Откройте тетради, запишите число, классная работа, пропишите буквы Сс Щщ Тт Вв Лл Нн | Учащиеся настраиваются на работу |
Актуализация знаний | - Посмотрите на экран. Слайд Б.рёза, ч.л.век, в(?)юга, а.тобус, м.дведь. - Какую работу вы могли бы предложить? -Выполните задание - Проверьте. СЛАЙД - Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя: не допустили ошибок, поставьте +; допустили ошибку - в задании №1 -К какой части речи относятся эти слова? -Что такое имя существительное? -На какие вопросы отвечает? -Что обозначает? - Задайте вопросы к каждому из данных слов. Подчеркните слова красным карандашом, отвечающие на вопрос кто? ,синим – на вопрос что? - Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании №2 | -Вставить пропущенные буквы и записать слова Записывают слова в тетрадь Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу -К именам существительным -Часть речи -Кто? Что? -Обозначает предмет Учащиеся выполняют задание Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу |
Постановка темы и цели урока | -Как называются слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что? - Сформулируйте тему урока. СЛАЙД -Какой результат будет в конце урока? Начните со слов: «Уметь … что делать? Сформулируйте тему и цель | -Одушевлённые, неодушевлённые -Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые -Цель: уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
Открытие нового знания | -На какую тему мы говорили на предыдущем уроке? - На какие две группы мы можем разделить имена существительные, в зависимости от вопроса? - Заполним наш кластер (работа на доске) - Что относится к одушевлённым именам существительным? - Что относится к неодушевлённым именам существительным? - Сформулируйте определение: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые -молодцы, ребята. Не забываем себя оценивать. Берем свой лист достижения и ставим + или - | _Имя существительное как часть речи. -Одушевлённые и неодушевлённые -Люди, животные -Неживые предметы, растения, явления окружающего мира Чтение правила, стр.50 |
Первичное закрепление во внешней речи | А теперь поиграем. Работа в парах. Упражнение «Волшебные превращения» -Прочитайте слова: коса; мак; капля; сон. -Какой вопрос зададим к этим словам? -Какие это имена существительные? -Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос Кто? -Как назовем одним словом эти слова? Вы молодцы, справились. Оцените себя, пожалуйста. | Учащиеся работают в парах -Что? -Неодушевлённые Коза; рак; цапля; сом. -Одушевлённые |
Физминутка | Упражнение «Внимательные глазки». -Обратите внимание на экран. Поиграем с вами в игру «Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет» | Дети выполняют упражнение |
Закрепление нового знания | 1. Работа в парах - Составьте предложение со словом, которое отвечает на вопрос «Кто?» Составьте предложение со словом, которое отвечает на вопрос «Что?» Проверяю по 1 из пары. Хорошо, молодцы, ребята. Взяли свои листы достижений и оценили себя. 2. Самостоятельная работа -Прочитайте слова. Что можете сказать про них? Сила - … Работа - … Футбол - … Пожар - …. Лес - … Лыжи - … Бокс - …. Хоккей образуйте однокоренные одушевленные имена существительные от неодушевленных имен существительных -- Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании № | Работают в парах Работают самостоятельно -Неодушевлённые имена существительные Силач Работник Футболист Пожарник Лесник Лыжник Боксер Хоккеист |
Творческое применение полученных знаний | Работа в группах -Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы: р л о а з н д ы а ш; м в и у ш х а н я; с о ш и с н ш а к а. -Используя их, выполните следующие задания и ответьте на вопросы: вытащите из букета садовый и лесной цветок из какой ягоды варенье досталось кому-то нам съеденье отделите плод от растения -Прочитайте записанные слова и найдите лишнее -Почему оно лишнее? Задание в группах. -Вставьте вместо точек слово так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками. Чтобы первое слово было неодушевленным существительным, а второе - одушевленным. Образец. Ва (гон) ец что? вагон; кто? гонец т е (…) р о ж сто п о (…) ч и к лет м у (...) о к а сор п о (...) л е ц бег | Роза – ландыш Вишня – муха Сосна – шишка Муха – одушевленное существительное Учащиеся работают в группах Что? Тесто; Кто? Сторож Что? Полет; Кто? Летчик Что? Мусор; Кто? Сорока Что? Побег; Кто? Беглец |
Итог урока. | -О чем говорили на уроке, над чем работали? -Чему учились на уроке? - Сейчас мы проверим, как вы усвоили данный материал. Я предлагаю всем вместе сочинить синквейн, посвященный этой части речи. Напоминаю вам формулу синквейна. 1 строчка 1 существительное 2 строчка 2 прилагательных 3 строчка 3 глагола 4 строчка предложение 5 строчка 1 существительное (синоним к 1 строчке) | Учитель записывает формулу синквейна на доске под диктовку учащихся. Затем вместе подбирают для каждой строчки нужные слова. Существительное Одушевленное, неодушевленное Описывает, определяет, обогащает Речь без него невозможна Слово |
Рефлексия учебной деятельности | -Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите свой лист достижений и оцените себя: Мне было интересно… Новым для меня оказалось… Я научился… Я понял.. | |
Домашнее задание | Подобрать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | |
Новым для меня оказалось...
Новым для меня оказалось...