kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 5 классе. Тема: "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"»

Урок русского языка

5 класс

Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Цель: Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формировать умение осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач,

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение

к деятельности

  - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш  урок сегодня пройдет под девизом: « Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно».

Расскажу я вам сейчас лингвистическую сказку:

 В Морфологическом государстве, в городе Орфография, на горе Культура речи, жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? что? И было у неё три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье, было оно собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым и изменялось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. А звали её… Существительное.


- Мы сегодня с вами будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций.

- Прослушайте первый инструктаж.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу.

– Работа в тетрадях, каллиграфическая минутка. Откройте тетради, запишите число, классная работа, пропишите буквы

Сс Щщ Тт Вв Лл Нн


Учащиеся настраиваются на работу

Актуализация

знаний

- Посмотрите на экран. Слайд

Б.рёза, ч.л.век, в(?)юга, а.тобус, м.дведь.

- Какую работу вы могли бы предложить?


-Выполните задание

- Проверьте. СЛАЙД

- Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя: не допустили ошибок, поставьте +; допустили ошибку - в задании №1

-К какой части речи относятся эти слова?

-Что такое имя существительное?

-На какие вопросы отвечает?

-Что обозначает?

- Задайте вопросы к каждому из данных слов. Подчеркните слова красным карандашом, отвечающие на вопрос кто? ,синим – на вопрос что?

- Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании №2


-Вставить пропущенные буквы и записать слова

Записывают слова в тетрадь

Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу





-К именам существительным

-Часть речи

-Кто? Что?

-Обозначает предмет

Учащиеся выполняют задание


Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу

Постановка темы

и цели урока

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

- Сформулируйте тему урока.

СЛАЙД



-Какой результат будет в конце урока? Начните со слов: «Уметь … что делать? Сформулируйте тему и цель

-Одушевлённые, неодушевлённые

-Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

-Цель: уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Открытие

нового знания











-На какую тему мы говорили на предыдущем уроке?

- На какие две группы мы можем разделить имена существительные, в зависимости от вопроса?

- Заполним наш кластер (работа на доске)

- Что относится к одушевлённым именам существительным?

- Что относится к неодушевлённым именам существительным?


- Сформулируйте определение: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые

-молодцы, ребята. Не забываем себя оценивать. Берем свой лист достижения и ставим + или -

_Имя существительное как часть речи.

-Одушевлённые и неодушевлённые


-Люди, животные


-Неживые предметы, растения, явления окружающего мира


Чтение правила, стр.50

Первичное закрепление

во внешней речи


А теперь поиграем. Работа в парах.

Упражнение «Волшебные превращения»

-Прочитайте слова:

коса; мак; капля; сон.

-Какой вопрос зададим к этим словам?

-Какие это имена существительные?

-Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос Кто?

-Как назовем одним словом эти слова?

Вы молодцы, справились. Оцените себя, пожалуйста.

Учащиеся работают в парах




-Что?

-Неодушевлённые

Коза; рак; цапля; сом.


-Одушевлённые

Физминутка

Упражнение «Внимательные глазки».

-Обратите внимание на экран. Поиграем с вами в игру «Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет»

Дети выполняют упражнение

Закрепление

нового знания

1. Работа в парах

- Составьте предложение со словом, которое отвечает на вопрос «Кто?»
Составьте предложение со словом, которое отвечает на вопрос «Что?»

Проверяю по 1 из пары.

Хорошо, молодцы, ребята. Взяли свои листы достижений и оценили себя.

2. Самостоятельная работа

-Прочитайте слова. Что можете сказать про них?

Сила - …

Работа - …

Футбол - …

Пожар - ….

Лес - …

Лыжи - …

Бокс - ….

Хоккей

образуйте однокоренные одушевленные имена существительные от неодушевленных имен существительных

-- Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании №

Работают в парах








Работают самостоятельно

-Неодушевлённые имена существительные

Силач

Работник

Футболист

Пожарник

Лесник

Лыжник

Боксер

Хоккеист







Творческое применение полученных знаний


Работа в группах

-Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:

р л о а з н д ы а ш;

м в и у ш х а н я;

с о ш и с н ш а к а.

-Используя их, выполните следующие задания и ответьте на вопросы:

вытащите из букета садовый и лесной цветок

из какой ягоды варенье досталось кому-то нам съеденье

отделите плод от растения

-Прочитайте записанные слова и найдите лишнее

-Почему оно лишнее?

Задание в группах.

-Вставьте вместо точек слово так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками. Чтобы первое слово было неодушевленным существительным, а второе - одушевленным.

Образец. Ва (гон) ец

что? вагон; кто? гонец

т е (…) р о ж сто

п о (…) ч и к лет

м у (...) о к а сор

п о (...) л е ц бег









Роза – ландыш

Вишня – муха

Сосна – шишка

Муха – одушевленное существительное


Учащиеся работают в группах









Что? Тесто; Кто? Сторож

Что? Полет; Кто? Летчик

Что? Мусор; Кто? Сорока

Что? Побег; Кто? Беглец

Итог урока.


-О чем говорили на уроке, над чем работали?

-Чему учились на уроке? - Сейчас мы проверим, как вы усвоили данный материал. Я предлагаю всем вместе сочинить синквейн, посвященный этой части речи. Напоминаю вам формулу синквейна.

1 строчка 1 существительное

2 строчка 2 прилагательных

3 строчка 3 глагола

4 строчка предложение

5 строчка 1 существительное (синоним к 1 строчке)


Учитель записывает формулу синквейна на доске под диктовку учащихся. Затем вместе подбирают для каждой строчки нужные слова.

Существительное

Одушевленное, неодушевленное

Описывает, определяет, обогащает

Речь без него невозможна

Слово

Рефлексия

учебной деятельности





-Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите свой лист достижений и оцените себя:

Мне было интересно…

Новым для меня оказалось…

Я научился…

Я понял..


Домашнее задание

Подобрать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные














Лист достижения

№ задания

Задание

Самооценка

Оценка учителя

1

Сформулируйте определение



2

Игра «Волшебные превращения»



3

Составьте предложение



4

Самостоятельная работа



5

«Рассыпанные буквы»



6

Работа в группах



7

Синквейн



Мне было интересно…

Новым для меня оказалось...

Я научился…

Я понял…

Лист достижения

№ задания

Задание

Самооценка

Оценка учителя

1

Сформулируйте определение



2

Игра «Волшебные превращения»



3

Составьте предложение



4

Самостоятельная работа



5

«Рассыпанные буквы»



6

Работа в группах



7

Синквейн



Мне было интересно…

Новым для меня оказалось...

Я научился…

Я понял…












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Автор: Гришутина Ольга Сергеевна

Дата: 05.04.2018

Номер свидетельства: 465072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка: Имена существительные одушевленные и неодушевленные "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie"
    ["file_id"] => string(6) "137690"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417423735"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методическая разработка урока русского языка "Имя существительное" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422566946"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Открытый урок по теме: "Имена существительные и одушевленные и неодушевленные" "
    ["seo_title"] => string(93) "otkrytyi-urok-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-i-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie"
    ["file_id"] => string(6) "214433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432306727"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-grammatichieskiie-priznaki-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "107887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403494284"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Открытый урок на тему:"Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена  существительные""
    ["seo_title"] => string(117) "otkrytyi-urok-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "309701"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458840404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства