kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом подлежащим (назывные).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом подлежащим (назывные).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом подлежащим (назывные).»

Русский язык 8 класс

Тема. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом подлежащим (назывные).

Цели:

образовательная: познакомить учащихся с группами односоставных предложений; способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской деятельности в процессе изучения назывных предложений; научить отличать их от двусоставных предложений.

развивающая: развивать умение определять вид односоставного предложения, доказывать свое предположение, выделять назывные предложения.

воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к творчеству А.С.Пушкина, воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.

Задачи:

-образовательные:

формировать умение нахождения назывных предложений в тексте;

обеспечить формулирование учащимися выводов по изучаемому материалу;

совершенствовать умение лаконично, точно и выразительно строить свою речь;

обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся;

-развивающие:

развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;

развивать способность к рефлексии своей деятельности, поведения;

развивать коммуникативную культуру учащихся;

-воспитательные:

воспитывать культуру речевого поведения;

воспитывать чуткое отношение к состоянию природы;

воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность.

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Оборудование: учебник, слайды, проектор


Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Сократ


Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Слово учителя

-Посмотрите на доску, там записан эпиграф к нашему уроку: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Как вы понимаете этот эпиграф?

Давайте сегодня урок мы проведем под этим девизом. Наша цель на уроке – познакомиться с группами односоставных предложений и односоставным предложением с главным членом подлежащим - назывными предложениями, их значением и сферой употребления.

2. Повторение изученного на предыдущих уроках

Беседа

-Какие предложения мы с вами изучали на прошлых уроках?

-Как назывались эти предложения? (простые, двусоставные)

-Как вы определяете двусоставное предложение?

3. Задание в формате ОГЭ.

Выписать двусоставные предложения и сделать синтаксический разбор. СЛАЙД №1

1) Комната с видом на море.

2) Способен ли герой к нравственному возрождению? (двусоставное)

3) Не перестаю удивляться разнообразию форм жизни.

4) Мне так и не удалось найти ответ.

5) Буду писать тебе каждый день.

6) На небе нет ни облачка.

7) Бессмысленный и тусклый свет.

8) Жизнь Онегина в Петербурге праздна и однообразна. (двусоставное)

-Мы с вами повторили двусоставные предложения и вспомнили односоставные.


III. Мотивация учебной деятельности учащихся

Стадия вызова.

1. Слово учителя:

- Сегодня мы с вами, ребята, продолжаем изучать ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вспомните, что мы называем ПРЕДЛОЖЕНИЕМ?

(ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слова, выражающие законченную мысль).

Прочитать написанное.

- Хорошо. Но есть и необычные предложения, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других.

Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое короткое предложение). Один сказал: «Еду в деревню», второй ответил : «Езжай .»


- В чём необычность этих предложений?

(Они не просто самые короткие, но у них нет одного главного члена предложения).

- Значит, мы сегодня поговорим об односоставных предложениях, у которых есть только один главный член предложения.


Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?».


2. Стадия осмысления.


1.Исследовательская работа в парах.

Даны 5 предложений. СЛАЙД №2

1) Люблю грозу в начале мая. (1л. опр.-личн.)

2) После дела за советом не ходят. (3л. неопр.-личн.)

3) Начинает смеркаться. (безличн.)

4) Решено и сделано. (безличн.)

5) Мороз и солнце; день чудесный! (назывное)


-Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы.

  

- По какому принципу вы их поделили?

(Принцип разделения – состав основы предложений.

Предложение двусоставное и односоставные.)

 СЛАЙД №3

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С главным членом сказуемым: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные

С главным членом подлежащим: назывные

2. Работа с учебником..

- Ребята, прочитаем теоретический материал (учебник, § 30 , стр. 99 ). Понаблюдаем за предложенными предложениями и сделаем вывод , в чём особенность односоставных предложений. Что вы узнали нового?

3. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений из упр.171

 

- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?

 

-По какому принципу вы разделили предложения?

(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)

-Чем выражены главные члены в данных предложениях?

 - Работа с учебником стр.100 (распр.- нераспр. односост. предложения)

4. Физминутка.

Определить двусоставные и односоставные предложения

Двусоставные предложения – встать

Односоставные предложения – сесть

1) На перевале караван задержался. (встать)

2) Тянуло вечерней прохладой. (сесть)

3) Дождь гонит с гор ветер. (встать)

4) Друзья познаются в беде. (стоять)

5) Присаживаемся к костру. (сесть)

6) С вечера стелется густой туман. (встать)

7) Изморось. (сесть)

5. Дать характеристику предложения

Мокрый снег. (Это простое, назывное, распр.)

Главный член предложения- подлежащее

- Итак, назывное предложение – это односоставное предложение с главным членом – подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член назывного предложения выражается формой И.п. имени существительного: СЛАЙД №4 Бессонница. Гомер. Тугие паруса ( О.Э.Мандельштам).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон, вот, а для введения эмоциональной оценки – восклицательные частицы ну и, каков вот так: Какая погода! Ну и дождь! Вот так гром!

Правило- помощник. СЛАЙД №5 Назывные предложения распространяются только определениями (согласованными и несогласованными): Поздняя осень.

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные: Скоро осень. Ср.: Скоро наступит осень.// На улице дождь. Ср.: На улице идёт дождь.

В конце назывных предложений на письме ставят точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие: Москва! …Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А.С.Пушкин)

После восклицательного или вопросительного знака часто ставят многоточие. Вопросительный знак ставят, если предложение является вопросительно-восклицательным и в начале его есть союз – частица а.


6. Создание алгоритма. СЛАЙД №6

- Давайте, восстановим ход нашего исследования

 

1. Находим грамматическую основу предложения

2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.

3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.

4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.

5. Определяем, чем выражен главный член предложения.

 

IV. Закрепление изученного материала

1. Тренировочные упражнения.


Подчеркните главные члены в предложениях. Укажите тип односоставного предложения.

сущ. Им.п сущ. Им. п.

  1. Майский полдень. Топот и фырканье. (н)

  2. Расскажите мне что-нибудь веселенькое.

  3. В газетах бранят его очень.

  4. На этот вопрос нельзя ответить сразу.

  5. Дождя уже не было слышно.

  6. Ему стало стыдно за человечество.

  7. Чуть брезжило.

Мне уже было скучно спорить и хотелось


V. Домашнее задание. Составить синквейн об односоставных предложениях. СЛАЙД №7

1 строка- одно существительное, выражающее главную тему синквейна

2 строка- два прилагательных, выражающих главную мысль

3 строка- три глагола, описывающие действия в рамках темы

4 строка- фраза, несущая определенный смысл

5 строка- заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Предложения

Яркие, выразительные

Определять, применять, составлять

Люблю великий могучий язык!

Наука

Прочитать п.30,31. Выполнить упр.180

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока СЛАЙД №8

1. Мини-тест: да или нет

1.Назывные – это односоставные предложения? (Да)

2.Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да)

3.Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да)

4.Правда ли, что НП распространяются обстоятельствами? (Нет)

5.Могут ли входить в состав НП частицы ну и, что за, вот, какой(Да)

6.Правда ли, что НП обозначают, что предмет или явление существует в настоящем времени? (Да)

2. «Микрофон»

-Продолжите предложение: сегодня на уроке я узнал(а), понял(а), научился(-ась)…























Самоанализ открытого урока русского языка по теме «Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом подлежащим (назывные)» .(8 класс)


Дата проведения урока: 16.12.2020
Число обучающихся по списку: 25
Предмет: русский язык.
Ф.И.О. учителя: Сидоренко Ирена Юрьевна
Тема урока: «Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом подлежащим (назывные)»

Цели урока:

образовательная: познакомить учащихся с группами односоставных предложений; способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской деятельности в процессе изучения назывных предложений; научить отличать их от двусоставных предложений.

развивающая: развивать умение определять вид односоставного предложения, доказывать свое предположение, выделять назывные предложения.

воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к творчеству А.С.Пушкина, воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.

Задачи:

-образовательные:

формировать умение нахождения назывных предложений в тексте;

обеспечить формулирование учащимися выводов по изучаемому материалу;

совершенствовать умение лаконично, точно и выразительно строить свою речь;

обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся;

-развивающие:

развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;

развивать способность к рефлексии своей деятельности, поведения;

развивать коммуникативную культуру учащихся;

-воспитательные:

воспитывать культуру речевого поведения;

воспитывать чуткое отношение к состоянию природы;

воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность.

Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии.
Методы по источнику знаний: словесный, практический.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация в программе Microsoft PowerPoint.
По типу – это урок изучения нового материала.
Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Односоставные предложения» курса «Русский язык». Данный урок по теме «Односоставные предложения. Назывные» один в разделе. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки.
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей, реальные возможности учеников 8 класса: средняя работоспособность, неустойчивая эмоционально-волевая сфера.
Этапы урока:
1 этап: Организационный момент.
Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, способствование созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.
2 этап: Языковая разминка.
Цель: вспомнить материал прошлых уроков.
3 этап: Открытие нового знания.
Цели этого этапа – определение и самостоятельное формулирование темы, цели и задач урока.
4 этап: Развитие учебно-языковых умений.
Цель: применение новых знаний на практике.
На 5 этапе применяла здоровьесберегающие технологии.
·Физминутка
6 этап: Самостоятельная работа. Определение назывных предложений на слух.
7 этап: Творческая работа.

Цель этого задания – развитие речи и обогащения словарного запаса учащихся.
8 этап: домашнее задание.
9 этап: Рефлексия.
Цель этапа – подведение итогов работы. Формулирование оценочных выводов и обобщений.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.
В ходе урока дети осознали новые для себя знания. Научились находить и самостоятельно составлять назывные предложения.
Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Письменная работа велась в оценочных листах.
Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовали активные методы обучения, хорошее владение учащимися теоретическими знаниями.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.
Цели в течение урока были достигнуты.
Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания.
Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.
Дети сами себя оценивали.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сидоренко Ирена Юрьевна

Дата: 10.01.2021

Номер свидетельства: 569707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "« Простые предложения» открытый урок"
    ["seo_title"] => string(40) "prostyie_priedlozhieniia_otkrytyi_urok_1"
    ["file_id"] => string(6) "438012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510246558"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Учебное занятие по русскому языку "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(70) "uchiebnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108244"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403624803"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "обобщение урока по теме "Односоставные предложения". "
    ["seo_title"] => string(61) "obobshchieniie-uroka-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "148082"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419577664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства