Просмотр содержимого документа
«Открытый урок 10 класс»
Тема урока: Правописание приставок.
Цели:
Обучающие : повторить теоретические сведения о правописании гласных и согласных в приставках; углубить знания учащихся о приставках при-, пре-.
Развивающие : совершенствовать умение правильно писать гласные и согласные в приставках, формировать орфографическую зоркость.
Воспитывающие : обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения орфограмм в приставках; работать над устойчивостью внимания учащихся.
План. 1. Организация.
2. Актуализация.
3. Объяснение.
4.Упражнения.
5. Физминутка.
6.Задание на дом.
7.Оценки. Рефлексия.
8. Итог урока.
Ход урока.
1. Здравствуйте! Садитесь.
На доске: слова …красные …мелькали …таяли
В снежинках: при-, пре-, за-, рас-, раз.
Слово учителя.
Дорогие друзья! На дворе самое прекрасное время года. Несколько дней уже идёт снег. Такая красивая погода на улице. Вот опять пошёл снег. А несколько снежинок попало и к нам в класс. Посмотрите, пожалуйста, снежинки не могут попасть на свои места, чтобы рассказать о себе. Ребята, поможем?
О чём нам могут сказать снежинки? А что мы к ним прикрепили?(приставки)
Значит, сегодня мы будем говорить о приставках. Запишем тему: Правописание приставок. Наша цель - обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.
А оценивать вас нам помогут веселые и грустные смайлики. Если вы правильно выполнили задание вы берете веселого смайлика, а если у вас были ошибки –грустного. Кто наберет больше веселых смайликов , получит «5».
3.
Ребята, а что нужно чтобы выполнить задания?
(правила)
1) приставки ,которые не изменяют гласного или согласного звука. Такие приставки называются неизменяемыми, написание их не зависит от произношения.
Особое место среди этих приставок занимает С- .Она неизменна, хотя в составе слова произносится по-разному. Её написание не зависит от последующей согласной и произношения. Например: сшил, свил, сгноил, сбил, сделал, списал, сжёг.
Надо помнить, что приставки З- нет. Нельзя путать её с корневой гласной З в следующих словах: здесь, здание, здоровье, здешний.
2)Следующая группа приставок, оканчивающихся на З и С.
БЕЗ- или БЕС-, ВОЗ- или ВОС-, ВЗ- или ВС-, ИЗ- или ИС-, НИЗ- или НИС-, РАЗ- или РАС-, ЧРЕЗ- или ЧРЕС-,ЧЕРЕЗ- или ЧЕРЕС-.
3) приставки пре-, при-.
Приставка ПРЕ- указывает на:
Приставка ПРИ- указывает на:
а) высшую степень качества, признака, действия, превышения какой-либо меры;
Значение приставок ПРЕ- и ПРИ- не всегда хорошо различаются, поэтому многие следует проверить по словарю и запомнить: презрение, причудливый, престол, пресловутый, пресмыкаться, природа. Кроме того, пре- и при- часто встречаются в заимствованных словах, где не выделяются как отдельная часть слова: президент, прелюдия, премьера, претензия, президиум, препарат, престиж, претендовать, приоритет, примадонна, примитивный, привилегия, прибор, присяга, привет
4.
1. Исправьте ошибки.
Я прочитал приинтересную книгу.
На предорожном кафе всегда много народу.
Через преоткрытую форточку ко мне влетела птичка.
По телевизору показывают прискучный фильм.
2. Составьте из имён существительных с предлогами имена прилагательные.
БЕЗ ОБЛАКОВ
БЕЗ ПЛАНА
БЕЗ РАЗМЕРА
БЕЗ КОНЦА
БЕЗ ГРАНИЦ
Без культуры
БЕЗ ВКУСА
БЕЗ КОНТРОЛЯ
5. К картинкам о зиме подобрать слова с приставками.
Снежные метели замели лесные тропы.
Замелькали в воздухе первые снежинки.
Теплое одеяло покрыло землю.
Слепить снеговиков
Строить крепости из снега
заснеженная река
заскрипит снег
заковать льдом похолодало
бесснежная зима;
беззвездная ночь;
рассмотреть пейзаж
беззвучный лес
бесшумный лес
расчищали от снега
покрыты снегом
заледенеть
завалить сугробами
реки замёрзли
пошёл крупный снег
засветило солнце
4.
Готовимся к ЕГЭ.
Задание 1. (А15)
1.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочным способом. (4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что шума нельзя было расслышать за их криком. (5)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни. (Расслышать)
Из предложений 7-8 выпишите слова, образованные приставочным способом
(7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
(выступает, вышел)
Укажите способ образования слова подумайте (предложение 7)
Укажите способ образования слова заклеймил (предложение 7)
6-7. разгадаем шараду и узнаем следующий этап урока.
Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вместе все – стоит теперь в журнале.
(оценка)
Д.з. составить шараду.
Ребята, посмотрите на свои смайлики. У кого их сколько.
А теперь если вам понравился урок, вы многому научились и хотите прийти ещё
Показываете улыбающегося смайлика.
А если наоборот – грустного.
8.
Приставка такая же, как в слове полёт.
Корень такой же, как в слове дарить.
Суффикс такой же, как в слове дружок.
Окончание такое же, как в слове лес
Дорогие друзья! На этом наш урок подходит к концу. Спасибо вам. А я вам желаю такого прекрасного настроения как сегодня – всегда. И пусть с вами всегда будут только улыбающийся смайлик. До свидания!
Министерство образования Республики Башкортостан
районный отдел образования Администрации МР Зилаирский район