kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме: "Употребление причастий в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

обучающие :

-знать морфологические признаки причастия;

-уметь находить причастия среди других частей речи;

-различать действительные и страдательные причастия,хорошо знать суффиксы причастий;

развивающие:

-развитие  самостоятельной деятельности учащихся

-развитие словарного запаса учащихся

воспитательные:

-воспитание интереса к изучению русского языка

-воспитание любви к искусству.

Тип урока:  соревновательный .

Методы:   словесно-иллюстративный,частично-поисковый.

Оборудование урока:  система мультимедиа,таблицы,фишки.

Класс разделен на 2группы:”Орфографисты”(7учеников),”Морфологисты”(7учеников).

Ведущие,наблюдатели групп.

.1.Мотивационный  этап  урока 

1)Причастие  обозначает...

         А признак предмета;

         Б действие предмета;

         В признак предмета по действию.

2)Причастию присущи  признаки...

            А глагола и прилагательного;

            Б прилагательного и наречия;

            В местоимения и прилагательного

3)Краткие страдательные  причастия образуются  от...

           А действительных причастий;

           Б страдательных причастий;

           В действительных и страдательных причастий.

4)Причастие с зависимым словом - это...

           А простое предложение;

           Б причастный оборот;

           В придаточное предложение.

5)Причастный оборот является...

           А согласованным определением;

           Б несогласованным определением;

           В обстоятельством.
2.Проверка опережающего задания по группам.
Каждая группа получила опережающее задание по защите теоретических понятий о причастии.Регламент выступления-3минуты.
Группа"Орфографисты"
Задание:Определить у причастия признаки глагола и прилагательного.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "Употребление причастий в речи" »

Средняя школа имени Ж.Каражигитова        Открытый урок по теме:

Средняя школа имени Ж.Каражигитова

 

 

 

Открытый урок по теме:

"Употребление причастий в речи"

 

Учитель:Жубанова Р.О

Класс:10казахский

Дата:12.02.2014

 

 

 

 

Атырау-2014

Цели урока: обучающие : -знать морфологические признаки причастия; -уметь находить причастия среди других частей речи; -различать действительные и страдательные причастия,хорошо знать суффиксы причастий; развивающие: -развитие самостоятельной деятельности учащихся -развитие словарного запаса учащихся воспитательные: -воспитание интереса к изучению русского языка -воспитание любви к искусству. Тип урока: соревновательный . Методы: словесно-иллюстративный,частично-поисковый. Оборудование урока: система мультимедиа,таблицы,фишки. Класс разделен на 2группы:”Орфографисты”(7учеников),”Морфологисты”(7учеников). Ведущие,наблюдатели групп.

Цели урока:

обучающие :

-знать морфологические признаки причастия;

-уметь находить причастия среди других частей речи;

-различать действительные и страдательные причастия,хорошо знать суффиксы причастий;

развивающие:

-развитие самостоятельной деятельности учащихся

-развитие словарного запаса учащихся

воспитательные:

-воспитание интереса к изучению русского языка

-воспитание любви к искусству.

Тип урока: соревновательный .

Методы: словесно-иллюстративный,частично-поисковый.

Оборудование урока: система мультимедиа,таблицы,фишки.

Класс разделен на 2группы:”Орфографисты”(7учеников),”Морфологисты”(7учеников).

Ведущие,наблюдатели групп.

ОТГАДАЙ Вот свойство моё обязательное:  Склоняюсь я, как прилагательное.  На все вопросы его отвечаю,  Глагол по значению напоминаю.

ОТГАДАЙ

Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю.

I.1. Мотивационный этап урока :   1)Причастие обозначает...  А признак предмета;  Б действие предмета;  В признак предмета по действию. 2)Причастию присущи признаки...  А глагола и прилагательного;  Б прилагательного и наречия;  В местоимения и прилагательного 3)Краткие страдательные причастия образуются от...  А действительных причастий;  Б страдательных причастий;  В действительных и страдательных причастий. 4)Причастие с зависимым словом - это...  А простое предложение;  Б причастный оборот;  В придаточное предложение. 5)Причастный оборот является...  А согласованным определением;  Б несогласованным определением;  В обстоятельством.

I.1. Мотивационный этап урока :

1)Причастие обозначает...

А признак предмета;

Б действие предмета;

В признак предмета по действию.

2)Причастию присущи признаки...

А глагола и прилагательного;

Б прилагательного и наречия;

В местоимения и прилагательного

3)Краткие страдательные причастия образуются от...

А действительных причастий;

Б страдательных причастий;

В действительных и страдательных причастий.

4)Причастие с зависимым словом - это...

А простое предложение;

Б причастный оборот;

В придаточное предложение.

5)Причастный оборот является...

А согласованным определением;

Б несогласованным определением;

В обстоятельством.

2.Проверка опережающего задания по группам.  Каждая группа получила опережающее задание по защите теоретических понятий о причастии.Регламент выступления-3минуты.  Группа

2.Проверка опережающего задания по группам. Каждая группа получила опережающее задание по защите теоретических понятий о причастии.Регламент выступления-3минуты. Группа"Орфографисты" Задание:Определить у причастия признаки глагола и прилагательного.

прилагательное

глагол

причастие

Причастие Свойства прилагательного  Свойства глагола 1. Обозначает признак предмета 2. Изменяемость по (Какой?)  засохший (лист) 1. Сохраняет в признаке предмета значение действия родам – горящая  (свеча), числам – падающие  (звёзды) 2. Изменяемость по (Что делающий? Что сделавший?) 3. Способность согласования с существительным: засыхающий – засохший  (лист) падежам – лежащего  (кота). видам – зеленеющий  (сад) освещающему (лучу) - м. р., 3. Способность управлять существительным: и временам – зазеленевший  (сад) ед. ч., Д. п. (мальчик) пишущий (что?) 4. Возвратность:  упражнение (В. п.) готовящийся  ( к выступлению артист)

Причастие

Свойства прилагательного

Свойства глагола

1. Обозначает признак предмета

2. Изменяемость по

(Какой?) засохший (лист)

1. Сохраняет в признаке предмета значение действия

родам – горящая (свеча), числам – падающие (звёзды)

2. Изменяемость по

(Что делающий? Что сделавший?)

3. Способность согласования с существительным:

засыхающий – засохший (лист)

падежам – лежащего (кота).

видам – зеленеющий (сад)

освещающему (лучу) - м. р.,

3. Способность управлять существительным:

и временам – зазеленевший (сад)

ед. ч., Д. п.

(мальчик) пишущий (что?)

4. Возвратность:

упражнение (В. п.)

готовящийся ( к выступлению артист)

Группа

Группа"Морфологисты" Задание:Определить,с помощью каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия.

Причастие

*Действительное * Страдательное

-ущ- (-ющ-) -ом- (-ем-)

-ащ- (-ящ-) -им-

-вш- -нн-

-ш- -енн- (-ённ-)

-т-

II. Найдите в предложениях причастия, выпишите, определите морфологические признаки  I. “ Орфографисты”  1. Внимание охотников привлёк растущий на  опушке леса дуб.   2. Догоравший костёр ещё дымился.   II. “Морфологисты”  1. Прочитанная книга лежала на полке.   2. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток  и полетели в сторону озера, сверкающего  зеркальной гладью.

II. Найдите в предложениях причастия, выпишите, определите морфологические признаки

I. Орфографисты”

1. Внимание охотников привлёк растущий на

опушке леса дуб.

2. Догоравший костёр ещё дымился.

II. “Морфологисты”

1. Прочитанная книга лежала на полке.

2. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток

и полетели в сторону озера, сверкающего

зеркальной гладью.

III. Логико – поисковая работа Группа “Морфологисты” Группа “ Орфографисты ” № № Поисковые задания Поисковые задания 1 1 Какие суффиксы следует использовать, чтобы от каждой групп глагола образовать действительные причастия прошедшего времени: Ответы 2 Ответы Можно ли к слову пылающим задать два вопроса?  2 сказать бежать Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт. Спрячьте запятую, не меняя смысла словосочетаний:  Эти словосочетания запишите в две колонки, опираясь на один из признаков причастия. Какой признак вы выбрали? 3 3 Песня, затихающая вдали Выделенное слово нарисовать бросить В каком из причастий больше морфем? В каком из причастий больше морфем?  Рыбаки, возвращающиеся поздно Перегруженный, смотрящий Сомневающийся читатель Выслушанный отпущенный сделать мучить Забиваемый гвоздь Дороги, строящиеся по-европейски Видимый глазом Выросший цветок Размешанный раствор Залаявшая собака

III. Логико – поисковая работа

Группа “Морфологисты”

Группа “ Орфографисты ”

Поисковые задания

Поисковые задания

1

1

Какие суффиксы следует использовать, чтобы от каждой групп глагола образовать действительные причастия прошедшего времени:

Ответы

2

Ответы

Можно ли к слову пылающим задать два вопроса?

2

сказать бежать

Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт.

Спрячьте запятую, не меняя смысла словосочетаний:

Эти словосочетания запишите в две колонки, опираясь на один из признаков причастия. Какой признак вы выбрали?

3

3

Песня, затихающая вдали

Выделенное слово

нарисовать бросить

В каком из причастий больше морфем?

В каком из причастий больше морфем?

Рыбаки, возвращающиеся поздно

Перегруженный, смотрящий

Сомневающийся читатель

Выслушанный отпущенный

сделать мучить

Забиваемый гвоздь

Дороги, строящиеся по-европейски

Видимый глазом

Выросший цветок

Размешанный раствор

Залаявшая собака

IV. Работа по учебнику II группа Упражнение 208  От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы. Погасить, замешать, замесить, отпустить, осветить, посвятить, обидеть, рассмотреть, застрелить. I группа Упражнение 207 От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, выделите суффиксы. Любить, возбуждать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать.

IV. Работа по учебнику

II группа

Упражнение 208

От данных глаголов образуйте

страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы.

Погасить, замешать, замесить, отпустить, осветить, посвятить, обидеть, рассмотреть, застрелить.

I группа

Упражнение 207

От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, выделите суффиксы.

Любить, возбуждать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать.

V.Цифровой диктант со словосочетаниями: умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами. 1- действительное причастие; 2 - страдательное причастие.

V.Цифровой диктант со словосочетаниями:

умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

1- действительное причастие;

2 - страдательное причастие.

VI. Лексическая тема “Искусство”. Ключевые слова: искусство, живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, танец, театр, кино. Упражнение 205 1,2 абзац – I группа 3,4 абзац – II группа Задание: прочитайте текст, изложите основную информацию, составьте 3-4 вопроса.

VI. Лексическая тема “Искусство”.

Ключевые слова: искусство, живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, танец, театр, кино.

Упражнение 205

1,2 абзац – I группа

3,4 абзац – II группа

Задание: прочитайте текст, изложите основную информацию, составьте 3-4 вопроса.

VII.Синтаксический разбор предложения. “ Орфографисты” Калиныч провел нас в избушку,увешанную пучками сухих трав. “ Морфологисты ” Волнуется желтеющая нива.

VII.Синтаксический разбор предложения.

“ Орфографисты”

Калиныч провел нас в избушку,увешанную

пучками сухих трав.

“ Морфологисты ”

Волнуется желтеющая нива.

VIII.Решение логической задачи. Представьте,что глагол находится в пункте А,  а прилагательное в пункте Б.Прошу отметить,где находится причастие: ближе к прилагательному или глаголу. глагол прилагательное

VIII.Решение логической задачи.

Представьте,что глагол находится в пункте А,

а прилагательное в пункте Б.Прошу отметить,где

находится причастие: ближе к прилагательному или

глаголу.

глагол

прилагательное

Ответ: А-Аб-аб.Причастие ближе к глаголу,так как имеет больше идентичных признаков с глаголом.

Ответ:

А-Аб-аб.Причастие ближе к глаголу,так как имеет больше идентичных признаков с глаголом.

IX. Подберите к словосочетаниям «прич. + сущ.» однокоренные словосочетания «прил.+ сущ.». I. Шумящий поток - На потемневшем небосводе - Желтеющую кувшинку - I. Колющийся шиповник - Белеющим туманом - Спеющая малина -

IX. Подберите к словосочетаниям

«прич. + сущ.» однокоренные словосочетания «прил.+ сущ.».

I.

Шумящий поток -

На потемневшем небосводе -

Желтеющую кувшинку -

I.

Колющийся шиповник -

Белеющим туманом -

Спеющая малина -

X. Тестовые задания 1.Укажите причастие 2.Укажите причастие 1.Дымный 1.Хранимый 2.Радующийся 2.Копавший 3.Входной 3.Смешной 4.Летящий 4.Холодный 5.Спящий 5.Нерушимый 6.Летный 6.Летящий 7.Видимый 7.Беговой

X. Тестовые задания

1.Укажите причастие

2.Укажите причастие

1.Дымный

1.Хранимый

2.Радующийся

2.Копавший

3.Входной

3.Смешной

4.Летящий

4.Холодный

5.Спящий

5.Нерушимый

6.Летный

6.Летящий

7.Видимый

7.Беговой

2. Укажите действительные причастия I. II. 1.любящий 1.Плывущий 2.сверкавший 2.Певший 3.журчащий 3.Обожаемый 4.видимый 4.Нерушимый 5.Живущий 5.овеянный 6.выросший 6.Сделанный 7.Терпимый 7.синеющий

2. Укажите действительные причастия

I.

II.

1.любящий

1.Плывущий

2.сверкавший

2.Певший

3.журчащий

3.Обожаемый

4.видимый

4.Нерушимый

5.Живущий

5.овеянный

6.выросший

6.Сделанный

7.Терпимый

7.синеющий

3. Укажите действительные причастия прошедшего времени 1.Поникший 2.Пробуждающийся 3.Вращающий 4.Возникший 5.Удивляющий 6.Расцветший 7.Приподнятый 1.Живущий 2.Шагающий 3.Окрепший 4.Надеющийся 5.Наступивший 6.Притихший 7.Интересующийся

3. Укажите действительные причастия прошедшего времени

1.Поникший

2.Пробуждающийся

3.Вращающий

4.Возникший

5.Удивляющий

6.Расцветший

7.Приподнятый

1.Живущий

2.Шагающий

3.Окрепший

4.Надеющийся

5.Наступивший

6.Притихший

7.Интересующийся

4. Укажите страдательные причастия настоящего времени 1. Постигаемый 2. Забытый 3. Слышимый 4. Связанный 5. Хранимый 1. Прочитанный 2. Желаемый 3. Раскаленный 4. Терпимый 5. Вымытый

4. Укажите страдательные причастия настоящего времени

1. Постигаемый

2. Забытый

3. Слышимый

4. Связанный

5. Хранимый

1. Прочитанный

2. Желаемый

3. Раскаленный

4. Терпимый

5. Вымытый

5. Какие причастия могут иметь краткую форму? 1. Приготовленный 1. Копавший 2. Поднятый 2. Выполненный 3. Выросший 3. Рисующий 4. Найденный 4. Подготовленный 5. Темнеющий 5. Родившийся

5. Какие причастия могут иметь краткую форму?

1. Приготовленный

1. Копавший

2. Поднятый

2. Выполненный

3. Выросший

3. Рисующий

4. Найденный

4. Подготовленный

5. Темнеющий

5. Родившийся

6. От каких глаголов образуются следующие причастия? 1.покинутый 1.решающий А)покинуть В)покидать А)решить В)решать 2. приближающийся 2.лишенный А)приблизить В)приближать А)лишить В)лишать 3.обсуждаемый 3.поднятый

6. От каких глаголов образуются следующие причастия?

1.покинутый

1.решающий

  • А)покинуть
  • В)покидать
  • А)решить
  • В)решать

2. приближающийся

2.лишенный

  • А)приблизить
  • В)приближать
  • А)лишить
  • В)лишать

3.обсуждаемый

3.поднятый

  • А)обсудить
  • В) обсуждать
  • А)поднимать
  • В)поднять
XI.Домашнее задание. 1.Реферат об известных людях искусства. а.Мой любимый актер... б.Великий художник(режиссер,скульптор...). 2.Упражнение 209(страница157).

XI.Домашнее задание.

1.Реферат об известных людях искусства.

а.Мой любимый актер...

б.Великий художник(режиссер,скульптор...).

2.Упражнение 209(страница157).

XII.Оценивание.Наблюдатели.  Рейтинговые нормы: “ 5”отлично 13-15 баллов “ 4”хорошо 10-12 баллов “ 3”удовлетворительно 7-9 баллов

XII.Оценивание.Наблюдатели. Рейтинговые нормы:

5”отлично 13-15 баллов

4”хорошо 10-12 баллов

3”удовлетворительно 7-9 баллов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по теме: "Употребление причастий в речи"

Автор: Жубанова Раиса Орынбасаровна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "«Причастие»"
    ["seo_title"] => string(13) "prichastiie_1"
    ["file_id"] => string(6) "390891"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486903083"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока "Причастный оборот" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-prichastnyi-oborot"
    ["file_id"] => string(6) "152422"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420835223"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Наречие как часть речь"
    ["seo_title"] => string(26) "nariechiie_kak_chast_riech"
    ["file_id"] => string(6) "380359"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484639840"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства