Открытый урок по теме "Порядковые числительные" в шестом классе по программе Т.А. Ладыженской. Урок русского языка в 6 классе предполагает использование различных технологий: ТКМЧП, проблемного обучения, системно-деятельностного подхода, гуманно-личностного подхода.
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная. Принцип организации урока: принцип научности, доступности, наглядности. Обеспеченность урока: мультимедиа-проектор, ноутбук, компьютерная презентация, раздаточный материал – карточки для групповой и индивидуальной работы, карточки – речевые подсказки, учебники, тетради. Виды контроля: самопроверка, взаимопроверка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок по теме "Порядковые числительные" »
Открытый урок русского языка
6 класс
Учитель: Баталина Наталья Игоревна, МБОУ СОШ № 20
Урок русского языка в 6 классе предполагает использование различных технологий: ТКМЧП, проблемного обучения, системно-деятельностного подхода, гуманно-личностного подхода.
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная. Принцип организации урока: принцип научности, доступности, наглядности. Обеспеченность урока: мультимедиа-проектор, ноутбук, компьютерная презентация, раздаточный материал – карточки для групповой и индивидуальной работы, карточки – речевые подсказки, учебники, тетради. Виды контроля: самопроверка, взаимопроверка.
Сценарий урока
Тема урока: «Порядковые числительные»
Цель: Знакомство с морфологическими и синтаксическими признаками порядковых числительных
Задачи:
- обучать самостоятельному разрешению поставленных проблем путем наблюдения за языковыми фактами; обучать монологическому высказыванию на лингвистическую тему; формировать навыки работы с опорными конспектами, обучать применению знаний и умений в новых ситуациях.
- активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к учению; обучать применению знаний и умений в новых ситуациях.
- воспитание чувства любви к родному языку, бережного отношения к нему.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Введение в тему.
Учитель: Какие праздники мы с вами отметили?
Какие ждут нас еще?
Какая часть речи присутствует в названии этих праздников?
А о каких числительных мы с вами уже говорили?
Назовите их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки.
А числительные, которые нам встретились в названиях праздничных дат, тоже являются количественными?
А что это за числительные?
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Порядковые числительные»
II. Работа над новой темой.
Учитель: Ребята, как вы думаете, самый великий из названных праздников это…
(Победа нашего народа в Великой Отечественной войне). Война длилась долгие четыре года, много испытаний, горя, страдания пришлось пережить людям в годы Великой Отечественной войне.
А какой год был самым тяжелым?
Запись в тетради предложения: произвести синтаксический разбор предложения.
Первый год войны был самым тяжелым для русского народа.
Учитель: Ребята, с какой проблемой мы столкнулись?
(слово первый является определением, так как отвечает на вопрос: какой?, а выражено…) Попробуем разобраться.
Выпишите из предложения словосочетания с подлежащим год.
Первый год Тяжелый год
При разборе словосочетаний, учащиеся замечают, что и числительное и прилагательное отвечают на вопрос какой?
Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные.
3. Склонение прилагательного
И. п. тяжелый год
Р. П. тяжелого года
В.п. тяжелый год
Д. п. тяжелому году
Т.п. тяжелым годом
П.п. о тяжелом годе
Учитель: Самостоятельно просклоняйте второе словосочетание.
4. Учитель: Придумайте словосочетание (числительное + существительное) на военную тему, чтобы у числительных был другой род и другое число.
Первая битва (ед.ч., ж.р.)
Первое сражение (ед.ч.,с.р.)
Первые победы (мн.ч.)
Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные.
5. Учитель: Посмотрите на предложения.
Каждый шестой житель города Невинномысска отдал свою жизнь за освобождение Родины от немецких захватчиков.
В этом году мы отмечаем семидесятый юбилей Великой Победы. Невинномысск был освобожден двадцать первого января тысяча девятьсот сорок третьего года.
Учитель:
Скажите, в чем отличия между порядковыми числительными?
шестой житель – простое числительное;
семидесятый юбилей – сложное числительное;
двадцать первого января, тысяча девятьсот сорок третьего года – составные числительные.
Учитель:
Ставропольский край с его почти двухмиллионным населением внес огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией.
Выпишите числительное. Какое это числительное?
Двухмиллионным
Учитель:
Давайте обратим внимание на правописание числительного. Какое оно по образованию? Чтобы понять, почему оно пишется слитно, вспомним правописание сложных прилагательных.
Ребята, 9 мая мы будем поздравлять ветеранов с праздником. Давайте узнаем, как правильно подписывать поздравительные открытки.
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п.
Д.п. Р.п. Т.п. Р.п.
К восьмому марта перед первым апреля
Если перед числом будут стоять слова: дата, день, праздник, то порядковое числительное будем ставить в Им. п., писать с большой буквы, а название месяца – с маленькой.
И.п. Р.п.
С праздником Восьмое марта
Учитель: Итак, ребята, мы подкованы, теорию изучили.