урок готовит учащихся к экзамену в 9 классе,учит работать с текстом,выделять ключевые слова,составлять связный текст по предложенной теме,воспитывает чувство прекрасного,любви к родной природе,использовали на уроке новый метод-синквейн-стихотворная форма,используемая для фиксации эмоциональных оценок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок по теме "Красотою мир спасется..." »
«Красотою мир спасется…»
Подготовка к ГИА в 9 классе ( работа с текстом - часть А ).
Цели: выработать умение учащихся отбирать в исходном тексте основную
информацию;
кратко и точно излагать мысли,выделять ключевые слова;
воспитание чувства прекрасного,чувства любви к родной природе.
Оборудование: мультимедиа, интерактивная доска,тексты для анализа,
пособия Н.А.Сениной «Подготовка к ГИА-2010».
Ход урока.
I. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята.Сегодня мы с вами будем готовиться к ГИА.
ГИА-это государственная итоговая аттестация – новая форма экзамена в 9 классе. Вы знаете,что он состоит из трех частей:
1.сжатое изложение текста;
2.выполнение тестовых частей А,В;
3.написание небольшого сочинения-рассуждения .
На этом уроке мы поработаем с частью А – это анализ текста,а еще будем говорить о красоте…
Для темы я выбрала известное высказывание Ф.Достоевского «Красотою мир спасется…» ( слайд). Почему именно это высказывание мы ответим в конце нашего урока.
Наша с вами задача на уроке уметь видеть в тексте основную информацию,искать ключевые слова,уметь разбирать текст.
… Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили “под сереньким ситцем этих северных тихих небес”, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики. И у меня заныло сердце.
К.Г.Паустовский
Паустовский – мастер пейзажа.Человек и природа – одна из важнейших тем в творчестве Паустовского.Через пейзаж проявляется отношение Паустовского к природе , его любовь к ней.
- Каким чувством проникнут текст? ( чувством любви к родной природе)
-К какому типу относится данный текст? ( описание ) Почему?
-На слова какой части речи необходимо опираться,пересказывая описание?
( существительные )
-На каком известном нам приеме построен текст? ( антитеза: наши скромные дали,ситец северных небес и блеск чужеземной красоты ).
Учитывая это противопоставление,давайте составим все вместе синквейн на доске. Выпишем существительные,описывающие русскую и чужеземную природу ( работа на доске ).
(Слайд) Синквейн-(франц.)-малая стихотворная форма,используемая для фиксации эмоциональных оценок,описания своих текущих впечатлений,ощущений; инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,подготавливает к краткому пересказу,учит формулировать идею.
Олеандры-южный вечнозеленый кустарник с красными,розовыми или белыми цветами.
- Как нам может помочь этот синквейн? (Здесь отображены все ключевые слова текста, что поможет более быстрому и качественному запоминанию).
Синквейн можно составить без противопоставления,записав туда все ключевые слова.
III. Теперь поработаем с нашим пособием по подготовке к ГИА под редакцией Н.А.Сениной ( В.№25,стр.290).
Выразительное чтение текста.
Волк на елке.
В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал свое одиночество.(2)Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие елки,он брел по лесу и размышлял о жизни.
(3) Да, ему никогда не везло.(4) Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие.(5) Волчица - и та оставила его,потому что он мало приносил зайцев.
(6) Эти зайцы,сколько из-за них неприятностей! (7) У кого их много-перед теми все на задних лапах стоят,а у кого мало…(8) Да, в волчьем мире зайцы решают все.
(9) Елки,елки…(10) « Елки-палки,-думал Волк , - когда же все это кончится ? (11) Никуда не денешься от этих елок,хоть из лесу беги!» (12) И вдруг…Волк присел на хвост,потер глаза: неужели правда? (13) Под елкой сидит самый настоящий,самый живой заяц. (14) Он сидит,задрав голову,и смотрит куда-то вверх,и глаза его горят так,словно ему невесть что показывают.
(15)»Интересно,что он там увидел?- подумал Волк.-(16) Дай-ка и я погляжу». (17) И он поднял глаза на елку.
(18) Сколько елок видел он на своем веку,но такой ему видеть не приходилось. (19) Она вся искрилась снежинками,переливалась лунным светом,и казалось,что ее специально убрали к празднику,хотя на ней не было ни одной елочной игрушки.
(20)-Елки-палки! – сказал Волк и замер с открытым ртом.
(21) Бывает же на свете такое чудо! (22) Посмотришь на него – и чувствуешь,как у тебя внутри что-то переворачивается – не в желудке, нет,а повыше. (23) И уже ничего не хочется – только сидеть и смотреть.
(24) Так и сидели они рядышком – Заяц и Волк – под новогодней елкой и смотрели на нее,и внутри у них что-то переворачивалось.
(25) И Заяц впервые подумал,что есть на свете кое-что посильнее волков,а Волк подумал,что ведь не в зайцах счастье.
( Ф.Кривин)
А 1) В каком предложении в аллегорической форме выражен смысл сказки?
1) 7 2) 23) 4) 25
(слайд) Аллегория – ( греч.) - иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
- Где встречается аллегория ? ( в баснях ,где вместо людей главными героями выступают животные).
А 2) Укажите вариант ответа, в котором наиболее точно сформулирована тема текста.
1) Встреча Нового года.
2) Заяц на елке.
3) Красота и ее воздействие.
4) Встреча Зайца и Волка.
А 3) Почему елка произвела такое впечатление на Волка?
1) Волк увидел под елкой Зайца, и это обрадовало его.
2) Цепкие ветви елки мешали Волку пройти.
3) Волк хотел встретить Новый год под елкой.
4) Елка была очень красива, и это заворожило Волка.
-Мы с вами ответили на вопросы, касающиеся темы, смысла, содержания текста.
Чем тема отличается от смысла? (Тема – основной круг вопросов, на которые автор сосредоточил внимание. Смысл – внутреннее содержание, значение.
Во всех этих вопросах есть подсказки – ключевые слова! Которые помогут вам помочь с выбором ответа. Что это за слова? ( красота, кое-что посильнее волков, красива)
А 4 ) В каком ряду перечислены номера предложений, из которых можно составить синонимичные ряды?
1) 6, 7, 8
2)11, 12, 14
3) 15,16,17
4) 20,21,22
А 5) В каком варианте ответа выделенное слово употреблено в прямом значении?
1) цепкие елки ( 2)
2) живой заяц ( 13 )
3) глаза горят ( 14 )
4) поднял глаза (17)
А 6) Какое слово не имеет разговорной окраски?
1) невесть ( 14 )
2) рядышком ( 24 )
3) выхватывать ( 4 )
4) дай-ка ( 16)
А 7) В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм?
1) Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие елки,он брел по лесу и размышлял о жизни.
2)Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие.
3) И вдруг…Волк присел на хвост, потер глаза: неужели правда?
4) Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что ее специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной елочной игрушки.
-Мы с вами разобрали 2 текста. Что их объединяет? ( тема ) Какая?
( тема красоты ).В первом тексте – красота родного края.Во втором –воздействие красоты на окружающий мир.
-Прав ли был Достоевский сказав,что красота спасет мир?Согласны ли вы с этим мнением? (Человек,любящий природу,способный ценить красоту,не способен на плохие поступки. Наоборот,у него будут только хорошие намерения, чтобы сохранить красоту.)
- А второй текст? ( Красота оказала огромное воздействие как на Волка,так и на Зайца. Она их обоих околдовала, очаровала до такой степени, что голодный волк не стал есть зайца(сохранил жизнь),а заяц не испугался волка.
IV. Проверка домашнего задания.
-Давайте послушаем ваши сочинения-миниатюры или развернутые ответы на вопросы, написанные дома.
1 группа – Красивый человек. Какой он?
2 группа – Красота, которая меня поразила.
3 группа – Что такое красота в моем понимании?
V. Заключение.
Сегодня мы с вами целый урок говорили о красоте. Вы написали такие красивые ответы. Я думаю,нетрудно будет написать сочинение-рассуждение по части С 2.2.Действительно,очень много красоты нас окружает. Нужно только внимательно приглядеться. А увидев, беречь и ценить красоту. Хочу закончить урок словами из японской мудрости.
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое,