Выступление на августовской районной конференции "Учим словарные слова легко"
Выступление на августовской районной конференции "Учим словарные слова легко"
Открытый урок по русскому языку «В королевстве его величества - Глагола» 3 класс
Цели.
1) Повторить и обобщить знания о глаголе, закрепить навыки морфемного и морфологического разбора, правописание безударных личных окончаний, умение определять спряжение глагола.
2) Поддерживать интерес у детей к предмету, продолжить работу над развитием речи учащихся, расширять кругозор, желание изучать русский язык.
3) Воспитать аккуратность в работе, уважение к товарищам.
Оборудование: таблицы по теме “Глагол”, иллюстрации, интерактивная доска.
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас гости, повернитесь к ним, пожалуйста, лицом.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать.
Ну что же, не будем зря время терять.
Садитесь, ребята. Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Наш урок сегодня пройдет под девизом: “Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!” А в центре нашего внимания будет “его величество Глагол”! (Слайд № 2)
На уроке мы обобщим, систематизируем (разложим по полочкам) ваши знания о данной части речи. Уверена, что откроете на уроке что-то новое для себя. Проверите свои знания и убедитесь в том, что вы все знаете? А может, надо еще поработать над этой темой.
III. Актуализация знаний.
Итак, что такое глагол? (Слайд №1)
(Ответ ученика)
- Расскажите, все, что знаете о глаголе.
(Ответы детей)
А теперь, мы проверим ваши знания на практике.
1) Внимательно прочитайте слова:
Подъехал, пролетит, голосить, чувствует, распустится, празднует, съежился.
- Что их объединяет?
- Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно.
- Какие группы получились?
- Есть другие мнения?
Голосить – это четвертая группа или лишнее слово? Почему? Обсудите в парах.
(Ответы детей после обсуждения)
- А что значит голосить и от какого слова произошло оно? (Ответы детей)
- Ребята, посмотрите видеофильм о происхождении этого слова. (“Говорим без ошибок” 2007. Xvid. TVRip_Fenix. Тип “Видеозапись”. Отрывок 3 мин.)
2) Разберите по составу глагол заголосил (Слайд № 5)
3) Подберите по 2 глагола к данным схемам:
1 вариант.
2 вариант.
(Слайд № 6)
4) Выполните морфологический разбор глагола улыбнулся. (Слайд № 7)
5) Прочитайте! Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Определите спряжение глаголов. (Слайд № 8)
Зябн.т осинка
Дрож.т на ветру
Стын.т на солнышке
Мерзн.т в жару.
- Из скольких предложений состоит это стихотворение?
- Объясните расстановку знаков препинания.
- Дайте полную характеристику предложения.
6) Собери пословицы. (Слайд № 9)
Кто (не) работает, торопись делом.
(Не) спеши языком, тот (не) ест.
Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.
Легко забыть то, и в воде (не) тонет.
- Запишите одну из понравившихся пословиц, раскрывая скобки.
- Как написали частицу не?
- Всегда ли не пишется раздельно?
- Назовите глаголы, которые без не не употребляются.
7) Вставьте пропущенный ь (мягкий знак). (Слайд № 10)
Надо учит(.)ся, а он не учит(.)ся.
8) Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение глаголов. (Слайд № 11)
Я ружьишко зар.дил
И морковку прор.дил.
В огороде ув.дал
Как кустарник ув.дал.
- Как называются такие слова?
9) Игра “Кто самый умный?”. Блиц-турнир. (Слайд № 12)
- Определите время глагола позвал.
- На что указывает суффикс ся в глаголе одевается?
- Определите лицо и число глагола расцветают.
- Каким членом предложения чаще всего является глагол?
- Определите форму глагола открывать.
- Какой формообразующий суффикс есть у глагола прыгал?
- Определите спряжение глагола плачет, вертит?
- Определите лицо глагола согреваешь.
- Определите число и род глагола перекрыла.
- Определите время глагола выскочит.
- Определите вид глагола расплакался.
10) Физминутка. (Слайд № 13)
- Ребята, его величество Глагол устал и нам пора отдохнуть. Встаньте с места.
- Если я назову глагол – хлопайте, другую часть речи – топайте!
Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, флажок, дружок.
11) Сценка.
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть случай из жизни.
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…
- Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить.
- А как сказать правильно?
Учитель: Действительно, а как сказать правильно? (Никак)
12) - Да, некоторые глаголы не употребляются в 1-м лице единственного числа настоящего времени. Вот некоторые из них:
победить
убедить
дерзить
бороздить
пылесосить
шелестеть
Однако, ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу. Попробуйте применить этот прием.
13) Запишите данное предложение, раскрывая скобки. (Слайд №14)
Я (дерзить) учителю. (Я грубо разговариваю с учителем.)
14) Определите спряжение глагола хотеть. (Слайд № 15)
- Глагольный суффикс -е говорит, что слово это 1 спряжения, хотят – окончание -ят – о 2 спряжении. Проспрягайте этот глагол, обсудите в парах и скажите, наконец, к какому спряжению отнесем это слово. Что заметили?
Внимание! В ед. ч. мы наблюдаем окончания 1 спряжения, а во мн.ч. – окончания 2 спряжения. Так какого же спряжения этот глагол? Таких слов, ребята немало. И называются они разноспрягаемыми. О них подробнее вы узнаете в старших классах.
15) - А вы знаете, ребята, как часто происходят вот такие казусы? (Слайд № 16)
За столом сказала мать:
“Хватит языком болтать!”
А сынишка осторожно:
“А болтать ногами можно?”
- Скажите, каким словом играет автор стихотворения?
- Объясните значение словосочетаний: болтать языком, болтать ногами.
- В каком значении употреблено это слово в обоих случаях?
- Скажите, все ли знаки препинания стоят на месте? Какие это предложения?
- Объясните расстановку знаков.
16) Подберите к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол. (Слайд № 17)
17) Домашнее задание.
- Выберите себе задание соответственно по уровню сложности. (Слайд № 18)
а) Записать 4 предложения со словами - убедить, бороздить, пылесосить, шелестеть в форме 1 лица.
б) Записать 4-5 разноспрягаемых глаголов
в) Записать по 10 глаголов 1 и 2 спряжения.
18) Оценивание учащихся.
19) Итог урока. (Слайд №19)
- Закончите фразы:
- Урок привлек меня тем, что.
- Урок показался мне интересным…
- Урок заставил меня задуматься …
- Урок навел меня на размышления…
20) - Наш урок, ребята, я хочу закончить словами пословицы. (Слайд №19)
“Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое может”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на августовской районной конференции "Учим словарные слова легко" »
Работа с непроверяемыми написапиями слов
«Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка»
(ТекучевА.В.)
Словарная работа на уроках русского языка должна вестись постоянно с целью обогащения словарного запаса.
Учительдолжен так организовать работу над словом, чтобы ребёнок смог запомнить его написание, чтобы оно не было для него трудным. Трудные слова - это слова, имеющие непроверяемые и проверяемые написания. Непроверяемые написания составляют примерно 30-35% по отношению к промеряемым словам. Такие слова надо запоминать. Следовательно, с ними и необходимо работать.
Словарная работа охватывает усвоение учащимися новых слон и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слои, область их употребления, их многозначность и переносность значений, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, использование слов в речи.
1 .Слово-объект словарной работы, классификации упражнений
Объектом словарной работы является само слово как важнейшая структурно- семантическая единица языка. В каждом слове различают его звуковую оболочку, на письме-буквенно-графическую, его лексическое и грамматическое значение.
Слово как наименьшая языковая единица входит в более крупные языковые единицы: словосочетание, предложения, текст. Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Для эффективного усвоения трудных слов необходимо рассматривать в единстве все стороны словарного слова: его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается комплексный и одновременно разносторонний подход к каждой языковой единице, можно классифицировать все виды упражнений над сломами
с непроверяемыми гласными по направлениям :
фонетические упражнения;
словообразовательные упражнения;
морфологические упражнения;
синтаксические упражнения;
упражнения лексического характера;
упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;
упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками.
Умение обращаться к словарю и работать с ним является одним из условий успешного обучения учащихся орфографии. Для выработки у детей навыка работы со словарем необходимо проводить специальные упражнения
группа упражнений, направленных на развитие у младших школьников навыка пользования словарем (быстрое отыскивание слов на одну и ту же букву, расположенных в разных местах раздела; отыскивание слов, начинающихся с разных букв);
группа упражнений со словарем, связанных с изучением основных программных тем каждого класса (нахождение словарного слова с парными согласными, с непроизносимыми согласными, словарного слова существительного, глагола и т. д.);
группа упражнений для предупреждения ошибок в самостоятельной работе учащихся (проверь свою работу по словарю; проверь написание слов, в которых сомневаешься).
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений, которые представлены в данном пособии. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.
С целью выяснения запоминания и выработки прочных навыков правописания изученных слов использую следующие виды диктантов:
зрительный (с предварительным разбором); -картинный (запись слова по картинке);
выборочный (с конкретным заданием);
с использованием загадок;
по памяти (запись слов по темам);
с комментированием;
творческий.
Все приведенные приемы и средства способствуют развитию познавательной активности самостоятельности, творческого мышления младших школьников. При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения.
В обучении письму непроверяемых слов применяются и занимательные формы работы включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы; шарады, головоломки для знатоков
составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок;
проведение викторин, конкурсов: «кто знает больше словарных слов на букву «а» («м» и т. д.)?»
Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд,
содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок. Предлагаемые кроссворды можно использовать для фронтальной, парной и индивидуальной работы. Этот вид работы начинаю уже с 1 класса. В 3-4 классе учащиеся сами составляют кроссворды по темам
2.0СН0ВНЫЕ ЭТАПЫ •
В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ
При знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку
Свою работу строю в несколько этапов(приложение№1)
этап. Знакомство с новым словарным словом. Способы предъявления нового слова:
а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки;
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова- антонима.
этап. Работа над слуховым образом словарного слова.
Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу. Если младшие школьники умеют определять слабую позицию в слове до начала письма, то процесс письма для них становится более осознанным.
эта п. Запись слова с «окошком».
После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы школьники, записывая слово, сами показали «опасное» место пропуском буквы, используя письмо с «окошком». В этом случае запись «окошком» является сигналом опасности, например: «м.дведь», «пл.ток». Специфическая форма записи слова с пропуском «опасного» места (с «окном»)
iTO способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словарными словами учились прежде всего сами обнаруживать трудную орфограмму в слоне, совершенствовали орфографическую зоркость
IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте - ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.
Этимологические справки должны быть доступны для восприятия младшими школьниками.
Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом.
Учить детей вникать в смысл слова, развивать умение объяснять значения изученных слов, воспроизводить в памяти дифферинциальные признаки лексического значения
Пример: составь рассказ или мини -сочинение на заданную тему
составь загадки о животных:
составь кроссворд на тему «Огород», «Дни недели», «Животные», «Транспорт»
5.этап. Использование игровых приемов
Игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника. Ведущим началом была наглядность, столь необходимая для формирования орфографического навыка.
В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)
Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(40а)
Какие слова любит ворона? (КАРандаш, КАРтина, КАРтофель.) А лягушка? (КВАртира, МосКВА.)
Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад Мой первый слог - крик птицы.
Два других на дне пруда, А целое в музее Найдите без труда.
(Картина)
После того как написание слова хорошо усвоено и дети не делают ошибок, можно использовать загадки, где отгадка -словарное слово.
Например: игра" Подскажи словечко".
Дремучий лес к стеклу прирос - Нарисовал его... (мороз).
(Г.Соколов.)
Очень часто применяю различные тренинговые упражнения (приложение №2),творческие задания,(приложение №3) используемые виды применяю на уроках русского языка, литературного чтения, познания мира (приложение№,4)
написать все словарные слова, используя сюжетную картинку;
учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все "словарные" слова, например:
Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз.
написание словарных диктантов.
Заключение
Слово - могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала.
Для усвоения учащимися слов с непроверяемыми написаниями учителю необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы, работать над значением этих слов с применением ИКТ. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.постоянно ипользуя на уроках выше описанную методику рекомендации по изучению словарных слов, могу сказать что каждый учитель может добиться хороших результатов и поднять достаточно высокий уровень грамотного письма словарных слов путем разнообразия форм уроков, обогатить устную и письменную речь учащихся, расширить кругозор учащихся.