- формирование умения составлять связное высказывание;
- воспитание сотрудничества.
Девизом урока возьмём слова:
Вместе негрустно,
Вместе не тесно.
Вместе легко и всегда интересно.
Итак, начнём наш урок.
Сегодняшний урок пройдёт в игровой форме. Игра « Угадай мелодию»
Правила игры:
«Угадай мелодию с грамматическим заданием!» — увлекательная игра по мотивам всем известной передачи. Выбираете любую цифру, в каждой из которой скрывается мелодия. После выбора мелодии отображается на доске вопрос данной цифры ( если мелодия отгадана). Ученик, ответивший на вопрос тестового задания, выбирает грамматическое задание по разделам русского языка. За данный ответ ученик получает фишку определенного цвета.
Красный цвет-«5».
Синий цвет-«4».
Зеленый цвет –«3».
Желтый цвет-«2».
Девиз нашей игры: «Выучи русский язык!». Посмотрим, кто у нас будет сегодня самый знающий, находчивый и остроумный любитель русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте! Желаю всем удачи!
Участие : Индивидуальное.
2.Круг радости.(Один из этапов урока «Самопознание»)
Презентация.
Учащиеся выбирают и отгадывают мелодию (№ мел; № вопроса), отвечают на вопросы.
Работа по тестам.
Вариант 5
Буква ё в корне слова
трещ...тка
изж...га
прож...рливый
прич...санный
ч...порный
Форма настоящего времени глагола видеть
свидеться
видение
видишь
видавший
увидел
Буква ы пропущена в слове
усобиц...й
полиц...я
акац...я
землиц... й
куц...й
Буква е пропущена в слове
кабинет...к
лоскут...к
компот...к
мешоч...к
кирпич...к
Собирательное числительное
тридцать одна
три
тридцать две
тридцать
трое
Лаконичность, точность, насыщенность терминологией - характерные особенности стиля
разговорного
научного
художественного
публицистического
официально-делового
В суффиксе пишется буква ё
реш.. .нный, старич.. .к
дириж.. ,р, грач.. .нок
ретуш.. .р, лягуш.. .нок
ноч... вка, старуш... нка
корч.. .вка, перч.. .ный
Фразеологизм - синоним к словосочетанию не иметь музыкального слуха
4.“Удвоенные согласные” (блиц). Замените следующие словосочетания одним словом.
Товарищ по работе. (Коллега).
Популярная игра на льду. (Хоккей).
Спортивный бег. (Кросс).
Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент.)
Рисунки в журнале, газете, книге. (Иллюстрации.)
Лексика.
1. Наоборот. Подобрать к словам антонимы.
Широкий – узкий, твёрдый – мягкий, старый – новый, скучный – интересный, бесполезный – ценный, неряшливый - аккуратный.
2.Ответить на вопросы (блиц).
Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке.)
Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор - химический элемент).
Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом - источником, музыкальным знаком).
В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной).
Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? (Роман).
3. Загадки.
По серебряной дороге мы отправились в поход. Остановимся на отдых, а она себе идёт. (Река).
Не взять меня и не поднять, Не распилить пилой, Не вырубить и не прогнать, Не вымести метлой... Но только мне придёт пора - Сама уйду я со двора. (Тень).
Крылья есть, да не летает, Ног нет, да не догонишь. (Рыбы).
На поле родился, На заводе варился, На столе растворился. (Сахар).
Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги).
Фразеология.
1. Что это?
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают. (Уши).
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер.)
2. Загадки – шутки (блиц).
Есть ли ноги у газеты, книги? (Наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу вверх ногами).
В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? (Ясно как дважды два четыре).
Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели! (Их можно... согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с глаголом.)
3. Найти объяснение каждому фразеологическому обороту.
Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах. Для справок: трусливый человек, дремать, мешать, быть самым главным, действовать согласованно, не суметь разобраться в чё- то простом.
4. Указать фразеологизмы со значением “бездельничать”, затем со значением “обманывать” и со значением “быстро”.
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.
5. Творческое задание. Показать мимикой, жестами фразеологизм своей подруге или другу, чтобы он (а) угадал( а.) Как с Луны свалился. Кашу маслом не испортишь (можно взять любые другие).
Весёлая грамматика.
2. Прочитать стихи и указать, сколько раз встречается числительное СТО
У простого сторожа - Часто в нём стоножка Дорожит стоножка И столичной ваксой Вместо двух не просто Сразу столько обуви У простой стоножки И у той стоножки опыт перенять!!! Ответ: 19).
Непросторный дом: Бродит под столом. Чистит 100 сапог. Чистотою ног, Вычистить все сто, Не носил никто! Стоит постоять
4. Морфологические шарады.
Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход.
Корень тот же, что и в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание.
Суффикс из слова руководитель, приставка из слова возможность, корень из слова пропитание.
Суффиксы взяты из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка и окончание - из слова исключительный.
6. Ответьте на вопросы (блиц).
Какой из шести падежей никогда не употребляется с предлогом? А какой без предлога? (Именительный, предложный).
Перечислите по порядку пять дней недели, не называя их. Какая часть речи вам поможет? (Наречия: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Что было “завтра”, а будет “вчера”? (Сегодня).
Составьте из двух предлогов домашнее животное. (К-от).
Какое наречие пишется с двумя чёрточками и двумя мягкимизнаками?
(Точь- в-точь).
Немного отдохнем. “Театральный”
- А сейчас наши ученики превратятся в актеров и покажут нам спектакль.
Выбор артистов.
Закончить пословицу или поговорку.- Получи роль.
Горек обед без (хлеба). Нет друга, так ищи, (а нашел – береги). Умный любит учиться, а (дурак – учить). Новых друзей наживай, (а старых не теряй). Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня). Дружба дружбой – (а служба службой). Без терпенья – (нет ученья). Доброе слово (лучше мягкого пирога). Чтение – лучшее (учение).
Учащиеся получают шапочки, костюмы, наряжаются актёры и готовятся к спектаклю.
- Я читаю текст, а вы выполняете то, что происходит с вашими героями (во время спектакля звучит музыка).Музыка № 20.
Из-за горизонта выплывает яркое солнце, разбрасывая свои лучи по зеленой поляне. Цветочки рады первому солнцу – они радостно тянутся к его лучам. Небольшой ветерок овевает их со всех сторон, и они колышут своими лепестками. Вдруг, откуда не возьмись, появляется веселый кузнечик. Он прыгает с цветка на цветок, хлопая крылышками и радуясь жизни. Неподалеку ползал маленький червячок. Он выполз погреться на солнышке. Тут появляется замученный голодный петух. Он громко закукарекал, да так, что кузнечик затрясся в нервной лихорадке и поскакал в лес. А червячок не успел спрятаться, и петух его склевал. Цветы, увидев это, задрожали и прижались к земле. Петух, довольный своим обедом, расправив крылья и гребень, громко самодовольно кукарекнув, заметил цветы. Они ему понравились, и он, не раздумывая, сорвал их, и счастливый направился домой. Солнце перестало улыбаться и решило спрятаться от петуха и никогда ему больше не светить. Ветерок же разбушевался и всю свою силу обрушил вслед уходящему петуху. Кузнечик затосковал по червячку.
Так закончилась эта трагедия, а вместе с ней закончился день, и наступила ночь.
Текст. Синтаксис.
2. Ответьте на вопросы. Блиц.
Что такое текст?
Как называется разговор двух и более лиц?
Чем отличается описание от рассуждения?
Что такое монолог?
4. ТЕЛЕГРАММА.
Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не пускала. Тогда она решила отправить телеграмму в санаторий родителям, а в ответ получила следующее. БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ ПОХОД. Как понять этот текст? Почему его можно прочитать по-разному?
6. Определить главные и придаточные части предложений.
Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово - розовый цвет.
Петухи дерутся, так что перья летят.
Там, где растут розы, растут и шипы.
Мне грустно, потому что я тебя люблю.
Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок.
Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
8.Определить вид придаточного предложения по схеме:
(Если…), [то …] – условное
[…так + глаг.], (союзн. сл. как…) – образа действия
[… туда], (где …) – места
[… потому], (что…) – причины
[… сущ.], (куда…) – места
[ ], (союзн.сл. когда…) – времени
[ ], (чтобы…) – цели
[ ], (как будто…) – сравнения
(хотя…), [ ] – уступки
[ ], [ так что…] – следствия.
10. Расскажи о видах подчинения в СПП.
Он продолжал смотреть в небо, вместо того, чтобы идти в казармы, откуда слышались голоса.
[ = ],(что −=),(откуда−=)
Если бы между вымыслом и истиной удалось провести черту, вышло бы, что часть людей эту черту переступила.
(если −), [ − = ], (что = −)
Помню, как ребёнком впервые привезла меня мама на свою Родину, как текли слёзы по её счастливому лицу, как долго молчали мы на пригорке с берёзами и ветер ласкал нас.
[ = ],(как =−),(как =−), (как =−) и (−=)
Орфография.
2. Работа в парах : орфоэпическая разминка. Проверка по ключу.
А сейчас мы проверим, сильны ли вы в русском языке. Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором называйте их во множественном числе. Например, конфета – конфеты, ракета – ракета. Понятно? Полный вперед!
Крот – кроты
дуга - дуги
Плот – плоты
рука - руки
Грот – гроты
мука -……
Грех – грехи
житель - жители
Узбек – узбеки
любитель - любители
Человек – люди
учитель - учителя
Р.S. мука – много – муки, а если говорим – муки, то значение слова меняется.
2. Физкультминутка. А сейчас поиграем в разноцветный светофор. У него 3 цвета и много – много разных красок. Я буду называть цвет, например – синий, а те, у кого на одежде есть этот цвет, быстро встают так, чтобы все видели названный цвет. Если у вас коричневые ботинки, то надо высоко поднять ногу.
Игры проводятся во время пауз между или во время конкурсов.
Вот и подошел наш урок-игра к концу.
Учащимся предлагается оценить результаты своей работы.
Рефлексия
Оцените результаты своей работы:
А) я все понял и могу этот материал объяснить другому;
Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;
В) для полного понимания мне нужно повторить тему;
Г) я ничего не понял.
Оцени свою работу:
«5» - 11 – и более баллов.
«4» - 8 – 10
«3» - 5 – 7
«2» - 0 – 4
Конкурс победителей, которые набрали одинаковое количество баллов.
- А сейчас мы проведем конкурс среди наших учащихся, посмотрим, кто из них самый сильный, меткий и лучше всех танцует!
Играет музыка № 22
Конкурс “Сильная рука”:
Каждому – газету. Ученик берёт газету за один конец и собирает её в кулак. Кто быстрее – тот и победил. Нельзя помогать руками и прижимать к себе.