Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему : "Общее понятие об имени существительном" »
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Тема: Общее понятие об имени существительном
Цели урока: формировать общее понятие об имени существительном
Обучающие: научить различать предмет и слово как часть речи; дать понятие о одушевленных и неодушевленных существительных,
Развивающие: развивать память , познавательный интерес, умение сравнивать, речь учащихся.
Воспитательные: воспитать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:мультимедийная презентация урока, дидактический материал (учебник).
Ход урока
Оргмомент
Вступительное слово учителя.
Зазвенел звонок. Начался урок .Давайте , ребята, улыбнемся друг другу, настроимся на урок.
- 2. Психологический настрой на урок.
- Закройте глаза, повторяйте со мной:
«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке.»
- Пусть урок принесет вам радость!
Стадия вызова
Работа с интерактивной доской
- Что вы видите на экране? Что там изображено?
(Слайд 4)(Картинки, предметы)
- Перечислите их. (Бабочка, мальчик, светофор, расчёска, ножницы).
- Какие вопросы можно задать, чтобы любой человек перечислил эти изображения? (Что это? Кто это?)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах и словах, которые их обозначают.
(Слайд 5)
- Бабочка, мальчик, светофор, расчёска, ножницы – это слова, которые обозначают предметы или имена существительные.
III. Актуализация знаний
2) Игра «Рассади пассажиров».
(Слайд 6)
- Давайте, поиграем, «рассадим пассажиров» по поездам. А правила подскажут нам вопросы. Как же будем «рассаживать пассажиров»? (Для перемещения необходимо нажимать мышкой на рисунки предметов).
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос КТО? (Животных; людей; живые существа). - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос ЧТО? (Разные предметы: живые и неживые предметы).
(Слайд 7)
- Сделаем вывод: Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос кто? и обозначают одушевлённые предметы. Это неодушевленные имена существительные: слова арбуз, светофор, расчёска, ножницы отвечают на вопрос что? и обозначают неодушевлённые предметы.
Слово учителя:
- Все существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, ед.ч. или мн.ч.
Работа с учебником
Чтение текст «Лес и ручей»
Ответы на вопросы:
Где бежал ручей?
Что он говорил?
Что ответил ему лес?
Что случилось потом?
Почему ручей высох?
Какие картинки в тексту вы бы нарисовали?
Словарная работа
Ручей бежал – бұлақ ағып жатты
Жаловался – наразылық білдірді
Вырубили – кесіп тастады
Высохнешь – кеуіп қалды.
Работа на доске
А) Записать слова по группам: Кто? и Что? Выделить орфограммы и объяснить их написание.
Дом, хлеб, печка, мальчик, девочка, гуси, дрова, петух.
Два ученика у доски.
Первый ученик записывает слова, отвечающие на вопрос КТО?
Второй ученик записывает слова, отвечающие на вопрос ЧТО?
V. Рефлексия
- Сегодня ребята на уроке мы вспомним все, что узнали об имени существительном?
- Что оно обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что?
Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?
VI. Домашнее задание.
Упр. 5 , по заданию к тексту и выписать существительные к вопросам КТО?, ЧТО?. Повторить правила.