Просмотр содержимого документа
«открытый урок 9- класса »
Сложноподчиненные предложения. Солнечный свет доброты.
(Обобщение)
Урок русского языка в 9 классе
Цели урока:
Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о синтаксисе сложного предложения, формировать навыки построения сложноподчиненных предложений;
Прививать уважение к общечеловеческим ценностям и норм поведения, следование правилам речевого этикета;
Развитие разговорной речи, творческого воображения, логического мышления, фантазии
Тип: комбинированный
Методы: словесный, частично- поисковый
Оборудование: дополнительные тексты, аудиопритчи, демонстрационный материал, словарь С.Ожегова
План занятия:
Психологический настрой
Опрос домашнего задания
Тема урока
Художник- фантазер «Словесный портрет" доброты
Литературная страничка. Притча.
Конструирование предложений
Графический диктант
По страницам народной мудрости «Конструктор»
Тесты
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
Ход урока:
1. Психологический настрой
Здравствуйте!-
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(предлагаю учащимся сказать друг другу добрые слова)
Вывод учителя: добрые слова приятно слушать, однако прежде, чем их услышать, надо научиться говорить эти слова самому.
Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру-
Продляйте добрым словом жизнь людей.
2. Опрос домашнего задания
Класс делим на 2 группы ( «Добрый день», «Благодарность»)
А)Расшифруй кодировку, дай определение данным понятиям
С
С П Б
П
Учащиеся дают определения сложносочиненным предложениям, сложноподчиненным предложениям и бессоюзным
Б) Составление «резюме» СПП. Каждая группа заполняет предоставленные им «резюме»
СПП
Название понятия:СПП
Изучаемый раздел:Синтаксис
Состав: Две и более частей, одна из которых подчиняется другой
Структура:Главное и придаточное предложение
Виды придаточных предложений: СПП с придаточными изъяснительными, СПП с придаточными определительными, СПП с придаточными обстоятельственными
Средства связи:Подчинительные союзы или союзные слова
Место придаточного по отношению к главному: в начале предложения, в конце предложения или в середине.
3. Тема урока
Эпиграф урока: Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что сделал людям каплю добра.
Л.Н. Толстой
- согласны ли вы с этим утверждением писателя?
- как вы считаете, какое слово в высказывании, которое я подобрала в качестве эпиграфа к уроку, наиболее полно определяет его особенность? (добро). Ученик зачитывает из словаря С.Ожегова определение слова добро.
1)Художник – фантазер. Чертим быстрый «рисунок» добра (можно кластер: добро – это милость, сострадание, сочувствие, свет души, понимание, любовь и т.п.)
Составляем сложноподчиненные предложения со словами из кластера, записываем их и чертим схему. Каждая группа должна обосноват свой ответ.
2)Литературная страничка. Прослушивание притчи «Добрый царь и крестьянин».
Жил-был царь. Добрый царь, который очень любил своих подданных и был с ними ласков. Кроме того, ему очень хотелось, чтобы их жизнь стала лучше. Он часто размышлял о том, какое бы благодеяние подданным сделать. Но никак не мог придумать такое, чтобы разом осчастливить всех. Поэтому он ничего доброго и не делал – боялся, что кого-то осчастливит, а остальные на него обидятся и назовут злым. Так и умер царь, не придумав, как осчастливить всех. После смерти о нем почти не вспоминали. Ну, жил и жил добрый царь, но ведь никого он своей жизнью не осчастливил…
И жил в том царстве крестьянин – не нищий, да и не богатый, не злой, да и не ангельского характера. Но своим соседям он всегда помогал в меру сил. Чем мог, тем и помогал. Умер этот крестьянин в один день с царем. Соседи его и по сей день добрым словом вспоминают. Оказалось, что за свою жизнь он очень многим помог. Не осчастливил, но помог.
Запишите толкование слов, используя придаточные определительные. (Учащимся раздаются тексты притчи)
Благодеяние – это …. (поступки, которые совершают люди с хорошими намерениями)
Царь – это … (человек, у которого в руках безграничная власть)
Добро – это …(дела или слова, которые поддерживают людей всегда)
3) Конструирование предложений
Продолжите следующие предложения, запишите их, определите вид придаточных
1 группа
Жил-был добрый царь, который ……
Царю очень хотелось, чтобы …..
Он часто размышлял о том,…….
Он боялся делать добрые дела, потому что …..
2 группа
После смерти о нем почти не вспоминали, так как …..
Крестьянин, живший в том же царстве, помогал тем, …….
Соседи его вспоминают и по сей день, потому что ……
Мораль этой притчи в том, что …..
4. Графический диктант
Начертить схему данных предложений
1. В каждом человеке живет маленький, теплый, солнечный зайчик. 2. И если ко всякому живому существу отнестись с добром, то в нем этот солнечный зайчик проснется. 3. Всякий, кто ответит вам добром, почувствует в себе солнышко и жизнь. 4. Ты сразу же не сердись на человека, если тебе вдруг покажется, что человек – злой или делает плохо. 5. Это просто, что солнечный зайчик очень крепко заснул. 6. Постарайся разбудить его, и увидишь все самое хорошее.
1. ____ простое предложение
2. ( ), [то …..] СПП
3. (Всякий ….), [ ] СПП
4. [ ], (если ….), (что ….) СПП
5. [ ], (что …..) СПП
6 [ ], и [ ] ССП
5. «Конструктор» По страницам народной мудрости
Преобразуйте следующие синтаксические конструкции в сложноподчиненные предложения.
- Добро, сделанное втайне, вознаграждается явно (японская)
Если тайно сделаешь добро, то оно вознаграждается явно.
- Для добра величиною с зерно нужен хозяин величиною с папаху (украинская)
Чтобы сделать добро величиною с зерно, нужен хозяин величиною с папаху.
- Добрую славу потеряешь – плохую славу не уничтожишь (монгольская)
Если добрую славу легко потерять, то плохую славу не уничтожишь.