1/.В начале урока учитель знакомит учащихся с целями и задачами урока.2. /Объяснение урока проводится с применением слайдов,на которых показаны способы образования слов, примеры, упражнения, выводы по теме.3/.Для закрепления в конце урока проводится тестирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные способы образования слов в русском языке»
Тема урока: Основные способы словообразования в русском языке
Цели и задачи:
- Познавательные: знать основные способы образования слов.
- Практические: уметь определять способы образования слов.
- Развивающие: развитие памяти, мышления у учащихся.
- Воспитательные: воспитание любви к Родине.
Методы и приемы: слово учителя, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник, доска, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение целей.
- Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Готовы к уроку? Сегодня у нас новая тема: мы познакомимся со способами образования слов .
- Ребята, скажите, к какому разделу науки о языке мы недавно перешли. (Словообразование)
-Что такое словообразование?
-Что такое морфемика?
-Какие морфемы вы знаете?
(корень, приставка, суффикс, окончание)
- Что называется корнем?
Отгадайте: Перед корнем я стою
Значенье новое слову даю.
-Что называется приставкой?
Отгадайте: Ну-ка решите, девочки, мальчики,
Чем от зайчат отличаются зайчики?
Кошка от кошечки, лес от леска,
Дочка от доченьки, сын от сынка? (суффиксами)
-Молодцы!
-Что называется суффиксом?
-Что называется окончанием? Основой?
III. Переход к изучению нового.
-Ребята, как вы думаете, из-за чего происходит пополнение слов в русском языке? (Делается вывод о том, что слова в русском языке пополняются за счет образования новых слов).
На доске написаны слова: домик, побежать, перелесок.
- Посмотрите внимательно на доску. Там записаны слова. Как вы думаете, от каких других слов они образованы? С помощью чего?
- Так с помощью чего же образуются новые слова? (С помощью приставок и суффиксов)
- Молодцы! Приведите свои примеры. (Ребята приводят свои примеры)
- В русском языке есть несколько способов образования слов. Сейчас некоторые из них вы мне назовете сами.
- Вы мне сказали, что новые слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Тогда ответьте мне на такой вопрос: если новое слово образуется с помощью суффикса, как называется такой способ образования слов? (Суффиксальный)
-Молодцы! Приведите свои примеры.
Школа-школьник, хлеб- хлебница, мяч- мячик
- Если с помощью приставки? (Приставочный)
Приведите свои примеры:
Школа - пришкольный, красный-прекрасный, ход- выход
Мы в очередной раз убеждаемся, что суффиксы и приставки- волшебники. Ведь с их помощью образуются новые слова с новыми лексическими значениями.
- А как вы думаете ,ребята, если новые слова образуются с помощью приставки и суффикса? ( Дети затрудняются ответить. С помощью подсказки учителя ребята называют приставочно-суффиксальный способ образования слов)
- Ребята, как вы поняли тема нашего урока «Основные способы образования слов в русском языке».
-Итак, мы с вами узнали три способа образования слов, но это еще не все. Существуют и другие способы образования слов, но с ними мы познакомимся чуть позже.
iV. Самостоятельная работа с учебником.
А теперь, ребята, давайте поработаем с учебником.
Выполним упражнение 145
V.Тренировочные упражнения.
- А теперь посмотрите на презентацию .Разделите данные слова на три группы: