Просмотр содержимого документа
«Основные способы словообразования»
Технологическая карта урока
в 6 … классе
по теме «Основные способы словообразования»
(1-й урок)
Цель: дать представление об основных способах словообразования; представить алгоритм рассуждения для определения способа образования; научить строить словообразовательные цепочки; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Задачиобучающие:
- знать основные способы образования слов.
развивающие:
- развитие навыков определения способа образования слова;
- развитие диалогических умений, речи;
- развитие умений работать индивидуально и в группах;
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
воспитывающие:
- воспитание умения дружить, быть хорошим другом, воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Тип урока: решение частных задач.
Образовательные ресурсы: тетрадь для индивидуальной работы, презентация «Способы образования слов» с конспектным приложением и дидактический материал, видеоролик.
Ожидаемые результаты:
- активизация познавательного интереса к учению;
- развитие коммуникативных навыков;
- мотивация к творческому самовыражению;
- гибкость и оригинальность мышления;
- совместная творческая деятельность педагога и ученического коллектива;
- эмоциональное восприятие;
- способность применения знания русского языка в практической деятельности;
- формирование у учащихся позитивного отношения к жизни.
Используемые модули.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Диалоговое обучение.
Оценивание для обучения и оценивание обучения.
Использование ИКТ в преподавании и обучении.
Обучение талантливых и одарённых учеников
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Управление и лидерство в обучении.
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
1.Стадия вызова.
Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
2. Стадия осмысления.
Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально, в парах, группах.
1. Просмотр видеоролика для определения
темы урока.
2. Беседа после просмотра:
- Что за жители живут в этом городе?
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Основные способы словообразования слов.
- Нам что-то известно по данной теме?
- Посмотрите, сколько новых понятий появилось.
- Какую проблему мы можем поставить? (отвечают обучающиеся).
- А разве тема – это не проблема? (записываем рядом с темой в карточке).
- Для того, чтобы решить проблему, что нам нужно? (отвечают, что нужно поставить цель).
- При изучении данной темы каждый выбирает свою цель из предложенных в перечне. Озвучивают.
- А что необходимо кроме цели для решения проблемы? (ответы детей).
- Правильно, материал.
- Что будет материалом для нашего исследования?
- Правильно, слово.
Слушают объяснение учителя.
Работа с презентацией.
Чтение и анализ алгоритма.
Внимательно слушают.
Отвечают на вопросы.
Принимают и сохраняют учебную задачу.
Высказывают и аргументируют своё мнение.
Внимательно слушают.
Принимают и сохраняют учебную задачу.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предлагает выполнить упражнения (см.Ресурсный материал).
Исследовательская работа.(см.Ресурсный материал).
Самостоятельная работа.(см.Ресурсный материал).
Выполняют задания в группах.
Выполняют задания в парах.
Работают самостоятельно.
Познавательные УУД
1.Выделять главное.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
3. Стадия рефлексии.
Подводит итог урока совместно с детьми.
- Решили ли проблему?
- Каких целей достигли?
См. ресурсный материал
Заполняют диагностическую карту.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Ресурсный материал.
Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
?
Научился определять способы образования слов, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился определять способы образования слов, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить суффиксальный, приставочный или приставочно-суффиксальный. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
!!!
Научился определять способы образования слов и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
Маршрутный лист
учени_____ 6 … класса
________________________________________
?____________________Тема. Основные способы словообразования.
Цели:
узнать основные способы словообразования слов в русском языке;
не подвести учителя;
научиться правильно определять основные способы словообразования в русском языке;
прослушать информацию по данной теме;
применять алгоритм рассуждения для определения способа образования слова;
прочитать в учебнике информацию по данной теме;
блеснуть интеллектом перед одноклассниками и гостями;
Подумай и ответь. Какие русские слова, состоящие из двух корней, имел в виду иностранец, произнеся их так: дарить благо, употреблять зло, творить мир, водить руками. Запишите эти слова. Укажите способ образования.
Работа в парах. Составьте словосочетания так, чтобы в первом случае указанные слова были именамиприлагательными, а во втором — именами существительными.
1 ряд. Пожарный.
2 ряд. Больной.
3 ряд. Дежурный.
Самостоятельная работа.
Установите соответствие. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Заполните таблицу.
1.Задержаться.
А. Суффиксальный.
2.Пребольшой.
Б. Приставочный.
3.Змеелов.
В. Приставочно-суффиксальный
4.Атмосферный.
Г. Бессуффиксный
5.Угроза.
Д. Сложение.
6.Загородный .
Е. Переход слов из одной части речи в другую.
Ж. Постфиксный.
1
2
3
4
5
6
Выпишите из текста авторский неологизм. Определите, от какого слова и каким способом он образован.
Вчера утром неизвестный талантливый конструктор изобрёл то, о чём так долго мечтали все водители машин и полицейские. Каждый гражданин может кататься по городу, не боясь наехать на голубя. На всех машинах будут установлены махатели. Махатель — так называется изобретение, о котором говорит весь город. (Ю. Дружков)