kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основа слова и окончания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока может быть использован при изучении темы по русскому языку "Основа слова и окончание" в 3 классе. Урок-поиск проведен в виде деловой игры. Использовала проблемный, развивающий, наглядный метод. Развитию познавательной активности на уроке способствовали применение игровой, коллективной, индивидуальной формы обучения. Задания урока нацелены на формирование УУД: умение определить цели и задачи урока, совместное открытие знаний, оценка и самооценка выполнения заданий на различных этапах урока, рефлексия в конце урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основа слова и окончания »

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: «Основа слова и окончания»

Тип урока: Урок – поиск.

Вид: Деловая игра.

Цель:
Учить находить основу в слове.

Задачи:

  1. ознакомить с алгоритмом нахождения основы в слове;

  2. развивать орфографическую зоркость, мышление, творческую активность;

  3. учить контролю и самоконтролю;

  4. воспитывать чувства коллективизма и уважения к труду журналистов.


Ход урока:


І. Организационный момент. Создание психологической комфортности.

- Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся порадовать наших гостей хорошими знаниями. С каким настроением начинаете урок? Мы проведем необычный урок русского языка, который пройдет в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».

Уважаемые коллеги! Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов. У нас будут работать «Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информации». (расставляю таблички на столах).

ІІ. Словарная работа. Орфографическая пятиминутка.

- Перед началом рабочего дня проведем мы с вами пятиминутку. В поступающих к нам в редакцию письмах могут быть слова, в написании которых нам надо разобраться.

Письмо слов под диктовку.

Мороз, деревья, съехать, класс, мягкий, рассмешил.

- Прочитать орфографически и орфоэпически. Объяснить орфограмму.

Взаимопроверка тетрадей.

- Устно составить одно предложение с данными словами.

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

- Рассмотрите схемы (на слайде)

- Покажите, где на схеме однокоренные слова?

- Где одно и тоже слово с разными окончаниями?

- Подберите слова к схемам.

Рыба, рыболов, рыбный, рыбку, рыбы, рыбу.

- Что можно сказать об основе в словах?

- Сегодня на уроке мы будем учиться находить основу в словах.

ІV. Знакомство с материалом.

«Отдел новостей» знакомит нас с материалами.

1. Наблюдение, сопоставление роли окончания, приставки, суффикса в слове.

а) Упр.184.и 185 с.127.

- Понятно ли, какие слова написаны во втором столбике

(Непонятны, так как окончание не меняет смысл слова).

- Одно и тоже, или разные слова записаны в каждой паре?

(Разные слова, так как с помощью суффиксов и приставок образуются новые слова.)

б) Ответы на вопросы учебника с. 128.

- Что такое основа? Назовите основу в словах упр.184.

2. Работа над определением.

- Сколько абзацев в тексте? (4) О чем это говорит? ( В тексте 4 мысли).

- Прочитайте первый абзац. Это для вас новая информация? (Нет).

- Прочитайте второй абзац. Как понимать? Покажите на примерах.

- Прочитайте третий абзац. Назовите слова, основа которых состоит из корня.

На что похож значок основы? ( На полку, на опору.)

- Прочитайте четвертый абзац. Какое значение заключено в корне и основах этих слов?

- Прочитайте вопрос после текста определения.

- Если мы не знаем толкования слова, куда можем обратиться?

( в «Толковый словарь» С.И. Ожегова)

- Какое из них объясняет смысл названия основы слова?

Основа – 1. Опорная часть предмета.

2. Источник, главное, на чем строится что- нибудь, что

является сущностью чего нибудь.

3. Сообщение сотрудника «Отдела информации» .

Слово «газета» пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском

городе газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.

V. Физкультминутка ( развитие координации движений).

Звучит музыка.

Учитель: Прошу всех сотрудников собраться в моем кабинете. Настало время небольшого перерыва, давайте попробуем изобразить, как человек использует газету:

- читает;

- использует как веер;

- скручивает в трубку и смотрит как в подзорную трубу;

- скрученной газетой бьет мух.

VІ. Постановка проблемного вопроса, его решение.

1. Прочитайте слова:

грибы, грибочки, грибники.

- Выделите основу. Как вы будете действовать?

2. «Отдел информации» знакомит с алгоритмом «Как нужно действовать, чтобы найти в слове основу»? с. 128.

3. Самостоятельное выполнение упр.188, пользуясь инструкцией.

Ответы на вопросы после упражнения.

Самоконтроль выполненного задания.

( На экране высвечивается проектором правильное выполнение задания)

VІІ. Первичное закрепление.

  1. Упр. 189 (с комментированием на доске).

  2. Игра « Кто внимательный?»

Приседаем, если слово состоит только из основы. Хлопаем в ладоши, если слово богатое, есть и основа, и окончание.

Стол, хлеб, булка, компьютер, книга, стул, ручка.

  1. Здоровье – залог успешной учебы. Больной человек не может хорошо учиться. Как сохранить здоровье на уроке?

Упражнения для глаз, для пальцев рук, для позвоночника.

VІІІ. Закрепление пройденного.

- В редакцию пришло письмо. Я передаю его в отдел писем. Важная роль в газете принадлежит корректорам. Они не должны пропустить ни одной ошибки. Предлагаю попробовать себя в роли корректоров.

(Дети получают карточки, работают в парах.)


Карточка № 1.

Я учюсь в трет…ем … . У нас дружный ко…ектив. Мы проводим интерестные утре…ики. Девочки ухажывают за цвитами . В су… оту наш … идет в ба… ейн.


Карточка № 2.

Расположить слова в три столбика по определенным признакам:

Варенье, съежился, объявление, коньки, Илья, день.


Карточка № 3.

Прил…тели к нам м…тели ,

Зал…пили снегом щели.

На …кне ст..рик м…ро…,

Льдинкой росп…си нанес.


- Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны быть разнообразными и интересными. «Отдел информации» составит рассказ на тему «Зимний день» по опорным словам и по картине.

Опорные слова: мороз, солнце, чудесный, весело, радостно, санки.

На экран высвечивается картина о зиме.

- Напишите текст красиво, правильно. Пусть ваше письмо будет таким же чистым, как первый снег.

«Отдел новостей» отразит последнюю радостную новость в нашем классе. Соколова К. получила Диплом ІІ степени Марпотребсоюза за участие на конкурсе рисунков « Мир палитрами красок.»

Вы можете написать в виде «молнии».

Чтение учащимися своих рассказов.

ІХ. Итог урока.

Оцените свою работу на уроке. Кому было легко, все понятно, был активным, возьмите красную фишку. Кому было трудно, необходима помощь – желтую фишку. С каким настроением заканчиваете урок?

Х. Задание на дом.

Упр. 4.с.139.

Выделите окончания и основу. Если забыли, посмотрите правило на странице 128.

Спасибо за работу. Урок окончен!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Основа слова и окончания

Автор: Султайкина Мария Леонидовна

Дата: 13.12.2014

Номер свидетельства: 143328

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Морфемика Состав слова Основа слова. Окончание."
    ["seo_title"] => string(43) "morfiemikasostavslovaosnovaslovaokonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "276345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452704685"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Задачи на тему «Морфемы – значимые части слова. Основа слова. Окончание»."
    ["seo_title"] => string(74) "zadachi_na_tiemu_morfiemy_znachimyie_chasti_slova_osnova_slova_okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "351291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1477142308"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА СЛОВА. Урок в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(43) "okonchaniie-i-osnova-slova-urok-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "171149"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423647261"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка по теме "Основа слова и его окончание" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-osnova-slova-i-iegho-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "104351"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402684660"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока русского языка "Основа слова" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-osnova-slova"
    ["file_id"] => string(6) "148903"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873792"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства