Конспект урока может быть использован при изучении темы по русскому языку "Основа слова и окончание" в 3 классе. Урок-поиск проведен в виде деловой игры. Использовала проблемный, развивающий, наглядный метод. Развитию познавательной активности на уроке способствовали применение игровой, коллективной, индивидуальной формы обучения. Задания урока нацелены на формирование УУД: умение определить цели и задачи урока, совместное открытие знаний, оценка и самооценка выполнения заданий на различных этапах урока, рефлексия в конце урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать чувства коллективизма и уважения к труду журналистов.
Ход урока:
І. Организационный момент. Создание психологической комфортности.
- Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся порадовать наших гостей хорошими знаниями. С каким настроением начинаете урок? Мы проведем необычный урок русского языка, который пройдет в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».
Уважаемые коллеги! Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов. У нас будут работать «Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информации». (расставляю таблички на столах).
- Перед началом рабочего дня проведем мы с вами пятиминутку. В поступающих к нам в редакцию письмах могут быть слова, в написании которых нам надо разобраться.
- Прочитать орфографически и орфоэпически. Объяснить орфограмму.
Взаимопроверка тетрадей.
- Устно составить одно предложение с данными словами.
ІІІ. Сообщение темы и цели урока.
- Рассмотрите схемы (на слайде)
- Покажите, где на схеме однокоренные слова?
- Где одно и тоже слово с разными окончаниями?
- Подберите слова к схемам.
Рыба, рыболов, рыбный, рыбку, рыбы, рыбу.
- Что можно сказать об основе в словах?
- Сегодня на уроке мы будем учиться находить основу в словах.
ІV. Знакомство с материалом.
«Отдел новостей» знакомит нас с материалами.
1. Наблюдение, сопоставление роли окончания, приставки, суффикса в слове.
а) Упр.184.и 185 с.127.
- Понятно ли, какие слова написаны во втором столбике
(Непонятны, так как окончание не меняет смысл слова).
- Одно и тоже, или разные слова записаны в каждой паре?
(Разные слова, так как с помощью суффиксов и приставок образуются новые слова.)
б) Ответы на вопросы учебника с. 128.
- Что такое основа? Назовите основу в словах упр.184.
2. Работа над определением.
- Сколько абзацев в тексте? (4) О чем это говорит? ( В тексте 4 мысли).
- Прочитайте первый абзац. Это для вас новая информация? (Нет).
- Прочитайте второй абзац. Как понимать? Покажите на примерах.
- Прочитайте третий абзац. Назовите слова, основа которых состоит из корня.
На что похож значок основы? ( На полку, на опору.)
- Прочитайте четвертый абзац. Какое значение заключено в корне и основах этих слов?
- Прочитайте вопрос после текста определения.
- Если мы не знаем толкования слова, куда можем обратиться?
( в «Толковый словарь» С.И. Ожегова)
- Какое из них объясняет смысл названия основы слова?
Основа – 1. Опорная часть предмета.
2. Источник, главное, на чем строится что- нибудь, что
является сущностью чего нибудь.
3. Сообщение сотрудника «Отдела информации» .
Слово «газета» пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском
городе газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.
V. Физкультминутка ( развитие координации движений).
Звучит музыка.
Учитель: Прошу всех сотрудников собраться в моем кабинете. Настало время небольшого перерыва, давайте попробуем изобразить, как человек использует газету:
- читает;
- использует как веер;
- скручивает в трубку и смотрит как в подзорную трубу;
- скрученной газетой бьет мух.
VІ. Постановка проблемного вопроса, его решение.
1. Прочитайте слова:
грибы, грибочки, грибники.
- Выделите основу. Как вы будете действовать?
2. «Отдел информации» знакомит с алгоритмом «Как нужно действовать, чтобы найти в слове основу»? с. 128.
3. Самостоятельное выполнение упр.188, пользуясь инструкцией.
Ответы на вопросы после упражнения.
Самоконтроль выполненного задания.
( На экране высвечивается проектором правильное выполнение задания)
VІІ. Первичное закрепление.
Упр. 189 (с комментированием на доске).
Игра « Кто внимательный?»
Приседаем, если слово состоит только из основы. Хлопаем в ладоши, если слово богатое, есть и основа, и окончание.
Стол, хлеб, булка, компьютер, книга, стул, ручка.
Здоровье – залог успешной учебы. Больной человек не может хорошо учиться. Как сохранить здоровье на уроке?
Упражнения для глаз, для пальцев рук, для позвоночника.
VІІІ. Закрепление пройденного.
- В редакцию пришло письмо. Я передаю его в отдел писем. Важная роль в газете принадлежит корректорам. Они не должны пропустить ни одной ошибки. Предлагаю попробовать себя в роли корректоров.
(Дети получают карточки, работают в парах.)
Карточка № 1.
Я учюсь в трет…ем … . У нас дружный ко…ектив. Мы проводим интерестные утре…ики. Девочки ухажывают за цвитами . В су… оту наш … идет в ба… ейн.
Карточка № 2.
Расположить слова в три столбика по определенным признакам:
Варенье, съежился, объявление, коньки, Илья, день.
Карточка № 3.
Прил…тели к нам м…тели ,
Зал…пили снегом щели.
На …кне ст..рик м…ро…,
Льдинкой росп…си нанес.
- Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны быть разнообразными и интересными. «Отдел информации» составит рассказ на тему «Зимний день» по опорным словам и по картине.
- Напишите текст красиво, правильно. Пусть ваше письмо будет таким же чистым, как первый снег.
«Отдел новостей» отразит последнюю радостную новость в нашем классе. Соколова К. получила Диплом ІІ степени Марпотребсоюза за участие на конкурсе рисунков « Мир палитрами красок.»
Вы можете написать в виде «молнии».
Чтение учащимися своих рассказов.
ІХ. Итог урока.
Оцените свою работу на уроке. Кому было легко, все понятно, был активным, возьмите красную фишку. Кому было трудно, необходима помощь – желтую фишку. С каким настроением заканчиваете урок?
Х. Задание на дом.
Упр. 4.с.139.
Выделите окончания и основу. Если забыли, посмотрите правило на странице 128.