kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проектной деятельности на уроке русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке показан пример организации проектной деятельности на уроках русского языка. Данный алгоритм можно использовать в любом классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности на уроке русского языка»


Пример организации проектной деятельности на уроке русского языка


Название проекта: Социологический опрос

Задание:

Проведите социологический опрос среди представителей разных возрастных групп и обобщите полученные результаты

Цель:

Применение на практике знаний и умений, полученных на уроке


Этапы выполнения задания

Информационные ресурсы

Наименование этапа

Содержание этапа

Наименование

Адрес информационного ресурса

1

Введение в тематику проекта

Периодически среди граждан России проводятся различные социологические опросы. Они касаются, в том числе, оценки уровня владения русским языком и пр. Познакомьтесь с результатами одного из таких опросов

Результаты одного из социологических опросов

https://ria.ru/20210413/yazyk-1728078281.html

2

Постановка задачи

Составьте несколько вопросов, касающихся употребления в речи заимствованных слов

Образец опросника

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/07/31/proektnaya-rabota-sektsiya-yunyy-issledovatel-zaimstvovannaya-i

3

Реализация задачи

Проведите социологический опрос среди представителей разных возрастных групп и обобщите полученные результаты

Рекомендации по проведению социологического опроса

https://www.kakprosto.ru/kak-28280-kak-provesti-socopros

4

Представление проекта и самооценка

Сделайте публичное выступление. Оцените выполненную работу на основе листа самооценки

Рекомендации к публичному выступлению

https://theblueprint.ru/culture/instructions/pravila-publicnyh-vystuplenij


Методические рекомендации для учителя

Рекомендации ученику

Предложите обучающимся познакомиться с результатами одного из социологических опросов. Поставьте перед обучающимися задачу составить несколько вопросов, касающихся употребления в речи заимствованных слов. Затем предложите обучающимся провести социологический опрос среди представителей разных возрастных групп и обобщить полученные результаты. Организуйте публичную защиту созданных мини-проектов. По итогам работы попросите обучающихся заполнить лист самооценки

Познакомьтесь с результатами одного из социологических опросов. Составьте несколько вопросов, касающихся употребления в речи заимствованных слов. Затем проведите социологический опрос среди представителей разных возрастных групп и обобщите полученные результаты. Проведите публичную защиту своего мини-проекта. По итогам работы заполните лист самооценки





Лист самооценки




Фамилия Имя учащегося

Дата

Класс


Наименование

Показатель

Самооценка

1

Соответствие сформулированных вопросов в опроснике заданной теме

Сформулированные вопросы в опроснике соответствуют теме употребления в речи заимствованных слов – от 0 до 2 баллов


2

Качество сформулированных вопросов в опроснике

Сформулированные вопросы в опроснике соответствуют требованиям, предъявляемым к вопросам социологических исследований (ясность, точность, краткость, логичность) – от 0 до 4 баллов


3

Репрезентативность выборки при проведении социологического опроса

В социологическом опросе задействовано не менее 100 человек не менее 3 возрастных групп – от 0 до 2 баллов


4

Качество полученных результатов

Полученные результаты обобщены и интерпретированы – от 0 до 2 баллов



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Название проекта: Диалектизмы в речи жителей села Липчинское

Слободо-Туринского района Свердловской области


Задание:

  1. Выявить особенности уральского говора;

  2. Проанализировать диалектные особенности говора жителей села Липчинское на уровнях фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса и лексики;


Цель:

Применение на практике знаний и умений, полученных на уроке


Этапы выполнения задания

Информационные ресурсы


Наименование этапа

Содержание этапа

Наименование

Адрес информационного ресурса


1

Введение в тематику проекта

Познакомиться с научными статьями по теме проекта

Демидова К. И. Диалектная лексика уральской территории как источник изучения истории края// Филологический класс, 2015, № 1 (39), стр. 38-42

Демидова К. И. Русская диалектология: [электронный ресурс]: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2015 г.

Демидова К. И. Комплексный тематический словарь лексики современных русских говоров Урала [электронный ресурс]: Учебное пособие. Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2015 г.

Русская диалектология: Учебник для студентов филологических факультетов высших учебных заведений/ С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, О.Г. Гецова и др.; под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.


Емельянов Д. Как устроен язык жителей Урала, рассказала Мария Рут [электронный ресурс]: – Режим доступа: https://urfu.ru/ru/news/38719/

Еремина Л.В. Региональные особенности уральской речи [электронный ресурс]: – Режим доступа: https://stud.wiki/languages/ 2c0a65635a2ac78b5d53b89521216c26_0.html

Князев С.В. Русская диалектная фонетика [электронный ресурс]: Учебное пособие, М.: 2008 г. – Режим доступа: https://www.philol.msu.ru/~ruslang/data/pdf/_dianwo.pdf

Региональные особенности уральской речи [электронный ресурс]: – Режим доступа: https://studbooks.net/2147939/literatura/regionalnye_osobennosti_uralskoy_rechi



2

Постановка задачи

Составьте анкету и план беседы для интервью местных жителей

Образец опросника

https://www.calameo.com/books/0053634264d28d20b1cfc



3

Реализация задачи

Проведите анкетирование, социологический опрос среди представителей разных возрастных групп села и обобщите полученные результаты в виде диалектного словарика

Рекомендации по проведению социологического опроса

Образец диалектного словарика

https://www.kakprosto.ru/kak-28280-kak-provesti-socopros



https://eee-science.ru/item-work/2019-516/



4

Представление проекта и самооценка

Сделайте публичное выступление. Оцените выполненную работу на основе листа самооценки

Рекомендации к публичному выступлению

https://theblueprint.ru/culture/instructions/pravila-publicnyh-vystuplenij









Критерий

Показатели проявления

Количество баллов




Умение увидеть и сформулировать проблему

  • Проблема сформулирована, указано видение причин и последствий ее существования и обозначены пути решения и актуальность

  • Проблема сформулирована в форме развернутого высказывания с указанием актуальности

  • Проблема сформулирована кратко, без комментариев, но безошибочно

  • Проблема сформулирована неточно, допущены фактические ошибки

3


2


1

0




Умение определять цели и стратегии деятельности

  • Цель сформулирована, указаны реальные способы разрешения проблемы и осуществлено ее деление на задачи

  • Цель сформулирована, соответствует проблеме, но не разбита на задачи или задачи не соответствуют цели

  • Цель сформулирована без указания путей ее достижения

  • Цель не сформулирована

3


2


1

0




Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в глубине исследования

  • Рассмотрение проблемы строится на достаточно глубоком содержательном уровне, обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой использованы имеющиеся знания и способы деятельности, проявлены «приращения» знаний

  • Предметные умения и навыки, способы действий проявлены в объеме школьной программы

3



1




Умение находить, оценивать и использовать различные источники информации, необходимые для проведения исследования

  • Использована достаточно полная информация, указаны ее источники, выделены фрагменты, необходимые для решения обозначенной проблемы

  • Указаны источники информации и объяснены основания ее использования для доказательства собственных суждений

  • Указаны источники информации без комментариев

  • Источники информации не указаны и не использованы

3


2


1

0




Умение делать выводы на основе полученной информации

  • Сделаны выводы на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной информации (самостоятельно полученных результатов опросов, мини-исследований) и информации первоисточника

  • Выстроена совокупность аргументов, заимствованных из источников информации, в собственной логике доказательств, предложено собственное суждение по проблеме

  • Воспроизведены готовые выводы и аргументации, заимствованные из изученных источников

  • Выводы на основе использованных источников не сделаны

3



2


1


0




Личная заинтересованность автора

  • Проект отличается творческим подходом, оригинальным отношением автора к идее проекта

  • Работа самостоятельная, содержит элементы творчества

  • Проект не содержит элементов творчества, проявлен незначительный интерес к теме

  • Проект выполнен по шаблону, проявлено формальное отношение к заявленной теме исследования

3


2

1


0




Оформление письменной части проекта

  • Проект оформлен в соответствии с установленными правилами

  • Проект в целом оформлен в соответствии с установленными правилами, есть недочеты в оформлении

  • Допущены серьезные ошибки в оформлении проекта

  • Письменная часть проекта представлена только презентацией

3

2


1

0




Защита проекта

  • Структурированность защитного слова

  • Целесообразность, инструментальность наглядности

  • Владение специальной терминологией в соответствии с темой исследования

  • Культура выступления

  • Культура дискуссии (умение понять вопрос и аргументированно ответить на него)

По 1 баллу за каждый показатель, максимум – 5 баллов





3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация проектной деятельности на уроке русского языка

Автор: Клюшменко Елена Владимировна

Дата: 11.08.2025

Номер свидетельства: 673136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад «Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС ОО»"
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_fgos_oo"
    ["file_id"] => string(6) "529691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215476"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения" "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-riekomiendatsiia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku-kak-odna-iz-aktivnykh-form-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426515067"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование метода проектной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(113) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "123106"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414416109"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методические рекомендации по теме: "Организация исследовательской деятельности на уроках  русского языка в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "243801"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445802915"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства