.Запись на доске слов дом — дома́. В корне слова дом буква о стоит под ударением, поэтому в написании гласной в корне этого слова нет выбора букв. В корне же слова дома́есть выбор букв (а или о), потому что гласная корня стоит в безударном положении. То есть в корне данного слова есть буква, написание которой определяется правилом. Такие буквы называются орфограм- мами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Орфограмма. Повторение.»
Урок 5. Орфограмма. Повторение.
Знать: что такое орфограмма.
Формирование умения находить орфограммы в различных морфемах.
I.Запись на доске слов дом — дома́. В корне слова дом буква о стоит под ударением, поэтому в написании гласной в корне этого слова нет выбора букв. В корне же слова дома́есть выбор букв (а или о), потому что гласная корня стоит в безударном положении. То есть в корне данного слова есть буква, написание которой определяется правилом. Такие буквы называются орфограм- мами.
Итак, в слове домв корне нет орфограммы, в слове дома — орфограмма в корне — буква о (проверочное слово — дом).
Запись на доске: орфограмма (греч.), орфос — правильный, грамма — письмо.
II. Чтение материала § 6 на с. 11-13.
— Что такое орфограмма?
— Как вы понимаете выражения «орфограмма в корне», «орфограмма в окончании»?
Учитель дает образец графического обозначения (объяснения) орфограммы: указывается часть речи, затем выделяется часть слова, в которой есть орфограмма. Одной чертой подчеркивается та буква, написание которой следует проверить, двумя — та, которой определяется ее выбор.
Запись образцов обозначения (объяснения) орфограмм в различныхморфемах:
III.Запись слов — по два примера — с орфограммой в корнеи окончании.
IV.На доске записаны слова удивить, скрип, глядеть, загадать, жалеть, загадка, жалко, скрипучий, стрелка, взгляд. Учащиеся должны вначале прочитать только те, в корнях которых нет орфограммы, затем те, в корнях которых она есть. (Упражнение направлено на отработку умения «видеть» орфограмму в слове, то есть «видеть» те места, где можно допустить ошибку в написании слова.)
Затем слова, в которых нет орфограмм в корне, стираются с доски. Оставшиеся слова учащиеся записывают и графически объясняют выбор гласной в корне.
При подборе однокоренных слов желательно использовать два способа:
1) изменение формы слова; 2) подбор однокоренного проверочного слова. Запись лучше делать в два столбика.
Делается вывод о том, что безударная гласная в корне может быть проверена:
1) изменением формы слова; 2) подбором однокоренного проверочного слова.
V. Упр. 25, 26 (частично).
VI. Объяснительный диктант (при записи предложений безударные гласные в корнях выделенных слов объясняются графически).
Я возвращался к себе в деревню. Тропинка проходила по просеке в сосновом лесу. Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне около опушки я разглядел синие цветы. Полянки с ними были похожи на малюсенькие озера с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я встряхнул его, в нем прогромыхали созревшие семена.