На доске вывешены таблицы на тему «Части речи». Учащиеся знакомятся с таблицами и записывают по одному примеру для каждой части речи. Подготавливают связное сообщение по теме «Самостоятельные и служебные части речи».
Части речи
Самостоятельные
Служебные
Междометия
Самостоятельные части речи
Имя существи-тельное
Имя прилага-тельное
Имя числитель-ное
Местоиме-ние
Глагол
Наречие
Служебные части речи
Предлоги
Союзы
Частицы
Беседа по таблицам.
- Рассмотрите 3 таблицы и скажите, сколько всего частей речи в русском языке, на какие группы они делятся.
- Приведите примеры частей речи и запишите их.
Фронтальный опрос учащихся, направленный на закрепление и систематизацию знаний о глаголе.
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Какие времена глагола вы знаете?
- Что вы можете сказать о лице глагола?
- Изменяется ли глагол по родам?
Тренировочные упражнения.
Учащиеся выполняют упр. 23 на стр. 8 Рабочей тетради.
Вставь пропущенные буквы. Запиши глаголы в два столбика.
Глаза боят…ся, а руки делают. Любишь катат…ся, люби и саночки возить. Не будешь ленит…ся, так и дело не будет из рук валит…ся. Кто пахать не ленит…ся, у того и хлеб родит…ся. Не будешь старат…ся, без всего можешь остат…ся. Умел ошиби…ся, умей и поправи…ся. Где песня поë…ся, там и счастливо живë…ся. С умным не зна…ся – ума не набра…ся. Кто любит труди…ся, тому без дела не сиди…ся. Красота пригляди…ся, а ум пригоди…ся. Без ветра и трава не колыше…ся. Не ошибает…ся тот, кто ничего не делает.
Неопределенная форма глагола
-ться
Третье лицо единственного и множественного числа
-тся
Физкультминутка.
(По усмотрению учителя.)
Работа с учебником.
Учащиеся выполняют упр. 42 на стр. 13 учебника, сверяясь с таблицей спряжений.
6. Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют упр. 26 на стр. 10 Рабочей тетради.
Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые. Выдели окончания, определи спряжение и запиши глаголы в форме 2 лица единственного числа.
Запись в словарь трудных слов: рассчитать, расчет, прийти, приду. Учащиеся объясняют, от чего зависит написание данных слов.
Творческое задание.
Составить предложения со словами рассчитать, расчет, прийти, приду.
Итоги урока
Фронтальный опрос по темам урока.
- Назовите самостоятельные и служебные части речи. Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?
- Расскажите о правописании -тся и -ться в глаголах.
- Сколько спряжений имеет глагол?
- Какие глаголы относятся к первому спряжению? Ко второму?
Домашнее задание
§ 5.
Найти и записать 5 пословиц или поговорок с глаголами в форме 2-го лица единственного числа. Подчеркнуть эти глаголы. (Любишь кататься – люби и саночки возить.)