kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Орфографическое здоровье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

показать учащимся необходимость работы над ошибками;

провести работу над ошибками, допущенными в течение четверти;

научить бороться с ошибками;

провести работу по речевому этикету и профориентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Орфографическое здоровье"»

Работа над орфографическими ошибками

Цель:

  • показать учащимся необходимость работы над ошибками;

  • провести работу над ошибками, допущенными в течение четверти;

  • научить бороться с ошибками;

  • провести работу по речевому этикету и профориентации.

Оборудование:

  • медицинский халат для учителя-“доктора”,

  • белые косынки с красными крестиками для “медсестёр”;

  • рисунок “вирусов” (орфографическая “палочка” и пунктуационная “галочка”);

  • плакат с “лечебными средствами” (нарисованы глаз, ухо, рот, ручка в руке); дидактический материал (“индивидуальные пакеты”).

Эпиграф: “Умел ошибиться – умей и исправиться!” (Пословица).

Этапы урока:

1. Объявление темы урока:

Корень мой находится в ушибе,
Мне в оценке подбери приставку ты,
Суффикс мой в тетрадке. А спасибо
Мне никто и никогда не говорит,
Потому что все меня не любят,
Красной пастою меня в тетрадях губят.
Хоть рифмуюсь я с улыбкой,
Но зовут меня…ошибкой!

2. Запись темы урока. Учитель:

А что же такое ошибка? Давайте обратимся за разъяснением к нашему давнему другу – Толковому словарю. Ошибка – это неправильность в вычислении, в написании и т. д., неправильный поступок, действие и т. д.

А почему живут ошибки? Давайте разберёмся. Есть у меня одна знакомая семья. Дети Саша и Маша каждый день садятся делать уроки. Однажды я сосчитала: выполняя задание по русскому языку, Маша успела 5 раз поговорить с братом, 10 раз обратиться к маме и 6 раз к папе, 1 раз попить кофе, 2 раза подойти к окну, нарисовать 5 домиков, 2 раза включить телевизор, 2 раза погладить любимую кошку Марфушу и 1 раз позвонить по телефону подруге. Время пролетело незаметно, а в работе у Маши было 15 ошибок.

Саша не успел сделать столько, сколько сестра, он старательно выполнял упражнение, но при этом не знал ни одного правила, поэтому ошибок у него было ещё больше, чем у Маши. Брат и сестра были серьёзно больны. И болезни у них были инфекционные, очень распространённые:

Не желтуха, а ошибуха,
Не ветрянка, а ошиблянка,
Не коклюш, а ошиблюш.
Не холера, а ошиблера,
Не аппендицит, а ошибинцит.

Симптомы, то есть проявления, признаки этих болезней, были приблизительно одинаковы: покраснение тетрадей, побледнение кожных покровов на диктанте, сухость во рту во время изложения, дрожание рук на сочинении и частые двойки в дневнике.

Дети мечтали о том, чтобы настал такой день, когда Указом Президента России

разрешили бы всем людям писать так, как они хотят. И вот однажды им приснился сон, что мечта их сбылась. Какой это был кошмарный сон!

“Скорая помощь” опоздала к больной бабушке, так как врач долго не мог понять, куда ему надо ехать. В аптеке не нашли нужного лекарства, так как не смогли разобрать рецепт врача. Преступник скрылся, так как следователи очень долго разбирали его приметы.. А самое страшное случилось, когда Саша поехал в деревню к бабушке. Там он много купался в реке, бегал босиком по траве, ловил рыбу, собирал ягоды. А потом отправил Маше в город письмо: “ Маша, я здесь закалился, заколись и ты”. Маша, не поняв ошибку в корне с безударной гласной, взяла и закололась…

Хорошо, что это был только сон!

Проснулись брат и сестра и твёрдо решили избавиться от своих болезней!

Помочь больному избавиться от болезней может только один человек. Это врач.

Все, кто болеет ошибухой и ошиберой, должны пройти курс лечения. Врачом буду я (учитель надевает белый халат), а вы будете моими пациентами (слово записано на доске). Будут у нас и сёстры милосердия, мои помощницы ( заранее выбраны три ученицы с хорошими знаниями по русскому языку).

В Древней Греции жил врач Гиппократ. По его мнению, врач должен не изгонять болезнь из человека, а помогать организму преодолевать её. В память о Гиппократе, который считается отцом медицины, врачи дают клятву, которая так и называется: клятва Гиппократа. Это обещание верно служить больным, никогда не отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается.

( “Сёстры милосердия” повторяют слова клятвы).

3. Учитель: Итак, вы пришли к доктору. Как войти? Что сказать? Как обратиться?

Учащиеся анализируют различные приветствия и обращения, записанные на доске:

Здравствуйте! Добрый день! Привет! Здорово!

Доктор… Тётя… Гражданочка…

Слово “здравствуйте”, сказанное тепло и искренне, поможет установить взаимопонимание. Улыбка же, тёплая и искренняя, станет символом доброты, вежливости, внимательности. С ней мы и начнём лечение. Опытный врач сначала должен определить болезнь, то есть на врачебном языке – поставить диагноз (слово записано на доске). Врач посылает больного в рентген-кабинет сделать снимок… Наш рентген – “снимок” текста…

4. Учащиеся списывают с доски текст, “медсёстры” помогают искать ошибки- “вирусы” - проверка внимательности.

Текст записан на доске:

В Кандалакшском заповеднике – сто пятьдесят островов… А если считать и безлесные мелкие луды, а также острова в море Баренцевом, то их наберётся более пятисот. Неопытный человек может в море между островов заблудиться. У значительных островов есть имена: Овечий, Еловый, Горелый, Медвежий…

5. Учитель: при осмотре больного доктор просит его раскрыть рот и сказать “а-а-а”. А мы будем говорить другие буквы…

 Учитель подходит к учащимся и задаёт вопросы, при этом “нащупывая пульс”:

  • назовите буквы, перед которыми на конце приставок пишется –с;

  • назовите буквы, после которых у существительных пишется суффикс –чик;

  • назовите буквы, перед которыми пишется Ъ;

  • назовите буквы, перед которыми пишется Ь;

  • назовите буквы, перед которыми в корне раст(ращ) – рос пишется А;

  • назовите гласную букву, которая пишется в личных окончаниях глаголов 2 спряжения;

( проверка знания правил)

6. Итак, вы сами видите, кто-то болен серьёзно, а кто-то не очень, однако всех можно вылечить. Потому что у каждого из вас есть верные помощники: глаз, ухо, голос, рука.

( Показать рисунок и объяснить, что речь идёт о зрительной, слуховой, речедвигательной и рукодвигательной памяти.)

7. Итак, начнём лечение… Первый этап – приём таблеток. “Медсёстры” разносят “пилюли” - маленькие кружочки с номерами орфограмм (каждому ученику определяется задание на основании допущенных ранее ошибок – по материалам контрольных диктантов в четверти).

Учащиеся записывают в тетради примеры к указанным орфограммам.

8. Следующая “процедура”: инъекции( слово записано на доске), или просто уколы. “Медсёстры” раздают вырезанные из бумаги “шприцы” с заданием: вставить пропущенные буквы ( задания подобраны индивидуально на допущенные ранее ошибки).

9. “Компрессы” - следующая процедура. “Медсёстры” разносят салфетки-“компрессы”, на которых слова записаны с ошибками. Учащиеся исправляют ошибки.

10. Следующий этап – надевание “орфографических очков”( для улучшения орфографической зоркости). “Медсёстры” разносят вырезанные из бумаги очки, на которых записаны слова – по ним учащиеся должны узнать орфограмму.

“Медсёстры” вместе с “врачом” контролируют выполнение заданий.

11. Выступление заранее подготовленного “аптекаря”:

Ещё об одном надо напомнить всем больным ошиберией. Под рукой у них должно быть всегда такое средство, как Орфографический словарь. И ещё надо иметь под рукой учебник русского языка и книги для чтения.

Например, открываем книгу … Ю.Я.Яковлев, “Цветок хлеба”: целая россыпь трудных слов! Привыкнуть, приладиться, взъерошенный, аккуратно…

А вот В.К.Железников, “Путешественник с багажом”. Листаем страницы: апельсин, перрон, директор…

А ещё больные ошиберией должны обязательно соблюдать режим дня: с 16.00 до 16.30 – работа над ошибками.

12. Учитель: Лечение завершено, осталось поблагодарить врача и попрощаться с ним. Учащиеся анализируют различные слова благодарности, записанные на доске: спасибо, большое спасибо, я испытываю огромную благодарность; до свидания, до скорого свидания, прощайте, привет близким.

Итоги урока:

- Для чего нужно бороться с ошибками?

- Как надо бороться с ошибками?

- Что страшнее: неправильно написать или неправильно сказать?

- Не потеряли ли в наше время значения профессии учителя и врача? Можно ли считать эти профессии самыми гуманными?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Орфографическое здоровье"

Автор: Масленко Оксана Владимировна

Дата: 18.01.2020

Номер свидетельства: 536351

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "конспект урока русского языка на тему: "Учимся применять орфографические правила" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-uchimsia-primieniat-orfoghrafichieskiie-pravila"
    ["file_id"] => string(6) "144685"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418758230"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация по русскому языку " здоровая и грамотная нация" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia_po_russkomu_iazyku_zdorovaia_i_ghramotnaia_natsiia_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "391799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1487088646"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Тема: «Здоровый образ жизни»."
    ["seo_title"] => string(27) "tiema_zdorovyi_obraz_zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "401962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490037875"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Волшебный лабиринт "Здоровый образ жизни""
    ["seo_title"] => string(42) "volshiebnyi_labirint_zdorovyi_obraz_zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "387646"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1486206636"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Конспект урока русского языка по теме «Разряды местоимений» (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-razriady-miestoimienii-dlia-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "134621"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416763464"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства