Просмотр содержимого документа
«Орфография и география»
Интегрированный урок в 6 классе «География с орфографией»
ОРГМОМЕНТ. Песня. (Постепенное снижение музыки. )
Ребята, а вы на какой урок пришли?
А песня о чем была?
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Итак, сегодня для вас пройдет необычный урок.
Вы, конечно, слышали выражение «история с географией».
Так говорят в шутку, когда какое-нибудь дело приобретает неожиданный оборот.
А у нас с вами будет... «география с орфографией». (Открывается доска с записанной темой, дети записывают тему на листочках.)
Географию многие считают предметом интересным и увлекательным,..
а русский язык — ну, очень трудным.
А подружим-ка эти два предмета.
Вдруг получится и от этой дружбы выиграют все?
Сегодня на уроке мы будем повторять правописание имен собственных…а точнее..? (географических названий), параллельно вспомните правописание и склонение имен существительных.
А также: закрепим географические понятия, основные объекты политической карты, отработаем навыки работы с ней.
Ш. РАЗМИНКА.
1. Как всегда, начнем с разминки. (Один человек работает за доской)
Вставьте в предложения потерявшиеся существительные. Экватор — самая большая ………………………… , которая делит земной шар на Северное и Южное ……………… . Началом отсчета долгот является Гринвичский …………………… . Он проходит через главный зал старой Гринвичской обсерватории вблизи Лондона. Этот меридиан разделяет Землю на Восточное и Западное …………………………………………………............ Проверка.
2.Кто готов? Ольга Александровна проверит знание географических терминов. (Учитель географии проверяет.) Юлия Михайловна, вы думаете, они слова правильно написали?
А вот сейчас и посмотрим. Проверка записей на доске.
Запомните, как пишутся эти слова;
обратите внимание на то, что названия полушарий пишут с большой буквы, несмотря на то, что в атласах и на картах названия прописаны единым шрифтом.
Каждый раз, когда вам встретятся имена собственные (географические названия или имена путешественников) в учебниках географии, старайтесь запомнить, как они пишутся.
IV.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ.
Откройте политическую карту мира и выпишите названия только тех стран, через которые проходит экватор. (Один человек за доской.)
Проверка с демонстрацией на карте.
1.Теперь поставьте эти названия стран в косвенных падежах, указанных в скобках рядом с названием. (Выполняют задание на листочке, один - за доской). Проверка.
2.Обратите внимание, как будет слово Конго в косвенном падеже? Почему так?
Как называются такие существительные?
Приведите пример несклоняемых имен существительных – географических названий на политической карте. 1. Прочитайте отрывки из юмористических стихов Андрея Усачева. Выпишите существительные — названия стран. В каком падеже они стоят? Объясните правописание падежных окончаний.
В Англи.. вечно дожди и туманы: Дождь, как из сита, льет, моросит, Ну, а туманы гуще сметаны — В воздухе шляпу повесишь — висит!
* * *
Самого крупного Тигра в мире Навряд ли кто приручит: Полхвоста — в Турци.., Полхвоста — в Сири.., А нос из Ирака торчит!
* * *
Если б в Финлянди.. Жили не финны, В ней бы могли поселиться Дельфины.
Проверка.
2.Найдите на политической карте географические объекты, названия которых встречаются в этих стихах.
Сейчас вы будете работать в группе.
Каждый ряд – это группа. За две минуты вы должны найти на карте и записать названия стран на –ия. Время пошло.
1. Проверка по принципу большего количества.
2. Изучение географии не ограничивается только специальным кабинетом в школе, а достаточно часто встречаются географические названия в литературных произведениях.
1. Сейчас мы познакомимся с отрывком одного из таких произведений. Прочитайте отрывок из книги К. Паустовского «Золотая роза».
Изучение географических карт
Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, повторял, как стихи, звучные названия — Югорский Шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.
Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам.
Даже мой романтически настроенный отец не одобрял этого чрезмерного увлечения географическими картами.
Он говорил, что оно сулит мне много разочарований.
— Если жизнь сложится удачно, — говорил отец, — и ты сможешь путешествовать, то наживешь себе одни огорчения. Ты увидишь совсем не то, что выдумал. Например, Мексика может оказаться пыльной и нищей страной, а небо над экватором — серым и скучным.
Я не верил отцу.
1. Как вы думаете, кто прав в споре отца и сына?
2. Что дает изучение географических карт?
1. Напишите небольшое рассуждение на эту тему. Это и будет ваше домашнее задание к следующему уроку географии.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
1. Наш урок заканчивается. Он оставил у вас впечатления? Какие?
2. Вы что-нибудь новое для себя узнали? А что именно?
1. Отметки по русскому языку сегодня получили…
2. А по географии…
VI.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. К следующему уроку географии написать сочинение-рассуждение.
Работа ученика (цы) 6 класса «А»___________________________________
Разминка. Вставьте в предложения потерявшиеся существительные. Экватор — самая большая ………………………… , которая делит земной шар на Северное и Южное ……………… . Началом отсчета долгот является Гринвичский …………………… . Он проходит через главный зал старой Гринвичской обсерватории вблизи Лондона. Этот меридиан разделяет Землю на Восточное и Западное …………………………………………………………. 1. Выпишите в левый столбик названия только тех стран, через которые проходит экватор.
Р.п.
Т.п.
П.п.
Р.п.
Д.п.
Т.п.
П.п.
Д.п.
П.п.
Р.п.
2. Прочитайте отрывки из юмористических стихов Андрея Усачева. Выпишите существительные — названия стран. Объясните правописание падежных окончаний.
В Англи.. вечно дожди и туманы: Дождь, как из сита, льет, моросит, Ну, а туманы гуще сметаны — В воздухе шляпу повесишь — висит!
* * *
Самого крупного Тигра в мире Навряд ли кто приручит: Полхвоста — в Турци.., Полхвоста — в Сири.., А нос из Ирака торчит!
* * *
Если б в Финлянди.. Жили не финны, В ней бы могли поселиться Дельфины.
К заданию № 3.
Изучение географических карт (отрывок из книги К. Паустовского «Золотая роза»).
Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, повторял, как стихи, звучные названия — Югорский Шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.
Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам.
Даже мой романтически настроенный отец не одобрял этого чрезмерного увлечения географическими картами.
Он говорил, что оно сулит мне много разочарований.
— Если жизнь сложится удачно, — говорил отец, — и ты сможешь путешествовать, то наживешь себе одни огорчения. Ты увидишь совсем не то, что выдумал. Например, Мексика может оказаться пыльной и нищей страной, а небо над экватором — серым и скучным.