Просмотр содержимого документа
«Орфографические и орфоэпические словари»
Утверждаю:_________________Дата:_____________Русский язык 7 класс
Тема: Орфографические и орфоэпические словари
Цели урока: образовательныепутем повторения правил и выполнения заданий, закрепить изученное, организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности
развивающие учащиеся должны знать виды словарей, структуру словарной статьи;
– уметь работать с книгой-словарем, использовать справочную литературу;
– уметь применять лингвистические знания и навыки в новой учебной ситуации.воспитательныеосуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме
Ход урока І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания
ІІІ. Актуализация опорных знаний
2. Работа со словарями.
– Мы открываем уже хорошо знакомый нам орфографический словарь. Что вы можете рассказать о нем? (Учащиеся рассказывают о словаре.)
– А теперь мы открываем орфоэпический словарь. Чем он нам может помочь? Что изучает орфоэпия? (Учащиеся рассказывают об орфоэпическом словаре.)
– Как вы думаете, какова основная задача толкового словаря? (Давать толкование слова, объяснять его значение.)
– Итак, начиная наше знакомство со словарями, мы отметили, что они делятся на:
Энциклопедические
Лингвистические
– Терминологические,
– толковые,
– переводные,
– орфоэпические,
– орфографические,
– синонимов,
– антонимов,
- Что изучает этот раздел науки о языке? Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?
Шутник он, невидимка-молоток, Тук! – и ударил в безударный слог… И сразу же исчез огромный замок, И появился маленький замок.
- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)
- Чем отличается ударный слог от безударного?
Задание
В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда.)
Молодежь, молод, молоденький, помолодел.
Дорогой, дорого, дороже, дороговатый.
Переносит, носит, разносит, переносной.
- Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова.
Задание
Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах)
Пропасть, село, хлопок.
- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)
А сейчас мы проведем орфоэпический диктант.
- Отгадайте загадки, т.к. иногда рифма подсказывает правильное ударение в словах.
1) Буквы – значки, Как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все…(Алфавит)
2) Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с давних пор, Называюсь я…(Фарфор)
3) Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный…(Каталог)
Задание
Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.
На доске записаны слова, произнесите их правильно. (Устно)
Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.
Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки. В русском языке есть слова, заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова.
Задание
Распределительный диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.
1. Мастерская по пошиву одежды.
2. Раздел науки, изучающий звуки речи.
3. Широкая асфальтированная дорога.
4. Знак препинания.
5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника.
6. Высшее достижение мастерства.
7. Нижние места для зрителей в театре.
8. Спортивная игра с мячиком.
9. Название научного понятия.
10. Шарф, шейный платок.
11. Гостиница
.
- Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения?
III. Проверочная работа. (Задание выполняется самостоятельно, по рядам)
1. Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.
Косит косец, А зайчишка косит. На путях я вижу сорок Резко скачущих сорок. Этот вид мне очень дорог Средь неведомых дорог.
Столяр сделал книжные полки. По дороге двигались вооруженные полки. Открыты все окна. Я стою у окна. Я мою руки. Дай мою книжку.
По горизонтали:
1). То я в клетку, то в линейку. Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что
такое я? ...
2). Если ты его отточишь, нарисуешь все что хочешь! Солнце, море, горы, пляж - что же
это ? ...
3). Если б не было его, не сказал бы ничего.
4). В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши, ручки, перья, скрепки, кнопки - что
угодно для души.
5). Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес. Накорми меня бензином, на копытца дай резину,
и тогда, поднявши пыль, побежит ...
6). Зимой беленький, летом серенький.
По вертикали:
1). Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд.