kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: "Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит учащихся с разными типами словарей; способствует повторению и закреплению полученных ранее знаний по теме: «Лексика»; отрабатывает умения и навыки в работе со словарями. Акцентирует внимание учащихся на том, что словарь – это не просто книга, а кодификатор норм языка, позволяющий сохранить речевое богатство родной речи и возможность передавать её следующим поколениям. Умение пользоваться словарями помогает современному человеку не только правильно и красиво излагать свои мысли, избегать акцентологических, лексических и пр. ошибок, но и расширяет кругозор.

Цель данного занятия – обратить внимание учащихся на словарь как на «книгу книг», научить обращаться к данному источнику за подсказками и знаниями.

Урок включает в себя:

  1. Знакомство с разделом лингвистики «Лексикографией»; предоставление сведений об основных типах словарей (энциклопедических и лингвистических), разъяснение отличий одного типа от другого, а также роли словарей в жизни человека;
  2. Практическую часть урока, направленную на работу учащихся с лингвистическими словарями  разных видов, а именно: толковым, орфоэпическим, орфографическим, фразеологическим, словарями антонимов, синонимов, омонимов и паронимов;
  3. Домашней самостоятельной работы в 6-ти вариантах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка" »

Тема урока: Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка

Цель:

  1. Познакомить учащихся с разными типами словарей;

  2. Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Лексика» (о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, исконно – русских и иноязычных словах);

  3. Совершенствовать навыки работы со словарями;

  4. Воспитывать интерес к книге.

Ход урока:

Лексикография (гр. lexikon - словарь + grapho - пишу) - раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.


Основные типы словарей

Различаются словари двух типов: энциклопедические и филологические (лингвистические). В первых объясняются реалии (предметы, явления), сообщаются сведения о различных событиях. Например, «Большая Советская энциклопедия»; «Медицинская энциклопедия»; «Краткая литературная энциклопедия» и т.д.

Во вторых объясняются слова, толкуются их значения. Это, например, толковые словари; словари синонимов; словари иностранных слов; словари правильности речи; фразеологические словари; орфоэпические словари; орфографические словари; диалектные словари; этимологические словари; словообразовательные словари и т.д.

Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: двуязычные (реже многоязычные), т. е. переводные, которыми мы пользуемся при изучении иностранного языка, в работе с иноязычным текстом (русско-английский словарь, польско-русский словарь и т. п.), и одноязычные (помогают в освоении родного языка).


Значение словарей

  • Расширяют кругозор.

  • Сохраняют словарное богатство языка и позволяют передавать его из поколения в поколение.

  • Помогают избежать ошибок.


Толковые словари

Важнейшим типом одноязычного лингвистического словаря является толковый словарь, содержащий слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой.

Первым толковым словарем был шеститомный "Словарь Академии Российской", изданный в 1789-1794 гг. и содержавший 43 257 слов, взятых из современных светских и духовных книг, а также из древнерусской письменности. 2-е издание под названием "Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный" выходило в 1806-1822 гг. и содержало 51 388 слов. 3-м изданием академического словаря был вышедший в 1847 г. четырехтомный "Словарь церковнославянского и русского языка", в который вошло 114 749 слов.


Ценным лексикографическим пособием стал вышедший в 1863-1866 гг. четырехтомный "Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля (8-е издание - в 1981-1982 гг.). В.И.Даль работал над словарем 53 года, положив в основу словаря народную речь, включив в него лексику общеупотребительную, диалектную, книжную, Даль стремился отразить в нем все лексическое богатство русского языка (около 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц и поговорок). Слабой стороной, деятельности Даля было его стремление доказать ненужность большей части иноязычных по происхождению слов, попытка ввести в качестве их эквивалентов несуществующие слова, которые он сам сочинял, тенденциозное объяснение значений многих слов общественно-политической лексики.


Среди толковых словарей русского языка советской эпохи первое место по заслугам принадлежит «Толковому словарю русского языка» (1935-1940 гг., т. 1-4) под редакцией профессора Дмитрия Николаевича Ушакова. Этот словарь является нормативным словарем современного литературного языка.

Его нормативность ясно сказывается в указаниях о значении слова, его грамматических свойствах, экспрессивно-стилистических качествах, орфографии и литературном произношении. Всего в словаре 85289 слов. В настоящее время этот словарь во многом устарел.

На базе вышеназванного словаря в 1949 г. С. И. Ожеговым был создан однотомный "Словарь русского языка", содержащий свыше 52 тыс. слов. Словарь неоднократно переиздавался, начиная с 9-го издания выходит под редакцией Н. Ю. Шведовой. В 1989 г. увидело свет 21-е издание словаря, дополненное и переработанное (70 тыс. слов).

В 1950-1965 гг. был издан семнадцатитомный академический "Словарь современного русского литературного языка" (включающий 120 480 слов). Значения слов и особенности их употребления иллюстрируются в нем примерами из литературы XIX-XX вв. различных стилей и жанров. Дается грамматическая характеристика слов, отмечаются особенности их произношения, приводятся нормативные стилистические пометы, сообщаются сведения по словообразованию, даются этимологические справки.

В 1957-1961 гг. вышел четырехтомный академический "Словарь русского языка", содержащий 82 159 слов, охватывающий общеупотребительную лексику и фразеологию русского литературного языка от Пушкина до наших дней. 2-е, исправленное и дополненное издание словаря вышло в 1981-1984 гг. (главный редактор А. П. Евгеньева).

В 1981 г. был издан "Школьный толковый словарь русского языка" М. С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской, Г. П. Световой под редакцией Ф. П. Филина.


Фразеологические словари

Стремление собрать и систематизировать фразеологизмы русского языка нашло выражение в издании ряда фразеологических сборников. Здесь особое внимание следует обратить на след. издания:

- "Фразеологический словарь русского языка" под редакцией А. И. Молоткова (свыше 4 тыс. фразеологизмов) (первоначально 1967 г.изд. (4-е издание-в 1986 г.). Фразелогизмы приводятся с возможными вариантами компонентов, дается толкование значения, указываются формы употребления в речи. Каждое значение иллюстрируется цитатами из художественной литературы и публицистики. В ряде случаев дается этимологическая справка.

- "Школьный фразеологический словарь русского языка" В. П. Жукова (1980 г. изд.), содержащий около 2 тыс. наиболее употребительных фразеологизмов, встречающихся в художественной и публицистической литературе и в устной речи. Большое внимание уделено в книге историко-этимологическим справкам. В 1967 г 2-м изданием (1-е - в 1966 г.) вышел "Словарь русских пословиц и поговорок" того же автора, включающий в себя около тысячи выражений этого характера.

- Наиболее полным собранием такого материала является сборник "Пословицы русского народа" В. И. Даля, изданный в 1862 г (переиздан в 1957 и 1984 гг.)

- В 1981 г. вышел "Словарь-справочник по русской фразеологии" Р. И. Яранцева, содержащий около 800 фразеологизмов (2-е издание - в 1985 г.).


Среди синонимических словарей последних лет, прежде всего, выделяется «Словарь синонимов русского языка» под редакцией А.П.Евгеньевой (т. 1-2, 1970-1971 гг.). Этот словарь отражает синонимические связи слов современного русского литературного языка. Каждая словарная статья включает в себя синонимический ряд, семантический и стилистический комментарий к синонимическому ряду, иллюстрации.

Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова (1978). Словарная статья не имеет описаний и толкований, слова размещены по гнездам, в каждом из которых объединены однокоренные слова. Корень служит носителем общего значения. Все производные слова даются в определенной последовательности, отражающей ступенчатый характер словообразования в русском языке, например: слаб(ый) - слаб-е-ть - о-слабеть - ослабле-ниj-э


Среди разнообразных диалектных словарей можно отметить многотомный «Словарь русских народных говоров» (1965), в котором представлена диалектная лексика всех русских говоров XIX-XX вв. Этот словарь является толково-переводным, так как словник состоит из диалектных слов, а толкование осуществляется посредством слов литературного языка. Словарная статья в диалектном словаре состоит из заголовка, грамматической, семантической и исторической характеристик толкуемого слова; развернутого толкования; иллюстраций; указаний на источник, время и место фиксации того или иного диалектного слова.


Этимологические словари содержат информацию о происхождении слов. Из дореволюционных изданий выделяется своей полнотой «Этимологический словарь русского языка» А.Г. Преображенского. В этом словаре слова расположены по гнездам, то есть исследуется происхождение корневых слов. К каждому слову даются однокоренные параллели из родственных языков. Для заимствованных слов указывается язык-источник. Кроме того, автор приводит различные точки зрения на происхождение слов и указывает специальную литературу. Наиболее полным этимологическим словарем является «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера. Словообразовательно-историческим является «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского.


Среди орфоэпических словарей выделяется словарь-справочник «Орфоэпический словарь русского языка (произношение, ударение, грамматические формы)» под редакцией Р.И. Аванесова (около 63500 слов).


Самый полный орфографический справочник - «Орфографический словарь русского языка» под редакцией С.Г. Бархударова, С.И. Ожегова и А.Б. Шапиро (около 106 тысяч слов). В словаре содержится необходимая грамматическая характеристика слов и их форм, а также приводятся произносительные, словообразовательные и лексические варианты слов, если вариантность связана с правописанием. …


В настоящее время русская лексикография предоставляет необычайно большой выбор словарей разного типа, появившихся в последние 20-30 лет, что позволяет говорить о «золотом веке лексикографии», о «лексикографическом буме».

К специфике современной лексикографии относится то, что значительно усложнилась структура словарных статей, увеличился объем информации, которую можно получить о той или иной единице языка, т.е. составители словарей стали стремиться к комплексному освещению языковых фактов.

Современная лексикография существенно расширила и усилила свой инструментарий компьютерными технологиями создания и эксплуатации словарей.

Специальные программы -- базы данных, компьютерные картотеки, программы обработки текста -- позволяют в автоматическом режиме формировать словарные статьи, хранить словарную информацию и обрабатывать ее.

Некоторые современные словари обязаны своим существованием именно компьютерным технологиям обработки больших корпусов текстов. Использование компьютерного инструментария существенно облегчает труд лексикографа и повышает эффективность лексикографических работ.


Практическая работа

«Словарь - это книга книг. Это Вселенная в алфавитном порядке»

французский писатель XIX века Анатоль Франс

  1. Фронтальный опрос:

- Как называется раздел науки о языке, изучающий теорию и практику составления словарей?

- Откуда взялось название? (Из древней Греции от двух корней «lexikos» и «graphō»)

- Как же назывались древние словари? (Глоссарии, разговорники, азбуковники)

- Кто придумал словари-разговорники? С какой целью? (Путешественники и торговцы; помочь человеку, плохо знающему иностранный язык, наладить бытовое общение в чужой языковой среде)

- На какие основные два типа делятся словари? (энциклопедические и филологические)

- Чем один тип отличается от другого? (1.объясняются реалии (предметы, явления), сообщаются сведения о различных событиях; 2.объясняются слова, толкуются их значения)

- В чем отличие одноязычного словаря от двуязычного? (помощь в освоении родного языка; переводной)

- Зачем нужны словари сегодня? (Расширяют кругозор; сохраняют словарное богатство языка и позволяют передавать его из поколения в поколение; помогают избежать ошибок)


2. Практические задания:

Азбучный принцип расположения материала в словаре вот уже много веков является основным. Умение быстро ориентироваться в словаре - залог успеха. Именно поэтому выполним следующее задание.


Задание 1: Письменно расположите слова в алфавитном порядке. Обратите внимание на правильное произношение слов.

Щавéль, жалюзú, тýфля, свёкла, квартáл, столя́р, трубопровóд.


В каждом отдельно взятом словаре словарная статья составлена по-своему. Давайте рассмотрим это на разных словарях.


Задание 2: С каким словарем мы будем работать, если нам нужно правильно расставить ударение в словах?

позвонит, исповедание, нет щавеля, сливовый, августовский


Задание 3: С каким словарем мы будем работать, если нам нужно дать лексическое значение слова?

КАБАЛА –

- Что означает нумерация в формулировке значения? (слово многозначное)

БОКС –

- Какая здесь особенность? (омонимы; спорт/прическа/изолятор)

МАНУСКРИПТ –

(есть помета книжн.)

- Какие еще пометы могут здесь быть? (диал., проф., устар., разг.)


Задание 4: соотнесите вышедшие из употребления слова, записанные В.И. Далем, с их значением.

1.Избаклушиться 2.Портить, коверкать

2.Корепать 3.Чинить, приноровлять, делать своими руками

3.Лагодить 4.Взбудоражить, напугать

4.Набарабошить 1.Привыкнуть к безделью

5.Передоволить 6.Причесать

6.Прикосматить 5.Сделать ч.-л. в очень большом количестве


Задание 5: С каким словарем мы будем работать, если нам нужно правильно написать слова?

МОШЕННИК, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ДИПЛОМИРОЭВАЭННЫЙ, КИЛОВАТТ-ЧАС, КАК НИ В ЧЕМ НЕ БЫВАЛО


Задание 6: Дайте словам пару (синоним/ антоним) (один чел. Работает по словарю, остальные сам-но; с послед. сверкой)

СИНОНИМЫ: КРУПИЦА – частица

ЯЗВИТЕЛЬНЫЙ – колкий, едкий, ехидный…

РАСПИСАТЬ - разрисовать

АНТОНИМЫ: СОДЕЙСТВОВАТЬ – препятствовать

ЧУТКИЙчерствый

БЕЗДАРНЫЙ – талантливый


Задание 7: С каким словарем мы будем работать, чтобы дать лексическое значение фразеологизму?

- Что это такое и в чем его особенность?

РАССТАВИТЬ ВСЕ ТОЧКИ НАД I (разъяснить)


Итог урока:

– Чему был посвящен наш урок?

С какими словарями встречались мы сегодня?

Какие еще словари вы знаете?

К каким словарям мы обращались чаще всего? Почему?

В каких случаях словари приходят к нам на помощь?


Домашняя работа:

Работа по карточкам (в 6-ти вариантах)

1.

  1. Дайте лексическое значение слова ЛАРИНГОЛОГИЯ

  2. Выпишите из толкового словаря слова – омонимы вместе со значениями. В чем особенность оформления словарных статей данной группы слов?

  3. Дайте определение фразеологизму «ПРИТЧА ВО ЯЗЫЦЕХ»

  4. Расставьте правильно ударения в след словах: ШОМПОЛ, ИКОНОПИСЬ, МНОГОЦИЛИНДРОВЫЙ, ВЗБОДРИТЬ, НАСАХАРИТЬ

  5. Дайте пары – синонимы словам:

ОТМЕНИТЬ, БОГОТВОРИТЬ, ЧАСТНЫЙ

6. Дайте пары – антонимы словам:

СОБСТВЕННЫЙ, ОПРАВДАНИЕ, БОЯЗНЬ


2.

  1. Дайте лексическое значение слова ВСТРЕЧНЫЙ

  2. Выпишите из толкового словаря 2 слова с пометой РАЗГ. вместе со значением.

  3. Дайте определение фразеологизму «ВЗЯТЬ БЫКА ЗА РОГА»

  4. Расставьте правильно ударения в след словах: ПЛАТО, ОБЛЕГЧИТЬ, БУЛАВА, ПРОЛОЖИТЬ, ВЗАПЕРТИ

  5. Дайте пары – синонимы словам:

МУЧИТЬСЯ, ОТЛИЧНЫЙ, ПРАВИЛЬНО

6. Дайте пары – антонимы словам:

ПРИБЛИЗИТЬ, БЕЗОБРАЗНЫЙ, ЗДОРОВЫЙ


3.

  1. Дайте лексическое значение слова ТЕНОР

  2. Выпишите из толкового словаря 2 слова с пометой УСТАР. вместе со значением.

  3. Дайте определение фразеологизму «МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ»

  4. Расставьте правильно ударения в след словах: ВЗАПЕРТИ, ДОПРИЗЫВНИК, ПОДСОЛЕННЫЙ, УТЕПЛИТЬ, ВЕРЕСКОВЫЙ

  5. Дайте пары – синонимы словам:

ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ, СЛАБОДУШНЫЙ, ЗАНЯТЬ

6. Дайте пары – антонимы словам:

УЗКИЙ, ВОСХИЩАТЬСЯ, ВЕЧНЫЙ


4.

  1. Дайте лексическое значение слова ТЕРРАКОТА

  2. Выпишите из толкового словаря 2 слова с пометой ПРОФ. вместе со значением.

  3. Дайте определение фразеологизму «РАЗДЕЛАТЬ ПОД ОРЕХ»

  4. Расставьте правильно ударения в след словах: АРИСТОКРАТИЯ, ЯЗЫКОВАЯ (колбаса), НАИСКОСЬ, ПОНЯВШИЙ, ОПЕКА

  5. Дайте пары – синонимы словам:

ЕДИНЕНИЕ, АБСОЛЮТНЫЙ, ВЫНУТЬ

6. Дайте пары – антонимы словам:

ВРЕДНЫЙ, ВСПЫХИВАТЬ, ВНЕШНИЙ


5.

  1. Дайте лексическое значение слова УНЦИЯ

  2. Выпишите из толкового словаря 2 слова с пометой ПРОФ. вместе со значением.

  3. Дайте определение фразеологизму «КАЗАНСКАЯ СИРОТА»

  4. Расставьте правильно ударения в след словах: ПЛЕСНЕВЕТЬ, КАТАЛОГ, МИЗЕРНЫЙ, БАЛОВАННЫЙ, ЩЕКОЛДА

  5. Дайте пары – синонимы словам:

ВЫМЫШЛЕННЫЙ, КРУТИТЬСЯ, ПОТЕРЯ

6. Дайте пары – антонимы словам:

ОПТИМИЗМ, ЗАПРЕТ, БЕСТАКТНЫЙ


6.

  1. Дайте лексическое значение слова ПЛАТАН

  2. Выпишите из толкового словаря 2 многозначных слова вместе со значением. Одно из выписанных слов должно иметь переносное значение.

  3. Дайте определение фразеологизму «МОКРАЯ КУРИЦА»

  4. Расставьте правильно ударения в след словах: БРОНЯ (ж/д билет), ГЕНЕЗИС, ШАССИ, ПУЛОВЕР, СРЕДСТВА

  5. Дайте пары – синонимы словам:

КРИВЛЯТЬСЯ, ОТКРЫТЬ, ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ

6. Дайте пары – антонимы словам:

БЕЗОБРАЗНЫЙ, СМУТНЫЙ, СИЛА



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Малькова Татьяна Владимировна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178262


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства