Определение, выраженное прилагательным. Падежные окончания прилагательных в единственном числе.
Определение, выраженное прилагательным. Падежные окончания прилагательных в единственном числе.
Целью данного урока является обобщение и закрепление знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, формирование представления о категориях имени прилагательного, о его роли в предложении. На уроке были использованы интерактивная доска, карточки, листы для самоконтроля, оценочный лист. Были также использованы стратегии "Ключевые слова", "Чтение с пометой", прием "Шторка". Была проведена работа над текстом "Астана-столица Казахстана", выполнялись задания к тексту, было сопоставление русских и казахских пословиц и поговорок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Определение, выраженное прилагательным. Падежные окончания прилагательных в единственном числе. »
Тема урока: Определение, выраженное прилагательным. Падежные окончания
прилагательных в единственном числе. Тип урока: урок новых знаний. Цели урока: - Образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном как части речи, сформировать представление о категориях имени прилагательного, о его роли в предложении, умение находить главное и зависимое слово в словосочетаниях, формирование навыка верного написания падежных окончаний прилагательных в единственном числе. - Развивающие: привитие навыков употребления прилагательных в сочетании с существительными в роде, числе, падеже, развитие у школьников самостоятельности мышления в учебной деятельности; развитие навыков самоконтроля. - Воспитательные: формирование таких качеств знаний, как прочность, глубина, оперативность; способствовать развитию речи, воспитывать у учащихся культуру поведения, добросовестное отношение к учебному труду, сопереживания успехам и неудачам товарищей. Задачи урока: 1. Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль. 2.Развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных. 3.Поддержать интерес учащихся к изучению русского языка с целью совершенствования собственной речи.
Рассказ по ключевым словам. Орфографическая минутка
Выполнение заданий:
1.
2.
3.
Творческая работа
Итоговая оценка
План.
1. Организация класса.
2. Побуждение.
3. Реализация. Осмысление
4. Рефлексия
5. Итог урока. Оценки.
6. Домашнее задание.
Ход урока:
I.Организационный момент. Сегодня на уроке мы будем работать сотрудничая, а не соревнуясь. Работа будет оцениваться следующим образом: у вас на партах лежат оценочные листы, куда вы будете вносить баллы за правилный ответ. Задачи этапа - мотивация учащихся к учебной деятельности.
II. Побуждение. Актуализация. Рассказ по ключевым словам.
Задача – включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на закреплении знаний об имени прилагательном.
1.Индивидуальные задания.
Стратегия: «Ключевые слова»:
Вопрос: Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Давайте, заполним « Словарик настроений»:
- Обменяйтесь информацией и обсудите, к какой части речи относятся эти слова и что вы можете рассказать о них?
Вывод: Ребята зачитывают свои работы и делают вывод о известных сведениях об имени прилагательном.
3.Орфографическая минутка: подчеркнуть и объяснить в словах орфограммы ( из « Словарика настроений» ).
Учитель сообщает тему урока и его задачи. II. Реализация.
Стратегия « Чтение с пометой». Упражнение №1, стр. 175 -176.
Вопрос: Что нового узнали из текста?
Работа с интерактивной доской:
Слайд 1. Задание: Подберите признаки к существительным:
вариант: дерево ( какое?), погода ( какая?)
вариант: ветер ( какой?), туча ( какая?)
Слайд 2. Вопросы даны на интерактивной доске. Ученик подставляет правильный ответ к вопросу:
К каким словам присоединяются прилагательные?
На какие вопросы отвечают прилагательные?
Что мы называем, отвечая на эти вопросы?
Итак, дайте определение имени прилагательного.
Ребята дают определение имени прилагательного, затем читают в учебнике ( стр. 177).
Работа у доски: Задание: Синтаксический разбор предложений ( упр №1, стр. 177.)
Вывод: синтаксисическая роль прилагательных в предложении.
Задание: Записать словосочетания, найти в них главное и зависимое слово. Упражнение №2 , стр. 177. (Учащиеся по цепочке выходят к доске). Вывод: учащиеся делают вывод, что при изменении главного слова изменяется зависимое, т. е. род, число, падеж прилагательного зависит от рода, числа, падежа существительного.
Слайд 3. Прием « Шторка». Сопоставление русской и казахской грамматики.
Задание: Переведите на русский язык : Қызыл гүл. Қызыл гүлдер. Қызыл раушангүл.
Көк( жасыл) шөп. Жасыл қарағай. Жасыл терек.
Вывод: учащиеся делают вывод, что в родном языке прилагательные не изменяются.
Слайд №4.Самостоятельная работа.
Задание: запишите словосочетания в единственном числе, выделите окончания. Найдите главное слово, поставьте от него вопрос к зависимому слову.
1 –вариант: географические карты, главные города, новые столицы, огромные стройки, многоэтажные дома. 2- вариант: высокие краны, красивые здания, старые дома, широкие дороги, огромные города .
Физминутка . Упражнение для глаз.
Учитель. Чтение текста « Астана – столица Казахстана» ( Упр.4).
Задание: Выписать слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие?
( новая столица, главный город, огромная стройка, нарядные улицы, широкие площади, новая Астана и др.).
Скажите, с каким словом и в чем согласуются прилагательные?
Мужской и средний род
Женский род
падежи
вопросы
окончания
вопросы
окончания
Работа с таблицей: « Падежные окончания прилагательных в едиственном числе» Задание: Пользуясь таблицей падежных окончаний прилагательных, просклоняйте словосочетания и выделите окончания прилагательных и существительных. (упр. №6,стр.179):
1 –вариант: бескрайняя казахская степь
2- вариант: глубокое синее море
3- вариант: веселый праздник
Слайд№5. Обратить внимание учащихся на то, что, хотя прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, окончания у прилагательных и существительных различны ( на доске выписать окончания в таблицу):
падеж
Прилаг.
Сущ.( род)
падеж
Прилаг.
Сущ.(род)
И.
В.
Р.
Т.
Д.
П. ( о)
Вопрос: Скажите, чем отличаются окончания прилагательных с твердой и мягкой основой? Слайд № 6. Порядок рассуждения при определении падежного окончания у прилагательных:
Чтобы определить окончание у прилагательных, нужно:
1. определить, к какому существительному относится прилагательное.
2.определить род, число, падеж этого существительного и прилагательного.
3. вспомнить, какое окончание пишется у прилагательного в этой форме.
4. подставить для проверки вопросительное слово какой?
Закрепление знаний: Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Определите падеж, род, число прилагательных:
Живи своим трудом, а не чужим добром.
К большому терпенью придет и уменье.
В пустой бочке звону много. Творческое задание: Составить словесный портрет своего лучшего друга, используя слова для справок, которые даны на карточке.
Карточка. Слова для справок: высокий, низкий, красивый, большой, маленький, кареглазый, хороший, веселый, настоящий, отзывчивый, самый, гостеприимный. Рефлексия: