Тема: Определения однородные и неоднородные.
Цели урока:
1) Образовательные: введение понятия об однородности и неоднородности определений; формирование умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их; закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами; проверка понимания и степени усвоения материала по теме.
2) Развивающие: развитие мыслительной деятельности учащихся; развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников.
3) Воспитательные: воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний; воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.
Обеспечение: Мультимедийный проектор, экран, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Обеспечение благоприятной атмосферы на уроке.
3. Формулировка целей урока.
4. Объявление плана урока.
II. Активизация пройденного материала. Проверка домашнего задания: учащиеся читают составленные по схемам предложения.
1. Орфографическая разминка. Расстановка знаков препинания.
1.Ребята получают карточки. На скорость: вставить пропущенные буквы и запятые. За скорость - бонус 1балл.
Над степью разг.ралась утренняя з.ря. Первые лучи ярко бл.стая прик.снулись к расст.лающейся р.внине. Белый туман еще клубился в зар.слях шиповника когда подр.стающие д.ревца покл.нились солнцу. Ж.лтые лютики распол.жившиеся у ручья обм.кнули листья в прозрачную воду. Пор.внявшись с ручьем зам.рла проб.равшаяся к норке ящерица. Капли р.сы бл.стели на вым.кшей за ночь траве. Степь оз.ренная солнцем предст.вляла собой уд.вительное необыкновенное соч.тание красок.
- С какими орфограммами вы столкнулись, вставляя пропущенные буквы?
- Объясните расстановку знаков препинания в последнем предложении.
- удивительное и необыкновенное –это однородные определения?
3.Фронтальный опрос.
- Как связаны между собой однородные члены предложения?
- Какова функция сочинительных союзов?
- На какие группы делятся сочинительные союзы?
- Какие смысловые отношения передаются с помощью союзов?
III. Усвоение теоретических знаний.
- Выписать номера предложений с однородными определениями, знаки препинания в предложении не проставлены.
1.На чистом зеленом дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее.
2. И везде в комнаты глядели то зеленые то светлые то темные то изумрудные деревья.
3. Вдруг он со всего маха вылетел на сухой холодный песок берега, еще не обогретый солнцем.
4. Внизу в синих желтых лиловых пятнах мерно качалось отражение города.
5.Дорога вошла в мелкий лес мертвый холодный от луны и росы.
6.Решительный твердый тон подействовал на матросов успокаивающе. 7.Узкий деревянный мост над железной дорогой едва просматривался сквозь облако белого пара
8.В плоских круглых каменных вазах плавали камелии и розы без стеблей.
9.Синий Днепр слился с мутной синевой темной южной ночи.
10.Густые темные брови актрисы приподнялись, острое худое лицо с удлиненным разрезом блестящих глаз покрылось румянцем.
2.Выписать номера предложений с неоднородными определениями, знаки препинания в предложении не проставлены.
1.На поляне росли большие красные маки.
2.Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов.
3.Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по стене.
4.Свежий морской ветер принёс прохладу.
5.Шёл тяжёлый затяжной дождь.
6.Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место.
7.Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей.
8.Летние московские вечера бесконечны.
9.Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой.
10. По тёмной пыльной дороге бежала собака.
IV. Подготовка к ЕГЭ. Объяснение и решение тестовых заданий.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Пушистая белая шапочка обрамляла нежное лицо девушки.
2) И шимпанзе и гориллы постоянно кочуют по довольно большой территории.
3) Осталось выучить параграф о Конституции да распечатать реферат.
4) В такой снегопад машины и лошади и люди тонули в снегу.
5) Этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверный но поэтизированный образ человека.
Ответ: ___________________________
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Тепловые электростанции (1) вырабатывая огромное количество энергии (2) выбрасывают в атмосферу миллионы тонн (3) загрязняющих окружающую среду (4) газов и золы.
Ответ: ___________________________
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.
2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.
3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
4) Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных форм в корейской архитектуре.
5) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.
Ответ: ___________________________
16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Типичный памятник ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка – представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.
Ответ: ___________________________
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами каменисто-песчаный участок степи.
2) Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей.
3) И через морозный и терпкий запах они оба слышали милый и пьянящий дух родного дома.
4) Молодые люди замолчали и стали слушать и смотреть.
5) Деревья шумели то убаюкивающее и певуче то порывисто и тревожно.
Ответ: ___________________________
V. Подведение итогов урока.
VI.Задание на дом.
Литература:
ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты/под ред. И.П.Цыбулько.
http://dictations.ru/odnorodnye-i-neodnorodnye-opredeleniya/
http://www.1variant.ru/