kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опорные схемы на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование на уроке опорных схем и таблиц • активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению материала; • является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности; • способствует формированию информационных и коммуникативных компетентностей, повышает интерес к предмету и, как следствие, повышается качество знаний учащихся; • позволяет вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, экономить время; • способствует преодолению психологической интерференции: запоминаемый материал не стирается в результате наложения нового, сходного с ним В материале представлены опорные схемы по темам: "О, Е, Ё после шипящих и Ц", "КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ", "Правописание приставок", а также тренировочные упражнения по этим темам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опорные схемы на уроках русского языка »




Опорные схемы на уроках русского языка


Осипенко Ольга Борисовна,

учитель русского языка и литературы

ЧОУ «Гимназия №1»



Использование на уроке опорных схем и таблиц

  • активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению материала;

  • является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности;

  • способствует формированию информационных и коммуникативных компетентностей, повышает интерес к предмету и, как следствие, повышается качество знаний учащихся;

  • позволяет вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, экономить время;

  • способствует преодолению психологической интерференции: запоминаемый материал не стирается в результате наложения нового, сходного с ним.



























О, Е, Ё после шипящих и Ц


В корне слова после шипящей пиши

Ё искл. : Шорох, крыжовник, шов, капюшон,

а также: чокаться, чокнутый, чопорный,

жокей, мажор, джонка, шоры, прожорливый,

обжора, изжога, боржоми, шомпол

и др. иноязычные слова.

О

Ё


Запомни: Запомни:

чащоба, трущоба, ночёвка

сущ. трещотка глаг. корчёвка

прил. от глаг. межёвка

нареч. ещё

Отличай:

Ожог – сущ.

Ожёг - глагол


НО! дирижёр, стажёр,

вояжёр, тренажёр - иноязычн. суффикс

ЁР


ПРОВЕРЬ СЕБЯ !


Испеч_н, парч_вый, деш_вый, кош_лка, печ_ночный, кумач_вый, холщ_вый, грош_вый, реш_тка,трещ_тка, борж_ми, суш_ный, ож_г плеча, береж_т, щ_лкать, ш_пот, старуш_нка, беч_вка, нипоч_м, печ_нка, девч_нка, груш_вый

Испечён, парчовый, дешёвый, кошёлка, печёночный, кумачовый, холщовый, грошовый, решётка, трещотка, боржоми, сушёный, ожог плеча, бережёт, щёлкать, шёпот, старушонка, бечёвка (верёвка), нипочём, печёнка, девчонка, грушевый.


Ж лудь мяч м калач м расч санный

изж га коч вка моч ный кош лка

облуч н реш тка особняч к ч кнуться

камыш м ш лк истощ н за плеч м

мозжеч к ш рты пиж н многож нство

щ лкать ш пот светляч к огорч нный

ч порный ноч вка ч рствый запеч нный

кирпич м деш вка трущ ба печ ночный

борж ми зайч нок девч нка закопч нный

собач нка расч ска старуш нка прож ванный

ож г (плеча) кумач вый парч вый грош вый

тренаж р боч нок суш ный маж р




КЛЮЧИ


Жёлудь мячом калачом расчёсанный

изжога кочёвка мочёный кошёлка

облучён решётка особнячок чокнуться

камышом шёлк истощён за плечом

мозжечок шорты пижон многожёнство

щёлкать шёпот светлячок огорчённый

чопорный ночёвка чёрствый запечённый

кирпичом дешёвка трущоба печёночный

боржоми зайчонок девчонка закопчённый

собачонка расчёска старушонка прожёванный

ожог (плеча) кумачовый парчовый грошовый

тренажёр бочонок сушёный мажор

































КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

----------------------------------------------------

1 (от согласной в корне слова)

-РАСТ- - РОС - росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, на вырост,

АЩ- подростковый; отрасль


-

Заскочи на минуту Заскачи по комнате

Перескачи соперника

Перескочи через ручей

ЛАГ- полог

ОЖ-

-СКАК- скачок, скачу, скачи,

-СКОЧ- скачкообразный

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 (от А)

ИР А - - ЖИГ А убирать, сжигать,

ИР А- - БЛИСТ А упираться, блистать,

ИР А- -СТИЛ А замирать, застилать,

-ДИР А- ИТ А сочетать, сочетание удирать, стирать,

ИР А- АС А касаться, занимать

-ИМ А- -ИН А- в производных формах –ИМ- сохраняется: сниму, сними

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 (от ударения)

В безударном положении пишутся корни:

-ГОР- выгарки, изгарь, пригарь несгораемый

-КЛОН- склониться

-ТВОР- утварь творец

-ЗАР- зоревать - не спать на заре зарница


--------------------------------------------------------------------------------------------------------

4 (от значения)

-МАК- (макать, погружать в жидкость) обмакнуть

-МОК- (мокнуть, пропускать жидкость) непромокаемый

сровнять с землёй

-РАВН- (равный, одинаковый) поровну, ровесник, уровень

-РОВН- (ровный, гладкий) равнина, держать равнение

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

5

-ПЛАВ- , но пловец, пловчиха, пловцы, плывуны !

---------------------------------------------------


Тренировочное упражнение

Лёгкое прик сновение, бл стающий на балу, вым кший под дождём, ур внять в правах, соч тание звуков, непром каемая накидка, р весник века, в ющееся р стение, заг реться от искры, зам реть от восторга, разж гать вражду, плоская р внина, обг ревшая свеча , соприк саться с трудностями, бл стящие украшения, зам рающие шаги , прим рять поссорившихся ребят, известные пл вцы, зан мающаяся з ря, проб рались в зар слях, бл снула молния, выр щенный р сточек, любоваться з рницей, к сание сетки, пр тв рять в жизнь, ум рать от жары, к снуться вопроса .





КЛЮЧИ

Лёгкое прикосновение, блистающий на балу, вымокший под дождём, уравнять в правах, сочетание звуков, непромокаемая накидка, ровесник века, вьющееся растение, загореться от искры, замереть от восторга, разжигать вражду, плоская равнина, обгоревшая свеча , соприкасаться с трудностями, блестящие украшения, замирающие шаги , примирять поссорившихся ребят, известные пловцы, занимающаяся заря, пробирались в зарослях, блеснула молния, выращенный росточек, любоваться зарницей, касание сетки, притворять в жизнь, умирать от жары, коснуться вопроса .


В тренировочные упражнения включены не только слова с орфограммой «Корни с чередованием»















ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

I Запомни! Иноязычные :


Об- пере- анти- (антигуманный)

от- за- архи- (архиглупый)

над- до- интер- (интерфикс)

под- на- контр- (контрудар)

пред- о- (но! аморальный ) дез- (дезинфекция)

в- про- (но! прабабушка, прародина, прародители)

праславянский НО! профашистский (профашист - сторонник, поборник фашизма)


II На –с : на –з :

Бе_ граничный, и _ подтишка,

Бес- без- бе_ правный, бе_ корыстный,

вос- воз- и_ писать, и_тратить,

ис- из- ни _провергнуть, и_ подлобья,

нис- низ- ра _ шуметься, и_царапать

рас- глухой раз- звонкий бе _крайние, чере_чур,

черес- чрез- бе_вкусная, ра_ чертить


Бесполезный, восстановить, исподтишка, ниспосланный, чересчур.

Беззаботный, возвести, известить, низвергнуть, чрезмерный.


Запомни:

Помни о корне!





III

ПРЕ- ПРИ- :

*«очень» * приближение *близость (около)

* «пере-» *присоединение

(«перед») *неполнота действия (чуть-чуть)



прибывать (в город) - пребывать (в городе) ЗАПОМНИ :

приёмник (радио) - преемник (традиций) преамбула престарелый

приступить(к работе ) - преступить (закон) привилегия президиум

призирать (сироту) - презирать (негодяя) примадонна

притворить (дверь) - претворить (мечту) приоритет

приходящий (смотритель)- преходящий (успех) причуда

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опорные схемы на уроках русского языка

Автор: Осипенко Ольга Борисовна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 201952

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Конспект бинарного урока урок русского языка и ИЗО по теме «Использование Н и НН в суффиксах прилагательных»"
    ["seo_title"] => string(117) "konspiekt-binarnogho-uroka-urok-russkogho-iazyka-i-izo-po-tiemie-ispol-zovaniie-n-i-nn-v-suffiksakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "298927"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456416167"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Урок русского языка в 5 классе с казахским языком обучения по теме: "Имя существительное. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(118) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "188240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426640018"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Урок русского языка в 8 классе  на тему “Однородные члены предложения. Обобщение изученного”."
    ["seo_title"] => string(107) "urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-obobshchieniie-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "267304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450351969"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Среднесрочное планирование уроков русского языка в 9 классе по разделу "
    ["seo_title"] => string(79) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-razdielu"
    ["file_id"] => string(6) "122054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414146364"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства