kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Одушевленные и неодушевленные существительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сформирует представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Одушевленные и неодушевленные существительные»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНАЯ ШКОЛА №4


РОССИЯ, РОСТОВСКАЯ ОБЛ., ГОРОД БЕЛАЯ КАЛИТВА






УРОК НА ТЕМУ:



«ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ».






ТЕПЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ)

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ








Конспект урока по теме:

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».  

Класс: 5

Тип урока: урок общеметодической направленности


Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного

Технологии: здоровьесбережения, развивающего обучения, диагностики и самокоррекции, коммуникационные

Решаемые проблемы: какие имена существительные называют одушевленными, какие неодушевленными

Виды деятельности (элементы содержания, контроль): формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Предметные:

  • Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков при изучении темы «Имя существительное»

  • Научиться дифференцировать одушевлённые - неодушевлённые имена существительные 

  • Изучать языковые нормы , применять их в своей речи.

Метапредметные:

  • Развивать логику мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).

  • Развивать готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

  • Развивать творческие способности учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, опорные слова).

Коммуникативные:

  • Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные:

  • Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

  • объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен существительных


Воспитательные:

  • Воспитание уч-ся на образах русской классической литературы.

  • Воспитание чувства уважения к родному языку.

                               



Электронные образовательные ресурсы, ИКТ:

Интерактивное оборудование и интернет ресурсы, раздаточный материал.

                                   



Ход урока:

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель приветствует детей: «Доброе утро, ребята! Я желаю вам хорошего настроения и надеюсь, что мы с вами дружно и активно поработаем!» А вы умеете отгадывать загадки? Запишите ответы в тетрадки. Эти слова нам пригодятся, а для чего? Узнаете чуть позже! (ученики приветствуют)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии.

(Класс отгадывает загадки, записывая ответы в тетради)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

(Белка)

Течет-течет —
Не вытечет,
Бежит-бежит —
Не выбежит

(Река)

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.

(Ёж)

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка.
Раньше всех встаёт, голосисто поёт.

(Петух)

У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот-нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос
На плите как паровоз.

(Чайник)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.

(Морковь)

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки на нее воют, -
А достать не могут.

(Луна)

Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.

(Метро)

Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.

(Яблоко)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня

(Крапива)

Учитель : Ребята, какие слова вы выписали?

(ученик зачитывает)

Белка, река, ёж, петух, чайник, морковь, луна, метро, яблоко, цапля, крапива.

Учитель: Все эти слова какой части речи? Какие у неё признаки?

(ученик со слабым владением русской речью рассказывает определение, используя раздаточный материал Приложение 2.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ……. и отвечает на вопросы ………)

Учитель: Докажите на примере 1 из записанных слов, что оно является существительным. (Задание ученику, для которого русский язык родной)

(Река – это сущ. Во – первых, это слово обозначает предмет; к нему задается вопрос что? Во-вторых, относится к жен. роду; в-третьих, слово река склоняется : река, реки, реку, реке,

В-четвертых, изменяется по числам: река –реки,

В-пятых, в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением

Волга – самая красивая река.

Следовательно, река – это сущ.)

3.Формулировка учебной проблемы.

Учитель. Кто сформулирует тему нашего урока?

Итак, тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Какова цель сегодняшнего урока? Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные и неодушевлённые.


Учитель: Ребята, задайте вопросы к словам, которые вы записали. Почему к одним словам мы задаём вопрос КТО?, а к другим – ЧТО? (Вопрос ученику со слабым владением русской речью)

Ученик: Есть существительные одушевлённые, к ним мы задаём вопрос КТО?, а есть существительные неодушевлённые, к ним мы задаём вопрос ЧТО?

Учитель: Ребята, а как задать вопрос к сущ. ДЕТВОРА? Мы спросим ЧТО? Но существительное ДЕТВОРА обозначает живых людей. Получается, что хоть это существительное и обозначает живое, но является неодушевленным. Также и существительное, обозначающие цветы, деревья. Они обозначают живое, но ни цветы, ни деревья не могут передвигаться. Части живого организма (рука, сердце, нога…) тоже неодушевленные. С древних времен люди считали живым только то, что бегает, прыгает, летает… Поэтому остальное закрепилось в нашем языке как неодушевленное. Мы иногда задумываемся: микроб, бацилла – кто? или что?

Учитель. Ответ на этот вопрос вы сможете дать сами в конце урока.


4. Работа над новым материалом


Учитель: Посмотрите на картинку. Распределите существительные на две группы, задав вопрос КТО? Или ЧТО?

(у доски 1 ученик. Возможные слова)

Одушевл. Неодушевл.

Девочка платье, лейка, вода, цветок, камень,

Котенок бант, фартук, ботинки, косынка)

5. Исследование. «Открытие» безошибочного способа определения категории одушевлённости.

Учитель: Ребята, а когда вы распределяли слова, то чем пользовались при определении одушевлённости/неодушевлённости существительных?

Ученик: вопросом, значением.

Учитель: Есть другой безошибочный способ определения    одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами. Просклоняем несколько существительных (2 ученика у доски).


И.п. друзья кони                 деревья столы

Р.п. друзей коней                 деревьев столов

Д.п. друзьям коням              деревьям столам

В.п. друзей коней                 деревья столы

Т.п. друзьями конями          деревьями столами

П.п. о друзьях конях            деревьях столах

Какую разницу вы заметили при склонении?

В каком падеже окончания не совпадают?

Ещё в каком падеже эти существительные имеют такие же окончания?

Вывод:  Во мн. числе у одушевленных существительных  В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом.


Учитель: Ребята, давайте составим алгоритм определения одушевленности/ неодушевленности существительных:

  • Вопрос

  • Значение

  • Совпадение падежных окончаний


6. Работа с таблицей. (спроецирована на доске, у каждого ученика есть на парте)

Учитель: Ребята, давайте заполним пробелы в таблице.


Одушевленные

?

Вопрос

?

ЧТО?

Что обозначает

ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ


ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

?

Формула

?

В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

Примеры

И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников

?


7.Первичное закрепление знаний

Учитель: дополните ряды существительных своими примерами. Устно задайте вопрос КТО? или ЧТО?

Времена года: весна…..

Деревья: дуб…..

Насекомые: бабочка….

Домашние животные: кошка….

Рыбы: окунь…

Птицы: ворона….

(дети по очереди выходят к доске и записывают слово)

8.Пауза релаксации

Учитель: Немного отдохнем и поиграем. Встаньте. Я буду называть слово. Если существительное одушевленное, то поднимите руки вверх и хлопните в ладоши. Если неодушевленное, то присядьте.

Слова: девочка, рыба, дерево, машина, облако, роза, ель, жук, дом, вода, ученик.

Молодцы! Садитесь на места!

9.Самостоятельная работа с проверкой

(дети выполняют задание, а затем меняются тетрадями и происходит взаимопроверка. Два ученика читают вслух и объясняют)

Исправьте ошибки

Кто? Сын, парта, пчела, лещ, окно, берег.

Что? Стул, корова, воробей, синица, оса, доска, книга.

    1. Включение в систему знаний и повторение

(Класс работает с текстом. Текст раздается на парту)

Учитель: Ребята, прослушайте текст. Читает учитель.

С давних времен береза считается символом России. Почему же это дерево пользуется такой популярностью? Это одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Трудно представить русский пейзаж без кудрявой белоствольной красавицы-березки. Берёза любимое дерево всех русских людей. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. О березке пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки. С этим деревом связано много русских обрядов и поверий. Мила она русскому сердцу.

Изначально береза была символом плодородия и здоровья, а уже в следующие века она стала ассоциироваться с нежной и красивой девушкой, с женским началом. 


Задание по тексту 1.

- О чём данный текст?

- Почему береза – символ России?

- Значение, каких слов вам непонятно? (обряды, поверья).

- Работа со словарём.

- Какие стихи, песни вы слышали или знаете о берёзе?

- Какое дерево символ вашей страны? Расскажите немножко о нём. (для тех, кто не русский)

- Объясните знакомые орфограммы и пунктограммы.

Задание 2. Самостоятельная работа.

- Выпишите из текста 1 – вариант: все существительные одушевлённые, 2 – вариант – существительные неодушевлённые.

Проверка по эталону (учитель открывает запись на доске )

    1. Рефлексия

Учитель: Ребята, проверьте себя и оцените.

Устная работа

  • «3-е лишнее»

Парта, доска, учиться.

Красота, доброта, храбрый.

Чтение, пересказ, охранять.

  • Что общего у слов каждого столбика?

Сестра Парта

Брат вода

Конь снег


А теперь прошу быть особенно внимательным. Представьте себе, что русский язык – это толстая-толстая книга. Вы учитесь в 5 классе, поэтому учебник открыт ещё только в самом начале. Сегодня на уроке мы успели прочитать ещё одну страничку этой книги. Какая она, эта страничка? Какое желание возникло у вас после её прочтения?

  • Сложная или несложная?

  • Понятна ли?

  • Захотелось ли читать эту книгу дальше?


    1. Домашнее задание.


Д/з Составьте небольшой рассказ на тему «Поход». Над существительными надпишите одушевлен. или неодушевлен.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Одушевленные и неодушевленные существительные

Автор: Теплова Мария Николаевна

Дата: 24.07.2016

Номер свидетельства: 337979

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_odushievliennyie_i_nieodushievliennyie_sushchiestvitiel"
    ["file_id"] => string(6) "452973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517080496"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные "
    ["seo_title"] => string(94) "imia-sushchiestvitiel-noie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "206409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430160424"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект  урока по русскому языку «Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных» "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-poniatiie-ob-odushievliennykh-i-nieodushievliennykh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "174982"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424194828"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Имя существительное. Общее понятие. "
    ["seo_title"] => string(47) "imia-sushchiestvitiel-noie-obshchieie-poniatiie"
    ["file_id"] => string(6) "164853"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422710960"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Имя существиетльное.Одушевленные и неодушевленные существительные"
    ["seo_title"] => string(80) "imia_sushchiestviietl_noie_odushievliennyie_i_nieodushievliennyie_sushchiestviti"
    ["file_id"] => string(6) "414702"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494572100"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства