Просмотр содержимого документа
«Одушевленные и неодушевленные существительные»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНАЯ ШКОЛА №4
РОССИЯ, РОСТОВСКАЯ ОБЛ., ГОРОД БЕЛАЯ КАЛИТВА
УРОК НА ТЕМУ:
«ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ».
ТЕПЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ)
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Конспект урока по теме:
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
Класс: 5
Тип урока: урок общеметодической направленности
Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного
Технологии: здоровьесбережения, развивающего обучения, диагностики и самокоррекции, коммуникационные
Решаемые проблемы: какие имена существительные называют одушевленными, какие неодушевленными
Виды деятельности (элементы содержания, контроль): формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания
Предметные:
Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков при изучении темы «Имя существительное»
Научиться дифференцироватьодушевлённые - неодушевлённые имена существительные
Изучать языковые нормы , применять их в своей речи.
Метапредметные:
Развивать логику мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).
Развивать готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Развивать творческие способности учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, опорные слова).
Коммуникативные:
Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Регулятивные:
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен существительных
Воспитательные:
Воспитание уч-ся на образах русской классической литературы.
Воспитание чувства уважения к родному языку.
Электронные образовательные ресурсы, ИКТ:
Интерактивное оборудование и интернет ресурсы, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель приветствует детей: «Доброе утро, ребята! Я желаю вам хорошего настроения и надеюсь, что мы с вами дружно и активно поработаем!» А вы умеете отгадывать загадки? Запишите ответы в тетрадки. Эти слова нам пригодятся, а для чего? Узнаете чуть позже! (ученики приветствуют)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии.
(Класс отгадывает загадки, записывая ответы в тетради)
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу.
(Белка)
Течет-течет — Не вытечет, Бежит-бежит — Не выбежит
(Река)
Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала.
(Ёж)
Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, важная походка. Раньше всех встаёт, голосисто поёт.
(Петух)
У него большой живот, А совсем не бегемот. Хобот-нос приподнял он, Но, однако же, не слон. И пыхтит он через нос На плите как паровоз.
(Чайник)
Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице.
(Морковь)
Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка. Собаки на нее воют, - А достать не могут.
(Луна)
Многолюден, шумен, молод, Под землей грохочет город. А дома с народом тут Вдоль по улице бегут.
(Метро)
Круглое, румяное, я расту на ветке; Любят меня взрослые и маленькие детки.
(Яблоко)
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад — Ищет в речке лягушат.
Учитель: Все эти слова какой части речи? Какие у неё признаки?
(ученик со слабым владением русской речью рассказывает определение, используя раздаточный материал Приложение 2.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ……. и отвечает на вопросы ………)
Учитель: Докажите на примере 1 из записанных слов, что оно является существительным. (Задание ученику, для которого русский язык родной)
(Река – это сущ. Во – первых, это слово обозначает предмет; к нему задается вопрос что? Во-вторых, относится к жен. роду; в-третьих, слово река склоняется : река, реки, реку, реке,
В-четвертых, изменяется по числам: река –реки,
В-пятых, в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением
Волга – самая красивая река.
Следовательно, река – это сущ.)
3.Формулировка учебной проблемы.
Учитель. Кто сформулирует тему нашего урока?
Итак, тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
Какова цель сегодняшнего урока? Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные и неодушевлённые.
Учитель: Ребята, задайте вопросы к словам, которые вы записали. Почему к одним словам мы задаём вопрос КТО?, а к другим – ЧТО? (Вопрос ученику со слабым владением русской речью)
Ученик: Есть существительные одушевлённые, к ним мы задаём вопрос КТО?, а есть существительные неодушевлённые, к ним мы задаём вопрос ЧТО?
Учитель: Ребята, а как задать вопрос к сущ. ДЕТВОРА? Мы спросим ЧТО? Но существительное ДЕТВОРА обозначает живых людей. Получается, что хоть это существительное и обозначает живое, но является неодушевленным. Также и существительное, обозначающие цветы, деревья. Они обозначают живое, но ни цветы, ни деревья не могут передвигаться. Части живого организма (рука, сердце, нога…) тоже неодушевленные. С древних времен люди считали живым только то, что бегает, прыгает, летает… Поэтому остальное закрепилось в нашем языке как неодушевленное. Мы иногда задумываемся: микроб, бацилла – кто? или что?
Учитель. Ответ на этот вопрос вы сможете дать сами в конце урока.
4. Работа над новым материалом
Учитель: Посмотрите на картинку. Распределите существительные на две группы, задав вопрос КТО? Или ЧТО?
(у доски 1 ученик. Возможные слова)
Одушевл. Неодушевл.
Девочка платье, лейка, вода, цветок, камень,
Котенок бант, фартук, ботинки, косынка)
5. Исследование. «Открытие» безошибочного способа определения категории одушевлённости.
Учитель: Ребята, а когда вы распределяли слова, то чем пользовались при определении одушевлённости/неодушевлённости существительных?
Ученик:вопросом, значением.
Учитель: Есть другой безошибочный способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами. Просклоняем несколько существительных (2 ученика у доски).
И.п. друзья кони деревья столы
Р.п. друзей коней деревьев столов
Д.п. друзьям коням деревьям столам
В.п. друзей коней деревья столы
Т.п. друзьями конями деревьями столами
П.п. о друзьях конях деревьях столах
Какую разницу вы заметили при склонении?
В каком падеже окончания не совпадают?
Ещё в каком падеже эти существительные имеют такие же окончания?
Вывод: Во мн. числе у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом.
Учитель: Ребята, давайте составим алгоритм определения одушевленности/ неодушевленности существительных:
Вопрос
Значение
Совпадение падежных окончаний
6. Работа с таблицей. (спроецирована на доске, у каждого ученика есть на парте)
Учитель: Ребята, давайте заполним пробелы в таблице.
Одушевленные
?
Вопрос
?
ЧТО?
Что обозначает
ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
?
Формула
?
В.п. = И.п. (во МН.ЧИСЛЕ)
Примеры
И.п. ученики Р.п. учеников В.п. учеников
?
7.Первичное закрепление знаний
Учитель: дополните ряды существительных своими примерами. Устно задайте вопрос КТО? или ЧТО?
Времена года: весна…..
Деревья: дуб…..
Насекомые: бабочка….
Домашние животные: кошка….
Рыбы: окунь…
Птицы: ворона….
(дети по очереди выходят к доске и записывают слово)
8.Пауза релаксации
Учитель: Немного отдохнем и поиграем. Встаньте. Я буду называть слово. Если существительное одушевленное, то поднимите руки вверх и хлопните в ладоши. Если неодушевленное, то присядьте.
С давних времен береза считается символом России. Почему же это дерево пользуется такой популярностью? Это одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Трудно представить русский пейзаж без кудрявой белоствольной красавицы-березки. Берёза любимое дерево всех русских людей. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. О березке пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки. С этим деревом связано много русских обрядов и поверий. Мила она русскому сердцу.
Изначально береза была символом плодородия и здоровья, а уже в следующие века она стала ассоциироваться с нежной и красивой девушкой, с женским началом.
Задание по тексту 1.
- О чём данный текст?
- Почему береза – символ России?
- Значение, каких слов вам непонятно? (обряды, поверья).
- Работа со словарём.
- Какие стихи, песни вы слышали или знаете о берёзе?
- Какое дерево символ вашей страны? Расскажите немножко о нём. (для тех, кто не русский)
- Объясните знакомые орфограммы и пунктограммы.
Задание 2. Самостоятельная работа.
- Выпишите из текста 1 – вариант: все существительные одушевлённые, 2 – вариант – существительные неодушевлённые.
Проверка по эталону (учитель открывает запись на доске )
Рефлексия
Учитель: Ребята, проверьте себя и оцените.
Устная работа
«3-е лишнее»
Парта, доска, учиться.
Красота, доброта, храбрый.
Чтение, пересказ, охранять.
Что общего у слов каждого столбика?
Сестра Парта
Брат вода
Конь снег
А теперь прошу быть особенно внимательным. Представьте себе, что русский язык – это толстая-толстая книга. Вы учитесь в 5 классе, поэтому учебник открыт ещё только в самом начале. Сегодня на уроке мы успели прочитать ещё одну страничку этой книги. Какая она, эта страничка? Какое желание возникло у вас после её прочтения?
Сложная или несложная?
Понятна ли?
Захотелось ли читать эту книгу дальше?
Домашнее задание.
Д/з Составьте небольшой рассказ на тему «Поход». Над существительными надпишите одушевлен. или неодушевлен.