Односоставные предложения. Разработка урока русского языка
Односоставные предложения. Разработка урока русского языка
Урок обобщающий. Большинство заданий подобрано на одну лексическую тему, что имеет воспитательный характер. На уроке использовала элементы развивающей технологии. Азбучные истины развивающего обучения заключаются в обеспечении умственного развития, способности к творчеству, выработке собственного мнения. Также использовала методику проблемного обучения. Создание проблемной ситуации – основа учебной мотивации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Односоставные предложения. Разработка урока русского языка»
Тема урока: Односоставные предложения
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала
Оборудование: карточки, проектор, слайд.
Ход урока
Организационный момент.
Речевая разминка «Продолжи пословицу»
(класс разделен на 3 гр., каждая группа получает карточки с пословицами).
1 группа: Сядем рядком да поговорим ладком.
2 группа: Тише едешь дальше будешь.
3 группа: Цыплят по осени считают.
Задание 1: Объяснить смысл пословиц и выделить в них грамматическую основу.
(Ответ устный выступает 1 из группы)
СЛАЙД 1
Задание 2: На карточках предложения. Чем отличаются эти предложения?
Пословица правду всем говорит.
Под лежачий камень вода не течет.
Поспешишь – людей насмешишь.
По платью встречают, по уму провожают.
Слайд 2
Проблемный вопрос: Ребята, скажите, о чем мы будем говорить на уроке? О каких предложениях?
Записать тему урока в тетрадь.
Цели и задачи:
- закрепление и систематизация изученной темы;
- должны уметь определить структуру односоставных предложений;
- уметь различать двусоставные и односоставные предложения;
- воспитать
Главное: Должны выяснить, где и для чего мы употребляем односоставные предложения?
Задание 3: Восстановить алгоритм (таблица СЛАЙД 3)
Задание 4: Работа в парах ( ОПЛ, НПЛ, БЛП, НП)
1 пара: Найдите определенно-личные предложения. Чем выражен главный член в таких предложениях?
Печальная картина осени.
Спи, милая.
Играют только левой рукой.
К птичьему прислушиваюсь крику.
2 пара: Найдите неопределенно-личные предложения. Чем выражен главный член в таких предложениях?
Лодырю всегда нездоровится.
Раннее утро.
После драки кулаками не машут.
Лучше бы сразу выгнали.
3 пара: Найдите безличные предложения. Чем выражен главный член в таких предложениях?
Нет худа без добра.
За эту провинность меня на рыбалку не пустили.
Волшебная осень.
Без веры жить нельзя.
4 пара: Найдите назывные предложения. Чем выражен главный член в таких предложениях?
Приснись мне еще хоть однажды.
Мороз и солнце!
От этой шутки друзьям стало весело.
А вот и река.
5 пара: Найдите неопределенно-личные предложения. Чем выражен главный член в таких предложениях.
Лодырю всегда нездоровится.
Раннее утро.
После драки кулаками не машут.
Лучше бы сразу выгнали.
6 пара: Найдите определенно-личные предложения. Чем выражен главный член в таких предложениях?
Печальная картина осени.
Спи, милая.
Играют только левой рукой.
К птичьему прислушиваюсь крику.
Вывод: Делают 4 учащихся по каждому виду односоставных предложений.
Понятен ли смысл односоставных предложений? Нужен ли второй главный член для понимания смысла предложения. На что указывает автор в таких предложениях? Где они употребляются?
Задание 5: Игра «Найди лишнее»
Капля камень точит.
Семеро одного не ждут.
Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
Терпение и труд все перетрут.
Вывод: Почему оно лишнее? По какому признаку определили, что оно лишнее?
Ребята, а теперь посмотрите, на примеры родного языка.
Вывод: Похожи ли примеры пословиц на родном языке с русскими пословицами? Понятен ли смысл предложений. Нужен ли второй главный член для понимания.
Задание 6: Творческая работа в группах. Каждой группе дается 5 пословиц. Учащиеся выбирают 1 и на эту пословицу пишут мини-сочинение.
Вывод: 1 учащийся из группы выступает. Чтение сочинений.
Чему учат нас эти пословицы?
Задание 7 Контрольное тестирование. Дается 10 односоставных предложений. Учащиеся должны определить вид односоставных (самопроверка) Слайд
Итог урока: Для чего изучаем односоставные предложения? (Чтобы речь была динамичной, лаконичной, точной, выразительной. Чтобы избежать повторения местоимений. Чтобы речь была разнообразной.)