kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Однокоренные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России" по теме "Однокоренные слова" Урок сопровождается презентацией PoverPoint. Цель: уточнить представление о признаках родственных слов, формировать умение выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова к данным существительным; развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость. Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы; образовывать новые слова с помощью приставки и суффиксов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Однокоренные слова. »

УМК «Школа России» 3 класс Русский язык.

Тема «Однокоренные слова»

Цель: уточнить представление о признаках родственных слов, формировать умение выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова к данным существительным; развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы; образовывать новые слова с помощью приставки и суффиксов.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

  2. Психологический настрой к уроку.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи в работе, чтобы каждый остался доволен своей работой.

Чистописание (2 мин)

Ег иг гр Ге гу

Снег

Словарная работа (3 мин)

-Задание: построим снежную горку. Слайд № 1

За.ц, м.роз, р.бота, ф.враль, п.льто.

-Самопроверка по слайду № 1.

- Найдите слово, которое отвечает на вопрос КТО?

-Составьте предложение с этим словом. Самое лучшее записать на доске, подчеркнуть главные члены и подписать все части речи. (Один ученик работает у доски)

- Как называется мама зайца, а маленький заяц.

- Кто может сказать, какая тема сегодняшнего урока? Однокоренные слова

4. Изучение нового материала.

1) Беседа о корне слов. Слайд № 2

- Все на свете из чего-нибудь состоит: лес – из деревьев ,солнце – из множества лучиков, облака – из множества водяных капелек. Речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Слова тоже сделаны из специального «строительного материала». И каждая из частей вносит в слово свою «смыслиночку» . Главная из них – корень.

- Что же означает слово корень?

Его употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. У слов корень – то же самое главное. Он ведь берет на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одним корнем являются однокоренными или родственными.

Корень является сердцевиной слова. От него растут слова, как веточки на дереве. Получается целая большая семья слов. У всех родственников есть общая часть – корень. Благодаря тому, что слова живут семьями, их легче понимать и писать.

2) - Это было давным–давно. На одной поляне рос сказочный куст. Там поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.

Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки и назвали их однокоренными. А так как они се были дети одного корня-папы, то еще их назвали родственными. (На слайде рисунок с изображением куста)

- Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили уютный домик.

Мы теперь знаем, что корень – это общая часть родственных слов, в которой выражается их основное значение.

3) Чтение правил на с. 99.

4) Слайд № 3 ( Слова с корнем –лес-)

- Много-много лет назад появилось на свете слово лес. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня в землю, и я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Посадили слово лес, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лес. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло.

(Рисунок с изображением дерева).

5) Слайд № 4 . Задание: Распредели слова в два столбика. А по какому признаку вы их распределите? (Ответы детей). Правильно, имена существительные и имена прилагательные. (Один ученик работает у доски, с последующей взаимопроверкой).

Вывод: Что вы можете сказать про эти слова. Они однокоренные. Почему?

ФИЗКУЛЬТМИНУКА.

Если я назову пару родственных слов, то вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы – приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

Лес-лесник, река-ручей, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дым, поле-полюшко, гриб-грибной. Обед-стол.

6) Задание «Третий лишний» (устно). Слайд № 5

  • Желток, железо, жёлтый;

  • Часовщик, часть, часы;

  • Циркуль, цирк, циркач;

  • Друг, другой, подруга;

  • Носильщик, нос, носовой;

  • Водитель, вода, подводный;

  • Гусь, гусли, гусыня;

  • Печатный, печать, печка;

  • Лето, лётчик, полететь.

  • Горе, горный, горевать.

7) Работа по учебнику с. 102, упр. 35.

Вывод: При помощи какой части речи образовались новые слова? (Приставка).

8) Задание «Узнай, кто это?» Самостоятельная работа Слайд № 6

Отгадайте загадку и подберите к отгадке однокоренные слова, выделите корень. Самопроверка по слайду.

- Кто рыбачит на реке.

С тонкой удочкой в руке? (Рыбак, рыба, рыбалка, рыбный, рыбачит).

Слайд № 7

- Кто хлопочет с поварёшкой,

Варит вкусный суп с картошкой? (Повар, сварил, варенье, поварёшка, отвар)

Слайд № 8

- Кто на ранней зорьке встал,

Плугом поле распахал? (Тракторист, трактор, тракторный)

9) Слайд № 9

- Задание. Из данных имен существительных образуйте слова,

которые отвечают на вопрос КТО?

Разберите слова по составу.


10) Электронное приложение к учебнику В.Канакиной. Тема: «Однокоренные слова», задание 2. Помоги братьям Лосям спуститься на землю.


Рефлексия урока.

- Какое задание больше всего понравилось?

- Какой балл вы себе поставите? Почему?

- С каким настроением уходите с урока?

ИТОГ: Для чего нужно знать и находить однокоренные слова? Назовите признаки однокоренных слов?

Домашнее задание: Записать однокоренные слова с корнем -мор- или

–гор- по выбору.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Однокоренные слова.

Автор: Хасанова Айгуль Нурисламовна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "урок на тему "Корень слова.Однокоренные слова "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "167199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423059546"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок русского языка во 2 классе "Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(55) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "273796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452270279"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Занятие по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(71) "zaniatiie-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "266670"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450200702"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект . Корень слова. Однокоренные слова. 2класс"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-korien-slova-odnokoriennyie-slova-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "280878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453444962"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока на тему "Упражнения в распознавании однокоренных слов." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-na-tiemu-uprazhnieniia-v-raspoznavanii-odnokoriennykh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "101922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402467347"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства