План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России" по теме "Однокоренные слова" Урок сопровождается презентацией PoverPoint. Цель: уточнить представление о признаках родственных слов, формировать умение выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова к данным существительным; развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы; образовывать новые слова с помощью приставки и суффиксов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Однокоренные слова. »
УМК «Школа России» 3 класс Русский язык.
Тема «Однокоренные слова»
Цель: уточнить представление о признаках родственных слов, формировать умение выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова к данным существительным; развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы; образовывать новые слова с помощью приставки и суффиксов.
Ход урока.
Организационный этап.
Психологический настрой к уроку.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи в работе, чтобы каждый остался доволен своей работой.
Чистописание (2 мин)
Ег иг гр Ге гу
Снег
Словарная работа (3 мин)
-Задание: построим снежную горку. Слайд № 1
За.ц, м.роз, р.бота, ф.враль, п.льто.
-Самопроверка по слайду № 1.
- Найдите слово, которое отвечает на вопрос КТО?
-Составьте предложение с этим словом. Самое лучшее записать на доске, подчеркнуть главные члены и подписать все части речи. (Один ученик работает у доски)
- Как называется мама зайца, а маленький заяц.
- Кто может сказать, какая тема сегодняшнего урока? Однокоренные слова
4. Изучение нового материала.
1) Беседа о корне слов. Слайд № 2
- Все на свете из чего-нибудь состоит: лес – из деревьев ,солнце – из множества лучиков, облака – из множества водяных капелек. Речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Слова тоже сделаны из специального «строительного материала». И каждая из частей вносит в слово свою «смыслиночку» . Главная из них – корень.
- Что же означает слово корень?
Его употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. У слов корень – то же самое главное. Он ведь берет на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одним корнем являются однокоренными или родственными.
Корень является сердцевиной слова. От него растут слова, как веточки на дереве. Получается целая большая семья слов. У всех родственников есть общая часть – корень. Благодаря тому, что слова живут семьями, их легче понимать и писать.
2) - Это было давным–давно. На одной поляне рос сказочный куст. Там поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.
Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки и назвали их однокоренными. А так как они се были дети одного корня-папы, то еще их назвали родственными. (На слайде рисунок с изображением куста)
- Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили уютный домик.
Мы теперь знаем, что корень – это общая часть родственных слов, в которой выражается их основное значение.
3) Чтение правил на с. 99.
4) Слайд № 3 ( Слова с корнем –лес-)
- Много-много лет назад появилось на свете слово лес. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня в землю, и я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Посадили слово лес, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лес. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло.
(Рисунок с изображением дерева).
5) Слайд № 4 . Задание: Распредели слова в два столбика. А по какому признаку вы их распределите? (Ответы детей). Правильно, имена существительные и имена прилагательные. (Один ученик работает у доски, с последующей взаимопроверкой).
Вывод: Что вы можете сказать про эти слова. Они однокоренные. Почему?
ФИЗКУЛЬТМИНУКА.
Если я назову пару родственных слов, то вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы – приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.