- Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать , что эта тема для нас абсолютно новая?
- Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени?
- Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени?
- Что нам известно об отглагольных прилагательных?
- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?
- Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (присоединить приставку, кроме НЕ, или добавить зависимое слово)
- На какие вопросы отвечают?
- Какова синтаксическая роль в предложении?
- Какую цель мы для себя поставим?
В). Проверка выполнения карточки у доски.
3. Изучение новой темы.
А). Целеполагание. (Слайд 2)
Б). Создание проблемной ситуации. (Слайд 3)
- Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет нам сформулировать задачу на этот урок.
(На доске запись):
Дочь умна и воспита…а.
Девочка хорошо воспита…а бабушкой.
Море взволнова(н,нн)о Лицо девочки было взволнова(н,нн)о
Некоторые люди очень рассея…ы.
Семена рассея…ы по полю.
- Нужно вставить пропущенные орфограммы. (Выполняется самостоятельно).
Проверка выполнения. Обмен тетрадями.
На доске делается запись :
Дочь умна и воспитанна. Девочка хорошо воспитана бабушкой.
Море взволновано. Лицо девочки было взволнованно.
Некоторые люди очень рассеянны. Семена рассеяны по полю.
- На какое правило слова с пропущенными орфограммами? (Одна и две буквы «Н» в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных).
- Проверять умеем? (Умеем).
- Как? (Краткое причастие можно заменить глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то).
- Почему количество «Н» в словах разное? (Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному).
- Так какую задачу поставим сегодня на урок? (Слайд 4)
- Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным), и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.
В). - Смысловое чтение (работа по учебнику) «Применяя правило, рассуждайте так…» стр. 61
- Алгоритм (Слайд 6)
4. Закрепление
а).Распределительный диктант.
Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; вставьте пропущенные буквы, объясните.
б). Работа в группе. Работа с электронным тренажером.
В). Гимнастика для глаз.
Цель: снятие зрительного утомления.
1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.
2. Горизонтальное вправо – влево.
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.
4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.
в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить значок в ячейке выбранного вами варианта ответа (одна или две буквы Н ). 1. Ресурсы изысканы экономистами.
2. Её манеры изысканны.
3. Ягоды подавлены в корзине.
4. Люди стояли подавленны и унылы. 5. Сумма собрана по копеечке. 6. Речь стройна и собранна.
7. Вещи утеряны в дороге.
8. Студентка рассеянна.
9. Публика избалована гастролёрами.
10. Все трудности временны.
11. Вещи утеряны в дороге.
Проверим и оценим себя сами (Слайд 7)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Н
+
+
+
+
+
+
+
НН
+
+
+
+
+
5.Рефлексия
С какой трудностью столкнулись в начале урока?
Какие знания использовали для решения новой задачи?
Чему учились на уроке?
Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?
6. Домашнее задание: п.22, Упр.№125 (Слайд 8)
*** Найдите фразеологизмы, в состав которых входят причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные. (Делить шкуру неубитого медведя)
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(208) "Разработка урока русского языка в 7 классе на тему "Одна и две буквы Н в полных и кратких страдательных причастиях""
["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_russkogho_iazyka_v_7_klassie_na_tiemu_odna_i_dvie_bukvy_n_v_pol"
["file_id"] => string(6) "401493"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1489918739"
}
}