kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных" в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» в 7 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных" в 7 классе»


Методическая разработка урока русского языка по теме

«Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»

7 класс


Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Задачи:

- обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.

- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки.


Ход урока:

1.Организационный момент.

2Актуализация знаний учащихся.

А) Карточка (для сильного). Работа у доски.

Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сеяная мука, ветреная погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.


Б) Совместная работа. Запись предложений с причастиями. Найти и выделить причастные обороты, объяснить постановку запятых. Объяснить написание н и нн в выделенных словах.


  1. На песчаном дне, сплошь усеянном маленькими обломками камней, слабо колыхались перепутанные водоросли.


  1. Памятники изобразительного искусства, связанные с историей страны, представляют большой интерес.


  1. Материал, собираемый писателем для работы, хранится в записных книжках, представляющих особую художественную ценность.


В) Проверка карточки и формулировка правила написания н и нн в причастиях и прилагательных.


Фронтальный опрос.   

- Как звучит тема сегодняшнего урока?

- Отталкиваясь от  названия,  можем ли мы сказать, что эта тема для нас абсолютно новая?

-  Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени? (помимо прочего, имеют краткую форму)

-  Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени? (с отглагольными прилагательными, ср.: покрашенный пол, крашеный пол)

- Что нам известно об отглагольных прилагательных? (они образованы от глаголов несовершенного вида без приставок и зависимых слов)

- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? (в кратких причастиях пишется одна Н, в кратких прилагательных столько же Н, сколько и в полных)

- Какую цель мы для себя поставим? (научиться отличать краткие причастия от кратких отглагольных прилагательных, знать условия выбора Н-НН в словах, названных частей речи.)


3. Изучение новой темы.

А). Создание проблемной ситуации.

- Ребята, я вам предлагаю выполнить следующее задание:


Дочь умна и воспита…а.

Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

Море взволнова(н,нн)о
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о

Некоторые люди очень рассея…ы.

Семена рассея…ы по полю.


- Перепишите предложения и вставьте пропущенные орфограммы (выполняется самостоятельно).


Проверка выполнения. На доске делается запись:

Дочь умна и воспитанна. Девочка хорошо воспитана бабушкой.

Лицо девочки было взволнованно. Море взволновано.

Некоторые люди очень рассеянны. Семена рассеяны по полю.


В каких предложениях будут краткие прилагательные, а в каких - причастия? Дети высказывают свои предположения.


Здесь мы имеем дело с краткими прилагательными особого рода, которые образовались путем перехода причастий в прилагательные. Чтобы различать их, необходимо помнить общие отличительные признаки причастий и прилагательных


Краткое причастие можно заменить глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то.


Краткое причастие

  1. можно заменить глаголом (воспитала)

  2. можно поставить вопрос к зависимому слову (кем? чем?): (воспитана (кем?) бабушкой)


Краткие отглагольные прилагательные

  1. заменяются полной формой (девочка воспитанная)

  2. обозначают постоянный признак предмета

  3. часто используются в переносном значении


- Так какую задачу поставим сегодня на урок?

- Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным, образованным путем перехода причастий в прилагательные), и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.


В) Смысловое чтение (работа по учебнику) «Применяя правило, рассуждайте так…» стр.72.


4. Закрепление

а) Распределительный диктант.

Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; объясните.

Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность ,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, , похищенная(похищена) вещь.


б) Упр.141 в рабочих тетрадях.


В) Физминутка (встать – краткое прил., сесть – краткое прич.)


  1. Маша избалована родителями.

  2. Девочка капризна и избалованна.

  3. Тучи рассеяны ветром.

  4. Книга нами прочитана

  5. Учительница талантлива и начитанна.

  6. Пианино кем-то расстроено.

  7. Студентка забывчива и рассеянна.


  1. Реки скованы льдом. 

  2. Море взволновано ветром

  3. Ночь волшебна и таинственна.

  4. Шерсть запутана котёнком.

  5. Мама обижена на сына. 

  6. Хозяйка сосредоточенна и озабоченна.

  7. Комиссия образована вчера.

  8. Дети веселы и раскованны.

в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить  значок в ячейке выбранного вами варианта  ответа  (одна или две буквы Н ).

1. Ресурсы изысканы экономистами.

2. Её манеры изысканны.

3. Ягоды подавлены в корзине.

4. Люди стояли подавленны и унылы.
5. Сумма собрана по копеечке.
6. Речь стройна и собранна.

7. Вещи утеряны в дороге.

8. Студентка рассеянна.

9. Публика избалована гастролёрами.

10. Все трудности временны.

11. Вещи утеряны в дороге.


Проверим и оценим себя сами

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 +

 

 +

 

 +

 +

 +

 

 +

 

+

 НН

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +



5.Рефлексия


Чему учились на уроке?

Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?


6. Домашнее задание: п.23, упр.№142.























 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


 Н












 НН












 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н












 НН












 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н












 НН












 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н












 НН












 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н












 НН












 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н












 НН












 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н












 НН












 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н












 НН












 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н












 НН












 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н












 НН












 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н












 НН












 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н












 НН












 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н












 НН












 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н












 НН












 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н












 НН
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нуриева Ирина Игоревна

Дата: 25.10.2020

Номер свидетельства: 561204


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства