Методическая разработка урока "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных" в 7 классе
Методическая разработка урока "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных" в 7 классе
Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» в 7 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных" в 7 классе»
Методическая разработка урока русского языка по теме
«Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»
7 класс
Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Задачи:
- обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.
Б)Совместная работа. Запись предложений с причастиями. Найти и выделить причастные обороты, объяснить постановку запятых. Объяснить написание н и нн в выделенных словах.
На песчаном дне, сплошь усеянном маленькими обломками камней, слабо колыхались перепутанные водоросли.
Памятники изобразительного искусства, связанные с историей страны, представляют большой интерес.
Материал, собираемый писателем для работы, хранится в записных книжках, представляющих особую художественную ценность.
В) Проверка карточки и формулировка правила написания н и нн в причастиях и прилагательных.
Фронтальный опрос.
- Как звучит тема сегодняшнего урока?
- Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать, что эта тема для нас абсолютно новая?
- Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени? (помимо прочего, имеют краткую форму)
- Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени? (с отглагольными прилагательными, ср.: покрашенный пол, крашеный пол)
- Что нам известно об отглагольных прилагательных? (они образованы от глаголов несовершенного вида без приставок и зависимых слов)
- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? (в кратких причастиях пишется одна Н, в кратких прилагательных столько же Н, сколько и в полных)
- Какую цель мы для себя поставим? (научиться отличать краткие причастия от кратких отглагольных прилагательных, знать условия выбора Н-НН в словах, названных частей речи.)
3. Изучение новой темы.
А). Создание проблемной ситуации.
- Ребята, я вам предлагаю выполнить следующее задание:
Дочь умна и воспита…а.
Девочка хорошо воспита…а бабушкой.
Море взволнова(н,нн)о Лицо девочки было взволнова(н,нн)о
Некоторые люди очень рассея…ы.
Семена рассея…ы по полю.
- Перепишите предложения и вставьте пропущенные орфограммы (выполняется самостоятельно).
Проверка выполнения. На доске делается запись:
Дочь умна и воспитанна. Девочка хорошо воспитана бабушкой.
Лицо девочки было взволнованно. Море взволновано.
Некоторые люди очень рассеянны. Семена рассеяны по полю.
В каких предложениях будут краткие прилагательные, а в каких - причастия? Дети высказывают свои предположения.
Здесь мы имеем дело с краткими прилагательными особого рода, которые образовались путем перехода причастий в прилагательные. Чтобы различать их, необходимо помнить общие отличительные признаки причастий и прилагательных
Краткое причастие можно заменить глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то.
Краткое причастие
можно заменить глаголом (воспитала)
можно поставить вопрос к зависимому слову (кем? чем?): (воспитана (кем?) бабушкой)
Краткие отглагольные прилагательные
заменяются полной формой (девочка воспитанная)
обозначают постоянный признак предмета
часто используются в переносном значении
- Так какую задачу поставим сегодня на урок?
- Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным, образованным путем перехода причастий в прилагательные), и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.
В)Смысловое чтение (работа по учебнику) «Применяя правило, рассуждайте так…» стр.72.
4. Закрепление
а)Распределительный диктант.
Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; объясните.
в).Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить значок в ячейке выбранного вами варианта ответа (одна или две буквы Н ).
1. Ресурсы изысканы экономистами.
2. Её манеры изысканны.
3. Ягоды подавлены в корзине.
4. Люди стояли подавленны и унылы. 5. Сумма собрана по копеечке. 6. Речь стройна и собранна.
7. Вещи утеряны в дороге.
8. Студентка рассеянна.
9. Публика избалована гастролёрами.
10. Все трудности временны.
11. Вещи утеряны в дороге.
Проверим и оценим себя сами
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Н
+
+
+
+
+
+
+
НН
+
+
+
+
+
5.Рефлексия
Чему учились на уроке?
Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?