2.Актуализация Слуховой диктант 2 мин | Цель: проверить теоретические знания по темам «Причастие», «Деепричастие» | Учитель наблюдает, дает ФО, помогает осознать ошибки, исправляет речевые ошибки Слуховой диктант Определите количество деепричастий. 1. Рассматривая, закопчённая, построившая, зная, обвиняющая ____________ 2. Разгадав, присмотревшись, скошена, проложив, растягиваясь ___________ Определите количество причастий. 1. Рассматривая, закопчённая, построившая, зная, обвиняющая ____________ 2. Разгадав, присмотревшись, скошена, проложив, растягиваясь ___________ | Учащиеся становятся в два круга: внутренний и внешний, задают вопросы, думают, отвечают на вопросы | |
5. Работа с текстом. Работа в группах | Цель: проанализировать тексты, определить роль деепричастий. | Учитель объясняет суть работы, наблюдает, дает ФО, направляет Работа в группах. Задание: проанализировать тексты. Сделать вывод о роли деепричастий в них. Карточка 1- 1 группа Н.В. Гоголь « Ревизор» Купцы. Такого городничего никогда еще не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Не по поступкам поступает. Ему всего мало. Ей-ей! придет в лавку и, что ни попадет, все берет. Сукна увидит штуку, говорит: "Э, милый, это хорошее суконце: снеси-ка его ко мне". Ну и несешь, а в штуке-то будет без мала аршин пятьдесят. Ей-ей. А попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери. "Я тебя, говорит, не буду, говорит, подвергать телесному наказанию или пыткой пытать - это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селедки!" Так уж сделайте такую милость, ваше сиятельство! Если уже вы, то есть, не поможете в нашей просьбе, то уж не знаем, как и быть: просто хоть в петлю полезай. Карточка 2-2 группа. Н.В Гоголь «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Прошение в суд И.Н. Довгочхуна. Оный же дворянин Перерепепко имеет посягательство на самую жизнь мою и до 7-го числа прошлого месяца, содержа втайне сие намерение, пришел ко мне и начал дружеским и хитрым образом выпрашивать у меня ружье, находившееся в моей комнате, и предлагал мне за него, с свойственною ему скупостью, негодные вещи, как-то: свинью бурую и две мерки овса. Но, предугадывая тогда же преступное его намерение, я всячески старался от оного уклонить его; но оный мошенник и подлец, Иван, Иванов сын, Перерепенко, выбранил меня мужицким образом и питает ко мне с того времени вражду непримиримую. Карточка 3- 3 группа. М. Горький «Детство» Танец бабушки. Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее,— и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее — так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности! Проанализировав эти тексты, мы пришли к выводу: 1 группа. Купцы обращаются с устной жалобой на городничего. Стиль речи разговорный, в нем нет деепричастий и деепричастных оборотов. Это говорит о том, что купцы – малообразованныелюди. Очень много глаголов, которые передают возмущение купцов действиями городничего. 2 группа. Второй текст тоже жалоба, но не устная, а письменная. Стиль речи официально деловой. Здесь мы встречаем обороты и слова делового стиля, соответствующее строение предложений. Здесь есть деепричастные обороты, необходимые для делового стиля. Герой данного рассказа – дворянин, человек образованный, поэтому и речь его отличается от речи купцов. 3 группа. Третий текст художественный. Описывается танец, действие. В нем 18 глаголов, два деепричастия и 5 деепричастных оборотов, которые «дописывают», дополняют действие. Вывод: 1. Роль деепричастий и деепричастных оборотов – живописать действие или состояние описываемого героя, воспроизводить его облик. 2. Деепричастия в роли обстоятельств разнообразят строй речи и тем самым делают ее более выразительной. 3. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными членами. Учитель распределяет учеников на группы | Ученики работают в группах, изучают новое, строят схемы, анализируют текст, определяют роль деепричастий в тексте | Тетради учебники |
7. тренировочные упр.3 устно | Цель: правильно интонированно прочитать предложения с ДО, объяснить ЗП, найти главное слово, начертить схему | Учитель объясняет задание, наблюдает, направляет, дает ФО Упражнение 1. Найдите предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами. Почему другие конструкции к ним не относятся? Расставьте знаки препинания. 1) Вернувшись в гостиницу он лег спать. 2) Своим делом он занимался спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь. 4) Петя шел засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. 6) Сережа молчал прислушиваясь к чему-то.7) Семенов нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку. | Ученики думают, объясняют постановку знаки препинания, интонированно читают | Учебники |