Цель урока: расширить представления учеников об обстоятельстве; развивать речь учеников, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их определения.
Просмотр содержимого документа
««Обстоятельство. Основные вилы обстоятельств»»
Обстоятельство. Основные вилы обстоятельств
Цель урока: расширить представления учеников об обстоятельстве; развивать речь учеников, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их определения.
Запишите предложения под диктовку, обозначьте в них определения, укажите, чем они выражены.
1) Деревья у реки еще не пожелтели. 2) Человек, глотающий книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. 3) Это был человек старой закалки. 4) Цвет «бордо», или бордовый, получил название от французской провинции Бордо, издавна славящейся производством виноградного вина. 5) В сказке «Цветик-семицветик» Валентин Катаев использовал традиционные фольклорные мотивы. 6) Мистер Твистер — герой одноименного стихотворения Маршака. 7) Дубровский выдал себя за учителя-француза. 8) Подготовкой волейболистов к чемпионату по волейболу поручили тренеру Андреевой. 9) Давай встретимся у дома напротив.
После взаимопроверки проверяем написанное вместе. (Ответы: 1) существительным; 2) причастными оборотами; 3) устойчивым сочетанием; 4) существительным, двумя прилагательными, именем собственным, причастным оборотом; 5) приложением (внутри него еще одно приложение — семи цветик); двумя прилагательными; 6) общепринятым обращением; 7) приложением; 8) существительным с предлогом, приложением; 9) наречием.)
IV. Изучение темы «Основные виды обстоятельств»
1. Повторение изученного об обстоятельстве.
1) Вопросы на повторение:
— Что такое обстоятельство?
— Что общего у обстоятельства и определения? (Обозначают признаки.)
— В чем разница между этими второстепенными членами?
— Какие виды обстоятельств вам известны?
— Чем могут быть выражены обстоятельства?
— К каким членам предложения относятся обстоятельства?
2) Упр. 188 — устно.
2. Самостоятельное изучение таблицы «Основные виды обстоятельств» (с. 85-86 учебника).
3. Объяснение учителя.
В упр. 188 нам встретились обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах, наречиями, фразеологическим оборотом. Кроме того, обстоятельства могут быть выражены деепричастиями (Ко мне, подпрыгивая, подбежал маленький мальчик) и деепричастными оборотами (Старая береза росла, с трудом вбирая корнями соки земли), а также неопределенной формой глагола (В школу приходят, прежде всего, учиться) и сравнительными оборотами (Глубоко в ущелье, как стальной клинок, сверкала узкая река).
Обратим особое внимание на обстоятельства условия, уступки и цели. По сравнению с другими обстоятельствами они встречаются реже. Чтобы распознать их, можно заменять эти виды обстоятельств синонимичными придаточными предложениями, тогда их значение прояснится. Запишем примеры:
При приближении грозы надо выключить все электроприборы = если приближается гроза. Несмотря на ненастье, парад состоялся = хотя было ненастье. По рассеянности перепутал уроки = потому что рассеян.
Так же можно определять виды обстоятельств, выраженные деепричастными оборотами: Немного согревшись, охотник уснул = Охотник уснул, потому что согрелся. Проиграв первый гейм, теннисист всё же выиграл партию = Теннисист всё же выиграл партию, несмотря на то что проиграл первый гейм.