kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика сложного предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок расширяет знания учащихся о сложном предложении. Путем анализа и сравнения простых и сложных предложений учащиеся постепенно подходят к пониманию особенностей сложного предложения, знакомятся с формальной, смысловой и интонационной характеристиками сложного предложения по сравнению с простым. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика сложного предложения»

Урок русского языка

9 класс


Тема: Общая характеристика сложного предложения.


Цель: активизация и расширение знаний об основных свойствах сложного предложения


Задачи:

обозначить отличие СП от простого, дать формальную, смысловую и интонационную характеристику СП;

развивать умения отличать СП от простых осложненных предложений, расставлять знаки препинания в СП;

развивать аналитическое мышление, внимание, умения сравнивать, определять отличия между сравниваемыми объектами;

развивать речь учащихся


ХОД УРОКА


Орг. момент


Определение темы и целей урока

- сравните эти предложения, чем они различаются?

1. По твоим делам о тебе судят.

2. Друг есть такое лицо, с которым я могу быть искренним.


- Догадались, какова тема сегодняшнего урока? (Общая характеристика СП)


Целевая установка

- вы уже знаете многое о СП. Сегодня мы обобщим все, что вам известно, дополним ваши знания новыми характеристиками СП, потренируемся отличать СП от простых предложений, а также самим составлять сложные предложения.


Работа по теме урока

1. Сравнительный анализ записных предложений.

- выделите грам. основу предложений. Чем СП отличается от простого?

(Эта характеристика СП называется ФОРМАЛЬНОЙ)

- Этой характеристики достаточно для отличия СП от простого?

- Сформулируйте понятие СП.


- Могут ли части СП быть самостоятельными? Ясны ли они по отдельности?

(Эта характеристика СП называется СМЫСЛОВОЙ)


- Произнесем эти предложения и понаблюдаем за интонацией. Что мы видим? (интонация к середине предложения повышается, а к концу предложения понижается. Т. о. простое предложение интонационно закончено, а части СП – нет.)

(Эта характеристика СП называется ИНТОНАЦИОННОЙ)


2. Обобщение

Характеристики СП

ФОРМАЛЬНАЯ

СМЫСЛОВАЯ ЗАКОНЧЕННОСТЬ

ИНТОНАЦИОННАЯ


Практикум

1. Определите, где целое простое предложение, а где часть СП, опираясь на характеристики СП:

* Хаджи-Мурат задумался

* Хаджи-Мурат так задумался

* Пётр чувствовал

* Объездчик слушал со вниманием и соглашался со всем

* Медведь так полюбил Никиту


2. Охарактеризуйте данные предложения по смыслу:

Осень наступила. Птицы улетели в теплые края.

Осень наступила, и птицы улетели в теплые края. (присутствует оттенок причинности отлета птиц)

Сухой треск ракетницы. В небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.

Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.


- Имеет ли значение то, как записать что-либо – простыми предложениями или одним СП?


3. Упражнение 82 пис.



Понятие о союзных и бессоюзных СП.

- Определите, как соединяются части этих СП друг с другом? (При помощи союзов, или без них)


5. Определить виды записанных СП по средству связи (союзное или бессоюзное)


6. Составление СП: дополните эти предложения так, чтобы получилось СП:

Солнце зарыла огромная чёрная туча…

На небе уже сияла луна…

Олег понял…

Если лето дождливо…


Рефлексия

- каковы признаки СП?

- на какие две группы делятся СП? По какому признаку?


Итоги урока


Домашнее задание

п.4 упр. 85 пис








* Хаджи-Мурат задумался

* Хаджи-Мурат так задумался

* Пётр чувствовал

* Объездчик слушал со вниманием и соглашался со всем.

* Медведь так полюбил Никиту




Осень наступила. Птицы улетели в теплые края.

Осень наступила, и птицы улетели в теплые края.

Сухой треск ракетницы. В небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.

Сухой треск ракетницы, и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.


Солнце зарыла огромная чёрная туча…

На небе уже сияла луна…

Олег понял…

Если лето дождливо…











Знакомство с основными средствами связи предложений в СП

Средства связи:

а) Основные средства связи в СП (определяют тип СП в традиционной классификации):

· сочинительные союзы (ССП);

· подчинительные союзы или союзные слова (СПП);

· интонация (БСП).

б) Дополнительные средства связи в СП (от типа СП не зависят):

· местоименная замена;

· синонимическая замена;

· лексические повторы;

· использование однокоренных слов;

· параллелизм строения – это симметричное расположение главных и второстепенных членов в предикативных единицах (Каков поп, таков и приход);

· структурная неполнота последующих частей;

· указательные слова (Это был тот день, который…), встречаются в СПП и БСП;

· использование слов с родовидовыми отношениями (Мебель: …стол, шкаф);

· использование слов одной тематической группы (Холодный – ледяной);

· соотношение видовременных или модально-временных форм сказуемого, которые указывают на одновременность совершения событий, их разноплановость, последовательную смену и проч.;

· интонация незавершенности первой или нескольких частей: первая единица произносится с повышением тона голоса в конце;

· наличие вводных слов.

Пример анализа средств связи в СП:

Княжна Марьяпридумывала те слова, которые она скажет ему при встрече.

Основное средство связи: союзное слово которые, выраженное относительным местоимением.

Дополнительные средства связи:

· в первой части есть указательное слово те, выраженное указательным местоимением,

· есть местоименные замены (княжна Марья - она, слова – которые),

· интонация незавершенности первой части,

· используются слова одной тематической группы - глаголы со значением мысли, речи, чувства (придумывала, скажет);

· соотношение временных форм указывает на последовательность событий – придумывала (несов. в., прош. в),скажет (сов.в., буд. в.).








Цель: Рассмотрим основные черты сложного предложения в рамках следующих аспектов:

I. Структурный аспект.

II. Семантический аспект.

III. Коммуникативный аспект.

IV. Функциональный аспект.

I.Структурный аспект. Основные признаки сложного предложения

1) Сложное предложение состоит из нескольких предикативных единиц, характеризующихся сложным механизмом взаимодействия, который передается с помощью системы грамматических средств связи.

2

Открытый урок русского языка 11 класс

























Урок______ Дата____________


Тема: Типы сложных предложений


Цель: углубление знаний о сложном предложении и его видах.

Задачи: - повторить теорию о СП и его видах; - формировать навык постановки знаков препинания в СП;

-развивать умение синтаксического анализа предложения;

-совершенствовать коммуникативные навыки (культура речи акцентологическая норма);

-овладевать технологией написания сочинения, части С, а именно, находить различия между комментарием проблемы и авторской позицией.



Ход урока.

Организационный момент.


Актуализация изученного материала.


- Давайте вспомним, какие существуют виды предложений по количеству грамматических основ? (простые и сложные)

  • Чем сложное предложение отличается от простого? (количеством ГО, объемом передаваемой информации)

  • Дайте определение сложного предложения, приведите примеры, используя предложения домашнего задания. (№85)

(СП – предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, которые связаны между собой сочинительной, подчинительной или бессоюзной связью; приводят пример с доказательством).


Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о СП, вспомним классификацию СП и средства связи простых предложений в состав сложного, а также продолжим работу по написанию сочинения в части С ЕГЭ.


Анализ языкового явления.

Прочитайте предложения на карточках, обращая внимание на правильную постановку ударения, и охарактеризуйте данные предложения по количеству грамматических основ, в тетрадь запишите схемы предложений.

Бронированные двери, закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, но опытный менеджер Ирина Ильинична, избалованная судьбой, не унывала.

Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она листала украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал и думала о том, что необходимо заключить новые договоры на оптовые поставки готовой продукции.

Работа была начата задолго до назначенных сроков: занятость не позволяла ей забыть о документах даже дома.

К обеду Ирина Ильинична созвонилась с поставщиками, которые обрадовались продлению договора, и ясно осознала: пришло время отдохнуть.

Мельком взглянув на окно, Ирина Ильинична надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы.

  • Что вы можете сказать о видах сложного предложения и знаках препинания в нем?


Изучение нового материала, формирование умений и навыков.

Запись схемы:

Виды сложного предложения


союзные бессоюзное с разными видами связи

сложносочиненное сложноподчиненное

  • Почему существуют разные виды СП (средства связи разные, смысловые отношения –перечисления, противопоставления, следствия, градации, условия и т.д.))

  • Какое предложение называется ССП? (сложное предложение, части которого равноправны по отношению к друг другу и связаны сочинительными союзами) Какой знак препинания ставим на границе простых предложений? Выпишите из текста (57)ССП, объяснив пунктуацию.

  • Какое предложение называется СПП?

  • БСП? (части связаны только интонационно)

  • Сложное предложение с разными видами связи всегда содержит больше чем две грамматических основы, которые могут быть связаны и сочинительной, и подчинительной, и бессоюзной связью.


Итак, мы дали общую характеристику сложному предложению, вспомнили его классификацию, общую постановку знаков препинания в сложном предложении. Следующие уроки будут посвящены каждому виду отдельно, и тогда мы остановимся на тонкостях и нюансах каждого вида.


Практикум

работа с учебником



Рефлексия

- что вы узнали сегодня о СП?

- что было легко, а что показалось трудным?


Итоги урока


Домашнее задание












































  1. Подготовка к написанию сочинения части С ЕГЭ.

  • Где вам пригодятся полученные знания о СП и пунктуации в нем?

(При написании ЕГЭ: есть задания теоретического характера в части А, В, а также при написании сочинения, мы используем очень часто СП.)

  • Мы продолжаем подготовку к сочинению. Вы знаете, что критериев оценивания сочинения 12, мы с вами отработали ранее первых три. Давайте вспомним изученный материал, опираясь на них.

  • Что такое проблема? (вопрос, требующий решения; вопрос, над которым размышляет автор) Как сформулировать проблему? (два способа: проблема чего, в виде вопроса)

  • Что такое комментарий к сформулированной проблеме? (это рассуждения, пояснительные замечания по поводу заявленной проблемы текста)

  • Что такое отражение позиции автора исходного текста? (точка зрения автора на вопрос, поставленный в тексте)

  • Именно эти критерии нами были рассмотрены на предыдущих уроках. Вашему вниманию предлагаются два ученических сочинения на текст 53. Прочитайте их и соотнесите с критериями оценивания К1, К2, К3, прокомментируйте свои наблюдения.


Текст №1

Жестокий мир, жестокие сердца… Этими словами можно охарактеризовать современное время, когда такая черта как милосердие постепенно исчезает и становится редкостью. Д. Гранин поднимает в тексте острую проблему нехватки милосердия в современном обществе.

Чувствуя, что сострадание, чуткое, гуманное отношение к ближнему становятся редкостью не только в отношениях человеческих, но и в литературе «нашей», Д. Гранин не случайно обращается к русской прозе 19 века, вспоминая Пушкина и Достоевского, Чехова и Некрасова. Ведь их произведения – ярчайшие примеры нравственных требований и обязанностей человека. Творения русских писателей особенно близки и дороги нам тем, что, читая их, мы учимся состраданию, отзывчивости, чуткости, человеколюбию.

Писатель-публицист убеждает нас в важности милосердия в современном обществе. Эта необходимая черта должна воспитываться в человеке литературой, семьей, обществом. Д. Гранин с грустью пишет о том, что призыв к милосердию мы получаем все реже и реже. Он взволнован опустошенностью современного общества, но убежден, что мы не можем отказаться от пушкинского завета «и милость к падшим» призывать.

Нельзя не согласиться с Д. Граниным в том, что отсутствие источника милосердия ведет к исчезновению его в обществе. Русская литература и 19 века, и 20 дает богатый материал читателю для размышления над этой же проблемой. Отсутствие гуманности и результат этого мы видим в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница», главная героиня которой стала жертвой жестокого мира дельцов. А вот А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» рисует поистине сильную, красивую душой героиню, которая несет все лучшие качества человечества, несмотря на горести и беды жизненного пути. И мы, читатели, понимаем, что без милосердия мир станет холодным и жестоким.


Текст №2

Часто ли мы проявляем внимание друг другу? Способны ли мы к состраданию? Над этими вопросами задумывались многие писатели. Проблема «кризиса» милосердия по-прежнему жива и актуальна, именно её поднимает в своем тексте Д. Гранин.

Писатель обращается к строчкам стихотворения «Памятник» А. С. Пушкина, в котором есть прямой призыв к милосердию. Д. Гранин считает, что милосердие необходимо воспитывать. Он убежден, что милосердие – необходимость, о важности которой в последнее время люди все менее и менее задумываются.

Я разделяю точку зрения автора, ведь отсутствие сострадания, милосердия в поступках одного человека ведет к нарушению гармонии во всем обществе. Русская литература, как ничто другое, способна воспитать в человеке гуманистические идеалы. Одним из писателей-гуманистов 19 века является Ф. М. Достоевский. В его романе «Идиот» утверждается идея человеколюбия, сострадания ко всем падшим, отвергнутым, непонятым. Главный герой князь Мышкин – человек бесконечной доброты – идеал писателя. Тема милосердия поднимается и в литературе 20 века. Ярким примером может служить повесть А. Платонова «Котлован». Грубых, измученных работой людей, героев произведения, объединяет любовь и жалость к девочке Насте.

Своим текстом Д. Гранин заставляет нас задуматься над проблемой упадка милосердия и призывает сделать так, чтобы сострадание и милосердие прочно вошли в нашу жизнь и были естественными её составляющими.



  • Как развести в сочинении понятия комментарий к сформулированной проблеме и отражение позиции автора исходного текста?




Ключевые понятия


комментарий авторская позиция

утверждение из А29,связанное эмоции автора

с обозначенной проблемой; (оценочные слова);

на каком примере раскрывает автор идея (к чему призывает);

проблему; почему; какие тропы использует какие фигуры

в тексте (органичное цитирование); использует;


  • Посмотрите еще раз в тексты сочинений и скажите, какие предложения более частотны?


  • А теперь закрепляем изученное, работаем с текстом. Обозначьте проблему, дайте комментарий и сформулируйте авторскую позицию, используя в своем сочинении СП, соблюдая правильную пунктуацию. (несколько работ заслушиваем)


Итог урока, домашнее задание.

Изучая русский язык, мы убеждаемся ещё раз в безграничных его возможностях для выражения наших мыслей и чувств. Сегодня мы с вами говорили о СП и использовали его при написании сочинения. С помощью СП мы можем более полно, логично выражать свои мысли; не забываем оформлять пунктуационно СП. Но мне хочется, чтобы вы осознавали, что русский язык не только свод правил правописания, а величайшее сокровище, которым мы учимся владеть.

Доработать текст 57.Из текста 59 выписать по одному примеру каждого вида сложное предложение, написать сочинение.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Общая характеристика сложного предложения

Автор: Ткаленко Олеся Федоровна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256854

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока русского языка по теме "Общая характеристика сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchaia-kharaktieristika-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448218063"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок русского языка по теме "Общая характеристика сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchaia-kharaktieristika-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256897"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448218556"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Открытый урок русского языка 11 класс Общая характеристика сложного предложения. Виды сложного предложения."
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_11_klass_obshchaia_kharaktieristika_slozhnogho_pr"
    ["file_id"] => string(6) "353962"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477936659"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Простые и сложные предложения" "
    ["seo_title"] => string(38) "prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "178913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424891971"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"
    ["seo_title"] => string(59) "kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "289899"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454868363"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства