kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обряды , обычаи и современность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грамматическая тема:
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Лексическая тема:
 Обряды , обычаи и современность

•         Каждый народ имеет свои обычаи  и традиции, характери-зующиеся только его национальные особенности и черты,  которые раскрывают его национальную сущность. Традиции вырабатываются в процессе трудовой и культурной деятель-ности каждого народа. В ходе исторического развития сложи-

•лись и утвердились разнообразные формы, способы и меха-низмы сохранения и передачи социального опыта, которые в совокупности и называются традициями.

•  Если рассказать обо всех традициях и обычаях казахского народа, то получится целая история. Каждый праздник или

•какое-то событие отмечались по –разному, будь то рождение ребёнка, свадьба, Наурыз.

•   Жизненные условия, которые порождали необходимость постоянного перемещения с одного места на другое, выработали у казахов-кочевников неприхотливость, решимость  перед лицом надвигающейся опасности.

•   В  степи особое внимание уделялось привитию таких качеств, как воспитание выносливости, силы, ловкости  и смекалки. Поэтому  многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством , юношеством и совершеннолетием молодого человека.

•   В течении многих веков, исполняя эти обычаи и обряды , наш казахский народ сумел сохранить свою самобытную  национальную культуру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обряды , обычаи и современность »

Учитель русского языка: Досаева Сауле Грамматическая тема :  Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными    Лексическая тема :   Обряды , обычаи и современность

Учитель русского языка: Досаева Сауле

Грамматическая тема : Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными Лексическая тема : Обряды , обычаи и современность

Домашнее задание:  сделайте синтаксический разбор предложений Наконец настал день, который мы так долго и с нетерпением ждали .  Когда в комнате воцарилась тишина, дед стал рассказывать о старинных народных обычаях.  Я помню,что мои родители отмечают этот праздник, и не знал происхождение обычая.   Вечер оказался таким, каким его утро обещало.

Домашнее задание: сделайте синтаксический разбор предложений

  • Наконец настал день, который мы так долго и с нетерпением ждали .
  • Когда в комнате воцарилась тишина, дед стал рассказывать о старинных народных обычаях.
  • Я помню,что мои родители отмечают этот праздник, и не знал происхождение обычая.

Вечер оказался таким, каким его утро обещало.

Таблица № 1   Типы придаточных предложений Отвечает   на вопросы Как? Когда? где? Зачем? В какой степени? При каком условии? Каким образом? и др.  на все падежные вопросы Какой? 1 2 3 обстоятельственные определительные изъяснительные

Таблица № 1

Типы придаточных предложений

Отвечает на вопросы

Как? Когда? где?

Зачем? В какой степени?

При каком условии?

Каким образом? и др.

на все падежные вопросы

Какой?

1

2

3

обстоятельственные

определительные

изъяснительные

Работа с текстом

Работа с текстом

  • Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, характери-зующиеся только его национальные особенности и черты, которые раскрывают его национальную сущность. Традиции вырабатываются в процессе трудовой и культурной деятель-ности каждого народа. В ходе исторического развития сложи-
  • лись и утвердились разнообразные формы, способы и меха-низмы сохранения и передачи социального опыта, которые в совокупности и называются традициями.
  • Если рассказать обо всех традициях и обычаях казахского народа, то получится целая история. Каждый праздник или
  • какое-то событие отмечались по –разному, будь то рождение ребёнка, свадьба, Наурыз.
  • Жизненные условия, которые порождали необходимость постоянного перемещения с одного места на другое, выработали у казахов-кочевников неприхотливость, решимость перед лицом надвигающейся опасности.
  • В степи особое внимание уделялось привитию таких качеств, как воспитание выносливости, силы, ловкости и смекалки. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством , юношеством и совершеннолетием молодого человека.
  • В течении многих веков, исполняя эти обычаи и обряды , наш казахский народ сумел сохранить свою самобытную национальную культуру.
Выпишите из текста СПП с придаточными определительными:

Выпишите из текста СПП с придаточными определительными:

  • Каждый народ имеет свои обычаи и тради-ции, характеризующие только его националь-ные особенности и черты, которые раскры-вают его национальную сущность.
  • В ходе исторического развития сложились и утвердились разнообразные формы, способы и механизмы сохранения и передачи соци-ального опыта, которые в совокупности называются традициями.
Придаточные определительные относятся и определяют имена существительные главных предложений отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? присоединяются союзными слова и союзами чей когда чтобы что куда откуда где какой который

Придаточные определительные

относятся и определяют

имена существительные главных предложений

отвечают на вопросы

какой? какая? какое? какие?

присоединяются союзными слова и союзами

чей

когда

чтобы

что

куда

откуда

где

какой

который

Вывод-правило:

Вывод-правило:

  • Придаточные определительные относятся и определяют существительные в главных предложениях.
  • Отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
  • Присоединяются к главным предложениям при помощи союзных слов- который, какой, чей, когда, где, откуда,как и союзов- что, чтобы .
  • Придаточные определительные всегда стоят после или в середине главного предложения.
Задание  Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор.  Составьте схемы предложений.  Определите место придаточной части.

Задание Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор. Составьте схемы предложений. Определите место придаточной части.

  • 1) Без сомнения национальные традиции представляют собою часть культурного наследия, которое передаётся из поколения в поколение.
Задание  Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор.  Составьте схемы предложений.  Определите место придаточной части.

Задание Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор. Составьте схемы предложений. Определите место придаточной части.

  • 1) Без сомнения национальные традиции представляют собою часть культурного наследия, которое передаётся из поколения в поколение.
  • 1) Без сомнения национальные традиции представляют собою часть культурного наследия, которое передаётся из поколения в поколение.
  • [ ] , (которое ).
Задание  Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор.  Составьте схемы предложений.  Определите место придаточной части.

Задание Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор. Составьте схемы предложений. Определите место придаточной части.

  • 2)При отъезде отец посоветовал мне соблюдать народные обычаи, какие приняты в той стране.
Задание  Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор.  Составьте схемы предложений.  Определите место придаточной части.

Задание Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор. Составьте схемы предложений. Определите место придаточной части.

  • 2)При отъезде отец посоветовал мне соблюдать народные обычаи, какие приняты в той стране.
  • [ ] ,( какие ).
  • 2)При отъезде отец посоветовал мне соблюдать народные обычаи, какие приняты в той стране.
Задание  Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор.  Составьте схемы предложений.  Определите место придаточной части.

Задание Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор. Составьте схемы предложений. Определите место придаточной части.

  • 3) Каждый, кому дорог свой народ, соблюдает и уважает свои национальные традиции и обычаи.
Задание  Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор.  Составьте схемы предложений.  Определите место придаточной части.

Задание Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор. Составьте схемы предложений. Определите место придаточной части.

  • 3) Каждый, кому дорог свой народ, соблюдает и уважает свои национальные традиции и обычаи.
  • [ ,( кому ) , ] .
  • 3) Каждый, кому дорог свой народ, соблюдает и уважает свои национальные традиции и обычаи.
Задание  Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор.  Составьте схемы предложений.  Определите место придаточной части.

Задание Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор. Составьте схемы предложений. Определите место придаточной части.

  • 1) Без сомнения национальные традиции представляют собою часть культурного наследия, которое передаётся из поколения в поколение.
  • 2)При отъезде отец посоветовал мне соблюдать народные обычаи, какие приняты в той стране.
  • 3) Каждый, кому дорог свой народ, соблюдает и уважает свои национальные традиции и обычаи.
Место придаточной части и знаки препинания Придаточные определительные стоят в предложении Внутри главной части После главной части  , ~~~ ,  , ~~~

Место придаточной части и знаки препинания

Придаточные определительные стоят в предложении

Внутри главной части

После главной части

, ~~~ ,

, ~~~

Опираясь на таблицу  определите союз или союзное слово  придаточного определительного 1.Наши поступки отражают моральные принципы, ..... приняты в обществе. 2.Нравственные нормы, ….. нам завещали предки,позволяют оставаться нам оставаться людьми в любых ситуациях. 3. Бывают дни , ….. жизнь представляется ясной и слаженной. 4. Мы посетили свадьбу, ….. выступал знаменитый певец. 5. Не хотелось разочаровать друга, …… мнением я дорожу. 6. Ничто не нарушало тишины, …… наступила вокруг.

Опираясь на таблицу определите союз или союзное слово придаточного определительного

1.Наши поступки отражают моральные принципы, ..... приняты в обществе.

2.Нравственные нормы, ….. нам завещали предки,позволяют оставаться нам оставаться людьми в любых ситуациях.

3. Бывают дни , ….. жизнь представляется ясной и слаженной.

4. Мы посетили свадьбу, ….. выступал знаменитый певец.

5. Не хотелось разочаровать друга, …… мнением я дорожу.

6. Ничто не нарушало тишины, …… наступила вокруг.

Задание 1.  Спишите, расставляя знаки препинания.  Укажите союзные слова, входящие в придаточные определительные 1.Спор что проверяет знание –испытание мудреца. 2.Обед в честь гостя который приехал из Украины удался. 3. Ум –одежда которая никогда не износится. 4. Художник создаёт своё творение теми средствами какими он владеет сильнее всего. 5.Нальзя представить себе моральных мучений хуже тех какие она пережила на томпразднике. 6. Для искусства годится только тот материал что завоевал место в сердце. 7. Я то чей взор надежду губит.

Задание 1. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите союзные слова, входящие в придаточные определительные

1.Спор что проверяет знание –испытание мудреца.

2.Обед в честь гостя который приехал из Украины удался.

3. Ум –одежда которая никогда не износится.

4. Художник создаёт своё творение теми средствами какими он владеет сильнее всего.

5.Нальзя представить себе моральных мучений хуже тех какие она пережила на томпразднике.

6. Для искусства годится только тот материал что завоевал место в сердце.

7. Я то чей взор надежду губит.

Задание № 2  Закончите предложения, используя союзные слова   который  и какой  в разных падежных формах.  Как изменяется содержание придаточных предложений в зависимости от использования союзных слов            которое / какое …..       которого / какого….      которому/ какому…  Это было зрелище     которое / какое…..   которым / какое…..    о котором / каком …..

Задание № 2 Закончите предложения, используя союзные слова который и какой в разных падежных формах. Как изменяется содержание придаточных предложений в зависимости от использования союзных слов

которое / какое …..

которого / какого…. которому/ какому…

Это было зрелище которое / какое…..

которым / какое…..

о котором / каком …..

Задание № 2  Закончите предложения, используя союзные слова   который  и какой  в разных падежных формах.  Как изменяется содержание придаточных предложений в зависимости от использования союзных слов            которое / какое …..       которого / какого….      которому/ какому…  Приближалось событие     которое / какое…..   которым / какое…..    о котором / каком …..

Задание № 2 Закончите предложения, используя союзные слова который и какой в разных падежных формах. Как изменяется содержание придаточных предложений в зависимости от использования союзных слов

которое / какое …..

которого / какого…. которому/ какому…

Приближалось событие которое / какое…..

которым / какое…..

о котором / каком …..

Словарная работа

Словарная работа

  • обычай (әдет-ғұрып)– правила поведения, которые являются обычными для какого-нибудь народа (обычай дарить подарки на день рождение, поздравлять с праздником и др.)
  • Обряд – это ритуальные действия ,т.е. Установленный порядок действий,которые служат для выражения какой-то информации.
  • ( свадебный обряд-беташар, тойбастар и др.)
Задание к видеослайдам :  Закончите предложения придаточными определительными, используя материал видеослайдов:  1) Бесиккесалар – это обряд ,…………  2) Тусаукесер –это обряд,……………..
  • Задание к видеослайдам : Закончите предложения придаточными определительными, используя материал видеослайдов:

  • 1) Бесиккесалар – это обряд ,…………
  • 2) Тусаукесер –это обряд,……………..
Задание к видеослайдам :  Закончите предложения придаточными определительными, используя материал видеослайдов:

Задание к видеослайдам : Закончите предложения придаточными определительными, используя материал видеослайдов:

  • 1) Беташар- это обряд, который ………… .
  • 2) Тойбастар – это обряд ,…………..
Тилашар – букв. «раскрытие языка». Каждая семья по достижении ребенком 7-ми лет стремилась отдать его в медресе (религиозная школа) для получения образования, однако не у каждой семьи получалось это сделать. Девочки раньше не ходили в школу и, в основном, оставались без образования. В жизни ребенка это был особенный знаменательный день, который родители пытались сделать для него запоминающимся. В такой день ребенка одевали особенно нарядно в новую одежду, вооружали школьными принадлежностями, одаривали подарками, сопровождаемыми благословениями и напутствиями (вроде «будь ученым», «будь акыном» /акын – народный поэт-сказитель) и устривали той-тилашар. Такой обряд давал ребенку возможность почувствовать, что на него возлагаются надежды, что он уже взрослый и для него открывается новый мир, как видно с тех пор мало что изменилось, кроме того, что в современном Казахстане в школу должны идти все дети без исключения.

Тилашар – букв. «раскрытие языка».

Каждая семья по достижении ребенком 7-ми лет стремилась отдать его в медресе (религиозная школа) для получения образования, однако не у каждой семьи получалось это сделать. Девочки раньше не ходили в школу и, в основном, оставались без образования.

В жизни ребенка это был особенный знаменательный день, который родители пытались сделать для него запоминающимся. В такой день ребенка одевали особенно нарядно в новую одежду, вооружали школьными принадлежностями, одаривали подарками, сопровождаемыми благословениями и напутствиями (вроде «будь ученым», «будь акыном» /акын – народный поэт-сказитель) и устривали той-тилашар.

Такой обряд давал ребенку возможность почувствовать, что на него возлагаются надежды, что он уже взрослый и для него открывается новый мир, как видно с тех пор мало что изменилось, кроме того, что в современном Казахстане в школу должны идти все дети без исключения.

Обряды и обычаи казахского народа

Обряды и обычаи казахского народа

  • Рассмотрите рисунок и дайте описание обряда
  • Суйынши ……
Обряды и обычаи казахского народа

Обряды и обычаи казахского народа

  • Суйынши сообщение радостной вести. Когда произносят «Суйынши», все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, надо обязательно подарить подарок.
Обряды и обычаи казахского народа

Обряды и обычаи казахского народа

  • Рассмотрите рисунок и дайте описание обряда
  • Салемдеме – …….
Обряды и обычаи казахского народа

Обряды и обычаи казахского народа

  • Салемдеме – знак приветствия и уважения. Давно не встречавшиеся люди дарят друг другу драгоценности, сувениры, угощение. Не обязательно, чтобы вещь была дорогая, но памятная.
Обряды и обычаи казахского народа Назовите название обряда

Обряды и обычаи казахского народа

  • Назовите название обряда

  • ………… – не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки для своих близких и знакомых.
Обряды и обычаи казахского народа

Обряды и обычаи казахского народа

  • Базарлык – не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки для своих близких и знакомых.
Обряды и обычаи казахского народа Назовите название обряда

Обряды и обычаи казахского народа

  • Назовите название обряда

  • …… .. – поздравление. Это древний обычай говорить «Кутты болсын!» при значительном событии, например, рождении ребенка. Традиционное пожелание достатка и благополучия, знак добрых чувств и умение вместе радоваться.
Обряды и обычаи казахского народа

Обряды и обычаи казахского народа

  • Кутты болсын айту – поздравление. Это древний обычай говорить «Кутты болсын!» при значительном событии, например, рождении ребенка. Традиционное пожелание достатка и благополучия, знак добрых чувств и умение вместе радоваться.
Обряды и обычаи казахского народа

Обряды и обычаи казахского народа

  • Токымкагар – обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан (праздничный стол), позвать гостей. Во время этого обряда поют песни и говорят пожелание тому, кто уезжает.
Обряды и обычаи казахского народа  Рассмотрите рисунок.

Обряды и обычаи казахского народа

Рассмотрите рисунок.

  • Назовите какой это обряд?
Обряды и обычаи казахского народа

Обряды и обычаи казахского народа

  • Шашу – осыпание. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу.
Обряды и обычаи казахского народа Рассмотрите рисунок.

Обряды и обычаи казахского народа

Рассмотрите рисунок.

  • Назовите какой это обряд?
Обряды и обычаи казахского народа

Обряды и обычаи казахского народа

  • Жети ата – семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений предков и запрещает браки внутри рода.
ТУСАУКЕСЕР  XXI века

ТУСАУКЕСЕР XXI века

Обряды и обычаи казахского народа

Обряды и обычаи казахского народа

  • «Коримдик » от слова «кору» - смотреть, видеть. Подарок, который дают за увиденное впервые (молодую невестку, новорожденного и т.д.). Значение обычая не в том, чтобы взять или дать подарок, а для выражения добрых намерений смотрящих.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Обряды , обычаи и современность

Автор: Досаева Сауле

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия"
    ["seo_title"] => string(49) "russkii_narod_obychai_obriady_predaniia_sueveriia"
    ["file_id"] => string(6) "542035"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1583573493"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока  "Традиции и обычаи казахского народа"."
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-traditsii-i-obychai-kazakhskogho-naroda-1"
    ["file_id"] => string(6) "275706"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452611524"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Консультация для родителей по     инновационной деятельности. «Приобщение дошкольников к народной культуре. Праздник Пасхи. Вербное воскресение»"
    ["seo_title"] => string(139) "konsultatsiiadliaroditielieipoinnovatsionnoidieiatielnostipriobshchieniiedoshkolnikovknarodnoikulturieprazdnikpaskhivierbnoievoskriesieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302138"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457076115"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) ""Этнокультурный компонент начального образования" "
    ["seo_title"] => string(51) "etnokul-turnyi-komponient-nachal-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "153125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420974972"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Исследовательская работа "Латышские народные свадебные обряды" "
    ["seo_title"] => string(69) "issliedovatiel-skaia-rabota-latyshskiie-narodnyie-svadiebnyie-obriady"
    ["file_id"] => string(6) "140927"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418041647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства