kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Латышские народные свадебные обряды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

  Латышские народные обряды складывались в течение многих столетий. Совершая календарные ритуалы, древние предки латышей заботились о непрерывном приумножении своего благополучия и благоденствии рода. Все значительные события в жизни латышского народа – появление на свет ребенка, вступление в брак, смерть – сопровождаются специальными обрядами.

Современным молодоженам, как и в старину, на свадьбе предстоит пройти различные испытания: жених должен и дров наколоть, и коня запрячь, и веревку свить, а невеста – показать себя хорошей хозяйкой.

Объектом данной исследовательской работы является латышские народные свадебные обряды.

Предмет исследования  латышская свадьба и ее особенности.

Цель исследования: возрождение национальных особенностей латышской свадьбы.

Задачи исследования:

1. изучить подготовительный этап свадьбы;

2. составить в хронологическом порядке особенности обрядов свадьбы;

3.интервьюировать старшего поколения об особенностях латышской свадьбы;

4. на основе собранной информации сформулировать выводы.

Актуальность исследования обусловлена интересом к возрождению фрагментов латышской свадьбы.

Новизна исследования в том, что на сегодняшний день обычаи наших предков исчезают.

Методологическая основа исследования: исследовательские работы педагогов МОБУ СОШ д.М.Горький, воспоминания старшего поколения, фотографии, документы.

Методы исследования: систематизация, классификация, обобщение фактов, явлений; непосредственное общение с людьми которые помнят свадебные обряды.

Во введении определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, обосновывается актуальность, новизна исследовательской работы.

В основной части рассказывается о подготовке и об основных этапах проведения латышской свадьбы.

В заключение подводятся итоги исследования  о том, что важно и нужно бережно относиться к прекрасным обычаям наших предков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Латышские народные свадебные обряды" »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МР АРХАНГЕЛЬСКИЙ РАЙОН

МОБУ СОШ Д.МАКСИМ ГОРЬКИЙ


«Дорогами Отечества-2014»

Номинация «Этнография»




«Латышская свадьба»





Выполнила: ученица 9 класса

МОБУ СОШ д. Максим Горький

Галиахметова Елена

Руководитель: учитель истории

руководитель историко – краеведческого

кружка «Моя малая родина»,

МОБУ СОШ д.М.Горький

Губина Екатерина Юрьевна






М.Горький

2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Подготовка к свадьбе………………...………………………………………5

2. Первый день свадьбы.………………………………………………………..6

3. Второй день свадьбы…………………………………………...…………….8

4.Третий день свадьбы…………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………9

Библиография…………………………………………………………………..10

Приложение






















Введение

Латышские народные обряды складывались в течение многих столетий. Совершая календарные ритуалы, древние предки латышей заботились о непрерывном приумножении своего благополучия и благоденствии рода. Все значительные события в жизни латышского народа – появление на свет ребенка, вступление в брак, смерть – сопровождаются специальными обрядами.

Современным молодоженам, как и в старину, на свадьбе предстоит пройти различные испытания: жених должен и дров наколоть, и коня запрячь, и веревку свить, а невеста – показать себя хорошей хозяйкой.

Объектом данной исследовательской работы является латышские народные свадебные обряды.

Предмет исследования латышская свадьба и ее особенности.

Цель исследования: возрождение национальных особенностей латышской свадьбы.

Задачи исследования:

1. изучить подготовительный этап свадьбы;

2. составить в хронологическом порядке особенности обрядов свадьбы;

3.интервьюировать старшего поколения об особенностях латышской свадьбы;

4. на основе собранной информации сформулировать выводы.

Актуальность исследования обусловлена интересом к возрождению фрагментов латышской свадьбы.

Новизна исследования в том, что на сегодняшний день обычаи наших предков исчезают.

Методологическая основа исследования: исследовательские работы педагогов МОБУ СОШ д.М.Горький, воспоминания старшего поколения, фотографии, документы.

Методы исследования: систематизация, классификация, обобщение фактов, явлений; непосредственное общение с людьми которые помнят свадебные обряды.

Во введении определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, обосновывается актуальность, новизна исследовательской работы.

В основной части рассказывается о подготовке и об основных этапах проведения латышской свадьбы.

В заключение подводятся итоги исследования о том, что важно и нужно бережно относиться к прекрасным обычаям наших предков.
































Основная часть

1.Подготовка к свадьбе

У латышского народа существует обычай: когда в семье рождается девочка, то мать сажает на счастье дочери цветок – мирт благородный. Этому раскидистому, ароматному кустарничку надо набирать рост и силу до дня свадьбы новорожденной и тогда невеста из веточек мирта плетет для себя свадебный венок, украшает платье, костюм жениха. Подруги невесты готовят для молодой пары «свадебный уголок»: из веток мирта изображают два любящих сердца. Также молодоженам предстоит сидеть на особенных креслах, украшенных цветами и ветками благородного растения. Мирт благородный символизирует девственность, преданность девушки и в день свадьбы он отдает свою жизнь во имя семейного счастья своей покровительницы. Невеста, не сохранившая девичью честь, не имеет права носить свадебный венок.

До 30-х годов прошлого века в Арх-Латышской колонии была латышская церковь. Она получила название по имени попа – Франч церковь, потому что богослужения проводились в красивом просторном доме священнослужителя. Молодые люди решившие соединить свои судьбы за две недели до свадьбы приходили в церковь заявить о своем намерении.

Родители жениха и невеста договаривались о предстоящих расходах. «Отец ради своей дочери открывает кошелек» - пишет в своих стихах латышский поэт Рудольф Блауманис. Богатые родители хотели иметь богатых новых родственников. Но если у родителей было мало денег, а приданное у девушки скудным, тем не менее, такие пары справляли свадьбу радостно -со всякими проделками, что только могли придумать. Главное чтобы было ячменное пиво вдоволь и музыканты (скрипачи и гармонисты) не уставали играть.

Очень серьезно подходили к выбору посаженных родителей. Именно их секрет семейного счастья и житейская мудрость помогут молодой паре сделать первые шаги в самостоятельную жизнь.

Дочь с матерью укладывали в сундук приданное: перчатки, носки, одеяла, подушки и другие необходимые вещи. Лучшая подруга невесты помогала испечь огромный бисквитный пирог и украсить его. В день свадьбы невеста разрежет его на маленькие кусочки, и каждый гость получит угощение с ее рук. Пусть каждый пришедший на свадьбу узнает, что она гостеприимная хозяйка и всегда рада приходу гостей.

Родители жениха тоже готовились к свадьбе: из серебряных монет изготавливались обручальные кольца жениху и невесте, подбирались резвые лошади и сани для свадебного поезда. Экипаж для молодой пары украшался цветами и большими звонкими колоколами. Пусть и небеса услышат об этой свадьбе, и придет земное благословение.


2. Первый день свадьбы


Свадебное утро начинается с хлопот. В доме родителей готовят разнообразные блюда для гостей, особенно из мяса. Пекут пироги. Друзья жениха наряжают лошадей, молодые парни мастерят ворота из веток елей или молодых берез. Пусть жизнь у молодоженов будет богатой. Тем временем гости постепенно подходят и подъезжают. К назначенному часу все выходят во двор и ждут возвращения жениха и невесты из церкви. Чтоб свадебный экипаж увидеть издали, на крыше или на дереве сидит дозорный. Он оповещает ожидающих о приближении виновников торжества выстрелом из ружья. С этого момента скрипачи и гармонисты начинают играть «Свадебный марш». Прежде чем войти в родительский дом, молодой паре предстоит пройти некоторые испытания. Измерялось трудолюбие невесты и жениха: умеют ли они пилить дрова, может ли невеста заштопать носок, способен ли жених расколотить чурбак, умеют ли считать деньги и другие шутки. Родители встречают молодых хлебом-солью и приглашают всех гостей в дом. Девушки прикалывают парням веточку мирта и по парам проходят в дом.

В доме уже накрыты столы. Жених с невестой садятся в «свадебном уголке», рядом с ними посаженные мать отец, родители и все гости по парам. На столе много мясных блюд: тушеная баранина в сметанном подливе, рулет из мяса свиных голов, и особое блюдо для большого торжества «Затьс», суп куриный с рисом, пирожки с копченым салом, пироги с творогом и корицей, с яблоками. После тостов, подарков ужин заканчивался, и начинались зажигательные танцы. Пять-шесть музыкантов играли так, что пол прогибался, и посуда на столах звенела. Все умели танцевать польку, краковяк, олеандр, вальс. На свадьбе также пели много грустных и веселых песен. В это время музыканты по очереди отдыхали. Гостей периодически угощали пивом и закуской. На свадьбе латышей не было пьянства. Пиво- это тот напиток, который веселил, утолял жажду.

К полночи гостей опять приглашали к столу. Сейчас не было горячих блюд. Подавался студень и холодец, домашняя колбаса и сыр, кисель с фруктами, пироги. Все ждали приближения двенадцати часов ночи. Этот момент свадьбы придавал гуляющим азарт и свежие силы.

В двенадцать часов ночи происходило снятие венка с головы невесты. Для этого молодую пару усаживали на крепко привязанные друг к другу кресла, которые были украшены ветками мирта.

Девушки и женщины становились в круг и пели особенную песню «Зеленый веночек», а тем временем посаженная мать снимала с головы невесты венок из мирта и одевала наголову невестиной сестренке или подруге, которые не были замужем. Отныне невеста будет носить женскую шапочку – аубит, ей повязывают фартук, дают в руки кастрюлю с половником. Жениху дарят шляпу, трубку, кнут. Тут подходит время поднимать молодоженов на «Ура». Очень важно чтобы супруги в это время держались друг за друга. Иначе жить будут не дружно. Этот ритуал символизирует умение совместно преодолевать житейские трудности. Потом на «Ура» поднимают посаженных мать и отца, затем родителей, а потом всех подряд: и кучера, и пивовара, и соседа.

Далеко за полночь утомленные молодожены незаметно уходили спать. Толпа танцующих редела. Гости расходились по домам, чтобы утром встретиться снова.


3. Второй день свадьбы


Программа свадьбы на второй день включает различные увеселительные мероприятия. Первым ее пунктом можно назвать «Поиски жениха и невесты». О нахождении молодой пары знает узкий круг гостей. Гости иногда должны проявить смекалку и находчивость, чтобы обнаружить и доставить молодоженов в свадебный дом. Старожила помнят, что когда женился молодой пчеловод, то самые смелые гости прошли через пасеку и обнаружили молодую пару в шалаше.

Завтрак гостям подается тогда, когда жених и невеста доставлены к столу. На столе молодую семью ожидает крендель-восьмерка. Жених с невестой должны загадать желание: одно для себя, а второе для семьи. Одновременно зажигаюся три свечи. Какая свечка потухнет последней- это желание исполнится. После завтрака гости узнают о сокровенном желании жениха и невесты, которое должно сбыться. В этот день свадьбы инициативу берут в свои руки «ложные жених и невеста». Обычно в жениха переодевается женщина маленького роста, а невесту представляет высокий мужчина. Им помогают скоморохи, одетые так, на сколько хватает фантазии. Главное условие – лишь бы насмешить гостей и развлечь молодоженов. Скоморохи создают шум: поют, стучат, звенят, бренчат. Для этого используются различные предметы быта и посуда. Шум и внешний вид переодетых людей отгоняет злых духов и способствует счастливому будущему молодой пары.




4. Третий день свадьбы


К третьему дню свадьбы чувствуется усталость гостей. Дальние и пожилые родственники собираются в дорогу. Инициатива переходит к молодежи. Хозяйка дома подает на стол вареную картошку и квашеную капусту.

Бывало, кто-нибудь из самых озорных парней забирается на крышу дома и старыми вениками затыкает трубу.

Допивается последний бочонок пива, но молодежи хочется взять еще с жениха выкуп: они пытаются невесту украсть. На некоторых свадьбах для похищения невесты отводилось время с 12:00 до 13:00. В этом случае молодожены привязывались друг к другу веревкой, и похищение становилось невозможным. Иногда ритуал похищения происходил внезапно, и тогда жениху приходилось пройти ряд испытаний взамен возвращения невесты.

Уезжали гости по домам с пожеланиями молодой паре понимания между собой, много детишек и долгой жизни, добротного хозяйства.

Молодая жена угощала всех «невестиным пирогом».













Заключение


Республика Башкортостан – уникальный уголок России. Визитной карточкой Башкирии является не только нефть, лекарственные растения и мед, но и многонациональность и дружба между народами, стремление каждого этноса возродить национальную культуру и способствовать ее сохранению и процветанию.

В Республике Башкортостан проживает около 2 тысяч людей латышской национальности. В Архангельском районе проживание их наиболее компактно, численность составляет 369 человек, в том числе в Арх-Латышском сельском совете 138 человек считают себя латышами.

Информация о проведении латышской свадьбы была собрана по крупицам, при живом общении со старожилами. Анализируя собранный материал, можно сделать вывод, что некоторые обычаи в нашей местности давно уже не соблюдаются: нет стрельбы из ружья, не играют на скрипках, не встречают молодых «Свадебным маршем», свадьба перестала быть праздником трезвых. Другие наоборот возвращаются в нашу современную жизнь (венчание, приглашение посаженных родителей, приготовление ячменного пива). Такие традиции как уважение к людям преклонного возраста и почитание кисло-сладкого ржаного хлеба, страстная любовь к цветам, переживут века.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Исследовательская работа "Латышские народные свадебные обряды"

Автор: Губина Екатерина Юрьевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140927


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства