kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Образование наречий от имен прилагательных и их правописание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Образование наречий от имен прилагательных и их правописание»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2»




Конспект урока

по русскому языку в 4 классе

(по системе развивающего обучения Л.В. Занкова)

«Образование наречий от имен прилагательных

и их правописание»

Подготовили:

учителя начальных классов

Кошелева Т.А.

Белошкина Г.П.

Азарскова Т.В.








Урок русского языка (система развивающего обучения Л.В. Занкова)


Класс

4 класс


Тема урока:

«Образование наречий от имен прилагательных и их правописание»


Цели урока (предметные):

  • открыть способ образования наречий от прилагательных с помощью суффиксов О-Е;

  • выяснить, от чего зависит выбор гласных О-Е в суффиксах наречий после не шипящих и шипящих согласных.


Тип урока

Урок открытие нового знания.


Методы обучения

Частично-поисковый, рефлексия


Виды учебной деятельности

Планирование учебного сотрудничества; сравнение, нахождение сходств и отличий; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция.


Оборудование

Рабочая программа, конспект урока, учебные пособия, мультимедийная презентация для обучающихся по теме «Образование наречий от имен прилагательных и их правописание»


УМК

  • Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – 3-е изд., перераб - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

  • Нечаева Н.В., Воскресенская Н.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс: В 4 ч. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2014.


Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- мотивация к учебной и творческой деятельности;

- создание условия для внутренней потребности включаться в деятельность;

Регулятивные УУД:

- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

- оценка – ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания; самооценка учебной деятельности;

Познавательные УУД:

общеучебные:

- умение поставить учебную задачу; выбирать способ ее решения и находить информацию для ее решения (поиск и выделение необходимой информации);

- ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

логические:

- анализ новых знаний; анализ полученных знаний;

- установление причинно-следственных связей; доказательство своих суждений.

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог и вести его;

- работа в парах;

- умение слушать;

- интегрироваться в группу;

- планировать совместную деятельность и распределять обязанности в группе.


Ход урока


Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: обеспечить готовность обучающихся к активному восприятию нового учебного материала.


- Ребята, сегодня мы принимаем много гостей, давайте поприветствуем их своей улыбкой.

- Садитесь.

- Пусть девизом нашего урока является высказывание голландского философа Бенедикт Спиноза, которое мы сейчас прочитаем. (один из учеников читает высказывание)

- «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение».

- Как вы понимаете такое высказывание? (ответы детей)

- Давайте постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок, а еще лучше – на весь день.

Личностные УУД:

- мотивация к учебной и творческой деятельности; - создание условия для внутренней потребности включаться в деятельность.

  1. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Цель: вызвать интерес к учебному материалу, актуализировать опорные знания.



- Прочитаем слова на доске:

весёлый, весельчак, веселье, веселить.

- Что объединяет все написанные слова? (это однокоренные слова)

- Почему вы так решили? (общий корень, смысл)

- Я вам предлагаю поиграть в игру «Выбывание».

1) Исключите слово, у которого один из суффиксов не входит в основу, что это за слово? (-веселить-)

- Почему вы так решили? (потому что это глагол, а у глаголов суффикс –ть- не входит в основу)

2) Исключите слово, в котором звуков меньше, чем букв, что это за слово? (-весельчак- , в нем 9 б., 8 зв., т.к. мягкий знак не обозначает звука, это имя сущ.).

3) Исключите слово, которое склоняется и обозначает предмет? (это слово – веселье- , имя сущ.)

- Какое слово осталось? (-весёлый-)

- К какой части речи относится это слово? (имя прилагательное)

- Ребята, среди однокоренных слов, которые нам были предложены, какой части речи не хватает? (наречия)

- Что вы можете сказать об этой части речи? (дети рассказывают правило на стр. 111)

- Образуйте наречие. (-весело-)

- Слово какой части речи нам помогло его образовать? (имя прилагательное).

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? («Образование наречий от имён прилагательных»).

- Верно, молодцы.

- Какие задачи мы должны для себя решить на уроке? (Что вы хотели бы узнать по этой теме?)

(Например,

- посмотреть с помощью чего (какой части слова) образуются наречия от прилагательных;

- научиться образовывать наречия от прилагательных;

- правильно записывать;

- правильно выбирать суффикс, и др.)

- Хорошо, мы постараемся во всем разобраться.

Регулятивные УУД:

- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

- оценка – ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания.

  1. Учебно-познавательная деятельность.

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой задачи.



- Вернёмся к нашим однокоренным словам. Запишите их в тетрадь. (дети записывают).

- Раз тема нашего урока «Образование наречий от имён прилагательных», давайте разберем эти слова по составу; сначала разберем слово – весёлый- (дети разбираю в тетради, учитель на доске, один из учеников комментирует), а потом – весело- .

- Хорошо.

- Какую часть слова от прилагательного мы взяли при образовании наречия? (основу)

- Что добавили к основе? (суффикс – о ).

- А какая часть слова нам не потребовалась от прилагательного? (окончание).

- Тогда какой вывод можно сделать об образовании наречия? (Наречие можно образовать от имени прилагательного с помощью суффикса – о- .

- Отлично. Как называется такой способ образования? (суффиксальный).

- Правильно.

- Поупражняемся в образовании наречий от прилагательных.

- Предлагаю вам несколько прилагательных: 1) прочитайте их.

Высокий –

тёмный -

далёкий –

быстрый –











2) Запишите их в тетрадь так же, как у меня (друг под другом).

- Образуйте от этих прилагательных наречия (первую группу вместе, с комментированием).

Высокий – высоко

тёмный – темно

далёкий – далеко

быстрый – быстро











- Чтобы образовать наречие, какую часть слова мы должны взять от имени прилагательного? (основу)

- Что добавляем? (суффикс – о-). То же самое выполняем в остальных наречиях.

- Молодцы. А теперь запишите антонимы к образованным наречиям, самостоятельно. (дети записывают)

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. (взаимопроверка)

- Прочитайте, что у вас получилось?

Высокий – высоко - низко

тёмный – темно - светло

далёкий – далеко - близко

быстрый – быстро - медленно











- Как написали слово «медленно», какая орфограмма вам еще встретилась? (удвоенная согласная –н-).

- Почему? (наречие -медленно- образовано от имени прилагательного –медленный-, в котором пишется удвоенная согласная –н-, т.к. при образовании наречий от прилагательных мы берем основу, значит удвоенные согласные сохраняются).

- Правильно, молодцы.

- Поднимите руку, чей сосед правильно выполнил работу? Хорошо.

- А давайте посмотрим еще одно прилагательное:

Излишний -

- Что оно обозначает, как вы думаете? (ответы детей)

- Как мы проверим наше предположение? (посмотрим в словаре)

- Давайте найдем это слово в словаре и прочитаем. (попросить одного из ребят найти и прочитать объяснение слова «излишний»).

- Наше мнение оказалось верным? (да)

- Образуйте от этого прилагательного наречие.

- Посмотрите, работает ли наш способ, который мы открыли, действительно ли наречие образуется от имени прилагательного с помощью суффикса –о-?

- Что у вас получилось? (Суффикс – о- не подошел, так как так не говорят «излишно».

- Какой суффикс подойдет? (суффикс – е-)

- Какое слово получилось? («излишне»)

- Значит с помощью какого суффикса образовалось данное слово? (суффикса – е-)

- Тогда какой вывод мы можем сделать? (Наречия могут образовываться от имен прилагательных с помощью суффиксов –о- и –е-).

- Какую задачу нам нужно решить? (ответы детей).

- Отлично, теперь нам нужно понять, в каких случаях при образовании наречий от имен прилагательных пишется суффикс – о, а в каких –е-?

- Прочитайте еще раз наречия с суффиксом –о- и наречия с суффиксом –е-. Как вы думаете, на что нужно обратить внимание в этих наречиях? (ответы детей)

- Предлагаю вам обратить внимание на согласный, стоящий перед суффиксом, что заметили? (если согласный, стоящий пред суффиксом твёрдый, то в наречии пишется суффикс –о-, а если согласный, стоящий перед суффиксом мягкий, то в наречии пишем – е-.)

- Правильно, вы очень внимательные, составим схему-подсказку:

[тв. согл.] → о

[мягк. согл] → е

- Подчеркнем твердый и мягкий согласный в наших наречиях. (дети выполняют)

- А сейчас рассмотрим следующую группу имен прилагательных:

Свежий –

неуклюжий –

жгучий –

горячий -



- Попробуйте образовать наречия от этих прилагательных нашим способом.

- От имени прилагательного «СВЕЖИЙ» берем основу «СВЕЖ» и добавляем суффикс –о-, т.к. перед ним согласный твердый, получилось слово «СВЕЖО».

- От прилагательного «НЕУКЛЮЖИЙ» берем основе «НЕУКЛЮЖ», согласный перед суффиксом твердый, значит нужно писать суффикс «О», но слова «НЕУКЛЮЖО» нет, значит нам нужен другой суффикс «Е».

- Почему после твердого согласного не пишется суффикс «О» в данном слове?

- Давайте посмотрим следующие слова.

- От прилагательного «Жгучий» берем основу «жгуч» и добавляем суффикс «Е», т.к. перед ним стоит мягкий согласный «Ч», получилось наречие «ЖГУЧЕ».

- Берем от слова «ГОРЯЧИЙ» основу «ГОРЯЧ» и т.к. перед суффиксом мягкий согл., нужно писать суффикс «Е», но слова «ГОРЯЧЕ», нет в русском языке, значит нужен другой суффикс «О».

Свежий – свежо

неуклюжий – неуклюже

жгучий – жгуче

горячий - горячо

- Почему так происходит? Почему в нашем случае после твердого согласного мы писали суффикс «е», а после мягкого согласного суффикс «о»? (потому что перед суффиксом стоит буква, обозначающая шипящий звук).

- Таким образом, мы увидели, что способ образования по твердости-мягкости согласного, стоящего перед суффиксами «О», «Е» не подходит. Давайте подумаем, а отчего зависит выбор буквы «О» и «Е» после шипящих в суффиксах наречий?

- Давайте вспомним и обратимся к учебнику на стр. 123 упр. 464. (устно выполняется работа по учебнику: что за слова записаны в первой группе, второй, третьей? Расставьте ударение в словах первой (второй, третьей) группы, сделайте вывод.

- Значит, что нужно сделать в наших наречиях, чтобы правильно выбрать букву «О» или «Е» для написания суффикса? (поставить ударение).

- Поставим ударение, подчеркнем орфограмму в суффиксе.

- Какой вывод теперь мы можем сделать?

(Под ударением после шипящего согласного пишется суффикс «О», без ударения «Е»).

- Где мы можем проверить наш вывод? (в учебнике)

- На какой странице, кто нашел? (стр. 124)

- Прочитаем вывод. (один ученик читает).

- Подтвердился наш вывод? (да)

- Устали? Отдохнем. Вышли все из-за парт.

Познавательные УУД:

- общеучебные: умение поставить учебную задачу; выбирать способ ее решения и находить информацию для ее решения (поиск и выделение необходимой информации) - логические:

- анализ новых знаний;

- установление причинно-следственных связей;

- доказательство своих суждений.

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог и вести его;

- работа в парах.


  1. Физкультминутка.

Цель: сменить вид деятельности обучающихся во время урока.


Влево наклонись,

Вправо наклонись,

Вниз опустись

Вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись.

- Гимнастика ДЛЯ ГЛАЗ.

Цель:

- снять физическую и умственную нагрузку;

- смена вида деятельности на уроке.

  1. Включение нового материала в систему знаний

Цель: учить обучающихся использовать новое содержание совместно с ранее изученными при выполнении упражнений, самоорганизации при решении новой задачи.


- А сейчас возьмите карточки №1 со словами. Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? (наречия)

- Какая орфограмма в них пропущена? («Правописание гласных «О-Е» в суффиксе»).

- Вставьте пропущенные буквы. (с комментированием).

- А сейчас поработаем в группах. (дети объединяются в группы).

- Возьмите карточку №2. Что на ней написано? (текст)

- Попробуйте вставить данные наречия в текст. (дети работают с текстом, на слайде также появляется текст без наречий)

- Давайте прочитаем, что получилось? Каким стал текст? (точным, красочным, ярким, выразительным)(появляется на слайде текст с восстановленными наречиями).

- Какая часть речи помогла это сделать? (наречие).

- А посмотрите, какую картину к данному тексту нарисовал один художник? (слайд с изображением надвигающейся тучи с запада на восток).

- Можно было бы представить всё, что здесь изображено так точно без наречий? (нет)

- Видите, как наречия помогают точно, ярко выразить наши мысли.

- А какая пословица подойдет к вашей работе в группе? Как вы работали? (дружно, вместе). «ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ ЛУЧШЕ».

- Найдите наречия.

- От каких прилагательных они образовались?

- С помощью каких суффиксов?

- Как правильно выбрать букву гласного в этих суффиксах?

- Запишите пословицу в тетрадь, выделите орфограмму.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать;

- интегрироваться в группу;

- планировать совместную деятельность и распределять обязанности в группе.

Познавательные УУД: общеучебные:

- ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

логические:

- анализ полученных знаний.


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: подвести итог совместной деятельности.



- Ребята, чему же вы сегодня научились?

(образовывать наречия от имен прилагательных)

- С помощью каких суффиксов образуются наречия от прилагательных?

(«О» или «Е»)

- От чего зависит выбор буквы «О» или «Е» после не шипящих согласных?

(от твердости-мягкости согласного, стоящего перед суффиксом).

- От чего зависит выбор букв «О» или «Е» в суффиксах после шипящих?

(от ударения)

- Молодцы. На следующих уроках вы узнаете, какие еще есть тайны у наречия.

- А сейчас посмотрите на слайд, что записано в первом столбике?

(фразеологизмы)

- А во втором?

(наречия)

- Мы с вами на предыдущих уроках говорили, что фразеологизмы можно заменить наречиями-синонимами. У нас все фразеологизмы и наречия-синонимы перепутались, восстановим их.

(дети восстанавливают фразеологизмы и наречия).

Как по маслу

хорошо

Рука об руку

дружно

Работать спустя рукава

небрежно

Из рук вон

плохо

Навострить уши

внимательно



- Молодцы.

- А теперь выберите те фразеологизмы, которые подходят к оценке нашей работы?

(дети выбирают)

- Вот, как мы с вами сегодня работали: дружно, хорошо и внимательно.

- А запишите в тетрадь тот фразеологизм, который наиболее подходит к вашей работе?

(дети записывают)

- Кто хочет прочитать?

(ответы детей).

- Отлично.

- Ребята, мне очень понравилась ваша работа на уроке, спасибо вам за сотрудничество, вы все молодцы! Урок окончен.

Регулятивные УУД:

- самооценка учебной деятельности.

  1. Домашнее задание

по выбору:

- р.т. №4: №15;

- упр. 465;

- упр. 466.




13


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Образование наречий от имен прилагательных и их правописание

Автор: Азарскова Татьяна Владимировна

Дата: 18.01.2018

Номер свидетельства: 450837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа по русскому языку в 1-4 классах"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_v_1_4_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "393084"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487396902"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Грамматические алгоритмы по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(47) "grammatichieskiie-alghoritmy-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "233669"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443187842"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства