Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой задачи.
- Вернёмся к нашим однокоренным словам. Запишите их в тетрадь. (дети записывают). - Раз тема нашего урока «Образование наречий от имён прилагательных», давайте разберем эти слова по составу; сначала разберем слово – весёлый- (дети разбираю в тетради, учитель на доске, один из учеников комментирует), а потом – весело- . - Хорошо. - Какую часть слова от прилагательного мы взяли при образовании наречия? (основу) - Что добавили к основе? (суффикс – о ). - А какая часть слова нам не потребовалась от прилагательного? (окончание). - Тогда какой вывод можно сделать об образовании наречия? (Наречие можно образовать от имени прилагательного с помощью суффикса – о- . - Отлично. Как называется такой способ образования? (суффиксальный). - Правильно. - Поупражняемся в образовании наречий от прилагательных. - Предлагаю вам несколько прилагательных: 1) прочитайте их. Высокий – тёмный - далёкий – быстрый – |
2) Запишите их в тетрадь так же, как у меня (друг под другом). - Образуйте от этих прилагательных наречия (первую группу вместе, с комментированием). Высокий – высоко тёмный – темно далёкий – далеко быстрый – быстро |
- Чтобы образовать наречие, какую часть слова мы должны взять от имени прилагательного? (основу) - Что добавляем? (суффикс – о-). То же самое выполняем в остальных наречиях. - Молодцы. А теперь запишите антонимы к образованным наречиям, самостоятельно. (дети записывают) - Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. (взаимопроверка) - Прочитайте, что у вас получилось? Высокий – высоко - низко тёмный – темно - светло далёкий – далеко - близко быстрый – быстро - медленно |
- Как написали слово «медленно», какая орфограмма вам еще встретилась? (удвоенная согласная –н-). - Почему? (наречие -медленно- образовано от имени прилагательного –медленный-, в котором пишется удвоенная согласная –н-, т.к. при образовании наречий от прилагательных мы берем основу, значит удвоенные согласные сохраняются). - Правильно, молодцы. - Поднимите руку, чей сосед правильно выполнил работу? Хорошо. - А давайте посмотрим еще одно прилагательное: - Что оно обозначает, как вы думаете? (ответы детей) - Как мы проверим наше предположение? (посмотрим в словаре) - Давайте найдем это слово в словаре и прочитаем. (попросить одного из ребят найти и прочитать объяснение слова «излишний»). - Наше мнение оказалось верным? (да) - Образуйте от этого прилагательного наречие. - Посмотрите, работает ли наш способ, который мы открыли, действительно ли наречие образуется от имени прилагательного с помощью суффикса –о-? - Что у вас получилось? (Суффикс – о- не подошел, так как так не говорят «излишно». - Какой суффикс подойдет? (суффикс – е-) - Какое слово получилось? («излишне») - Значит с помощью какого суффикса образовалось данное слово? (суффикса – е-) - Тогда какой вывод мы можем сделать? (Наречия могут образовываться от имен прилагательных с помощью суффиксов –о- и –е-). - Какую задачу нам нужно решить? (ответы детей). - Отлично, теперь нам нужно понять, в каких случаях при образовании наречий от имен прилагательных пишется суффикс – о, а в каких –е-? - Прочитайте еще раз наречия с суффиксом –о- и наречия с суффиксом –е-. Как вы думаете, на что нужно обратить внимание в этих наречиях? (ответы детей) - Предлагаю вам обратить внимание на согласный, стоящий перед суффиксом, что заметили? (если согласный, стоящий пред суффиксом твёрдый, то в наречии пишется суффикс –о-, а если согласный, стоящий перед суффиксом мягкий, то в наречии пишем – е-.) - Правильно, вы очень внимательные, составим схему-подсказку: [тв. согл.] → о [мягк. согл] → е | - Подчеркнем твердый и мягкий согласный в наших наречиях. (дети выполняют) - А сейчас рассмотрим следующую группу имен прилагательных: Свежий – неуклюжий – жгучий – горячий - |
- Попробуйте образовать наречия от этих прилагательных нашим способом. - От имени прилагательного «СВЕЖИЙ» берем основу «СВЕЖ» и добавляем суффикс –о-, т.к. перед ним согласный твердый, получилось слово «СВЕЖО». - От прилагательного «НЕУКЛЮЖИЙ» берем основе «НЕУКЛЮЖ», согласный перед суффиксом твердый, значит нужно писать суффикс «О», но слова «НЕУКЛЮЖО» нет, значит нам нужен другой суффикс «Е». - Почему после твердого согласного не пишется суффикс «О» в данном слове? - Давайте посмотрим следующие слова. - От прилагательного «Жгучий» берем основу «жгуч» и добавляем суффикс «Е», т.к. перед ним стоит мягкий согласный «Ч», получилось наречие «ЖГУЧЕ». - Берем от слова «ГОРЯЧИЙ» основу «ГОРЯЧ» и т.к. перед суффиксом мягкий согл., нужно писать суффикс «Е», но слова «ГОРЯЧЕ», нет в русском языке, значит нужен другой суффикс «О». Свежий – свежо неуклюжий – неуклюже жгучий – жгуче горячий - горячо | - Почему так происходит? Почему в нашем случае после твердого согласного мы писали суффикс «е», а после мягкого согласного суффикс «о»? (потому что перед суффиксом стоит буква, обозначающая шипящий звук). - Таким образом, мы увидели, что способ образования по твердости-мягкости согласного, стоящего перед суффиксами «О», «Е» не подходит. Давайте подумаем, а отчего зависит выбор буквы «О» и «Е» после шипящих в суффиксах наречий? - Давайте вспомним и обратимся к учебнику на стр. 123 упр. 464. (устно выполняется работа по учебнику: что за слова записаны в первой группе, второй, третьей? Расставьте ударение в словах первой (второй, третьей) группы, сделайте вывод. - Значит, что нужно сделать в наших наречиях, чтобы правильно выбрать букву «О» или «Е» для написания суффикса? (поставить ударение). - Поставим ударение, подчеркнем орфограмму в суффиксе. - Какой вывод теперь мы можем сделать? (Под ударением после шипящего согласного пишется суффикс «О», без ударения «Е»). - Где мы можем проверить наш вывод? (в учебнике) - На какой странице, кто нашел? (стр. 124) - Прочитаем вывод. (один ученик читает). - Подтвердился наш вывод? (да) - Устали? Отдохнем. Вышли все из-за парт. |