Цели: научить детей указывать способ словообразования (с помощью приставки и суффикса), читать и составлять схемы слов,; формировать навык работы с Толковым словарем.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока
III. Чистописание
-Маша предложила Мише разгадать слово, которое она «спрятала» в рисунке.
(На доске рисунок.)
- Придумайте слова, начинающиеся на буквы д, о, м.
- Придумайте предложение, в котором слова начинаются на эти буквы, например: «Дайте Олегу машину».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образование слов. »
ТЕМА. Образование слов.
Цели: научить детей указывать способ словообразования (с помощью приставки и суффикса), читать и составлять схемы слов,; формировать навык работы с Толковым словарем.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока
III. Чистописание
-Маша предложила Мише разгадать слово, которое она «спрятала» в рисунке.
(На доске рисунок.)
Придумайте слова, начинающиеся на буквы д, о, м.
Придумайте предложение, в котором слова начинаются на эти буквы, например: «Дайте Олегу машину».
Сегодня мы будем писать это слово с усложнением.
- В чем трудность этого задания? (Проверка в парах.)
IV.Словарная работа
Пенал, сорока, яблоко.
Запишите слова, обозначьте безударную гласную, проверьте по словарю «Пиши правильно».
Как эти слова могут быть связаны между собой?
V.Работа по теме урока
1. Наблюдение над однокоренными словами
- Ребята, как вы думаете, что есть общего у кустов, деревьев и слов? (Корень.)
(Учитель читает стихотворение, дети выделяют на слух корень * находят его в списке корней, представленном на доске: -лес-, тет-, -лет-, -лед-, -сад-, -род-, -ход-, -труд-, -дом-.)
—Как вы думаете, можно ли к этому списку добавить слово дом'
- Почему? (На доске запись.) - Домик, домовой, домище
- С помощью чего образовалось новое слово? - Как называются эти слова? {Родственные.) 2. Игра «Да-нет»
Если слова являются однокоренными родственными, нале хлопнуть в ладоши, если не являются, хлопать не нужно.
Зима, зимний , зимушка, зимовка. (Да.)
Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет.)
Час, часовщик, часики, часовая. (Да.)
Больница, боль, больной, большой. (Нет.)
Вода, водный, водитель, водяной. (Нет.)
•Соль, солонка, солить, соленый (Да.) 3. Работа с Обратным словарем
Найдите слова на букву K и на -ик.
Прочитайте их. С помощью чего они образовались?
На примере одного из слов покажите, как оно образовалось. (Работа у доски с комментированием.)
С помощью чего образовалось это слово? (С помощью суффикса.)
Какая еще часть слова помогает образовывать новые слова? (Приставка.)
№95(ч.З, с. 85).
Это шуточное упражнение.
Обратите внимание, что слова в русском языке продолжают образовываться. Вот, например, имена известных литературных героев, которые придумал писатель Николай Носов: Знайка- знать; Винтик - винт; Сиропчик - сироп; Пилюлькин- пилюля; Цветик - цвет; Торопыжка - торопиться; Авоська - авось.
Найдите слово авось в Толковом словаре.
Покажите более подробно, как образовались имена Винтик, Сиропчик и Цветик. (Винт/ + ик + ... = винтик; сироп/ + чик +... = сиропчик; цвет/ + ик +... = цветик.)
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
— Как вы думаете, могут ли образовываться новые слова сразу с помощью и приставки, и суффикса? Давайте проведем небольшое исследование.
1.Работа по учебнику Ч. 3, с. 84.
Чтение стихотворения учащимися; беседа по его содержанию.)
Как называется первый весенний цветок? (Подснежник.)
Почему его так называют? От какого слова образовалось слово подснежник! (Примерный ответ. Подснежник - снег: 1) снег - снег/; 2) под + снеж + ник + = подснеж-ник)
С помощью чего образовалось это слово? (С помощью приставки под- и суффикса -ник.)
Узнайте слово по описанию: бывает медным, бронзовым, серебряным, стеклянным, керамическим, декоративным... Это подставка для свечи или свечей. Что это? (Подсвечник.)
Слово записывается и аналогичным образом разбирается е. доске с комментированием.)
№97(ч.З, с. 86).
(Выполнение в соответствии с заданиями.)
В словах - названиях действий, придуманных детьми, скрытые слова — названия предметов, т. е. каждый раз обнаруживается то слово, от основы которого образовано новое слово: налужил - луж/а; распакетитъ - пакет; залошадило - лошадь; задверитъ - дверь; откнопкалась - кнопк/а; намакаронился - макарон/'ы.
— А какое настоящее, существующее в жизни слово — названия действия послужило образцом для детского творчества (для создания новых слов)? (Распакетитъ — это рас...(раскрыть). Залошадило — это за...(заполнило, заполонило.) Задверил руку — это за...(защемил). Откнопкалась — это от... (отвалилась, оторвалась от стены). Намакаронился — это на…(наелся макарон).)
№96(ч.З, с. 85-86).
Прочитайте стихотворение.
Как пишутся приставки и предлоги? (Предлоги пишутся со словами, называющими предметы, а не действия; предлоги — это часть формы слова, называющего предмет! Частица не пишется со словами, называющими действия, отдельно.)
Образец
В уголке: в — предлог, можно вставить слово, например: «в ма-Веньком уголке»; запивала: за — приставка, поскольку запиваг на — это слово — название действия, а со словами — названиями действий предлоги не употребляются и т. д.
— Почему предложение «Где ты, мышка?» выделено желтым цветом? (В предложении, выделенном цветом, есть обращение.)
2.Индивидуальная работа у доски
Покажи, как образовались слова намордник, покраска, заготовка, наплечник, неудачник.
Итак, с помощью чего могут образовываться слова? (С помощью приставки и суффикса.)