kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

В доступной форме раскрывается тема "Образование действительных причастий". Ученики узнают об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени, основах глаголов, от которых образуются данные причастия, и суффиксах, при помощи которых они образуются.Для закрепления изученного материала предлагается игра. 

Просмотр содержимого документа
«Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени »

План-конспект урока 05.

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени

Цели урока:

  1. Дать учащимся понятие об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени, основах глаголов, от которых образуются данные причастия, и суффиксах, при помощи которых они образуются.

  2. Научить учеников образовывать действительные причастия настоящего и прошедшего времени, а также дифференцировать употребление суффиксов -ущ, -ющ, -ащ, -ящ (наст. вр.) и -вш, -ш (прош. вр.)

  3. Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

I. Организационный момент

II. Актуализация имеющихся навыков.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Образование действительных причастий».

Сначала давайте ответим на несколько вопросов:

- что такое действительные причастия?

- от какой части речи образуются причастия?

- какие категории глагола вы помните?

- чем отличаются глаголы совершенного и несовершенного вида?

- чем отличаются переходные и непереходные глаголы?

- сейчас я буду называть вам причастия, а вы попробуете различить, какие они: действительные или страдательные, настоящего или прошедшего времени:

завершенный, прыгающий, уставший, храпящий, потекший, ненавидимый, любивший, морозящий, купленный, деревянный (а вот надо быть внимательными, это вообще прилагательное!), вареный, варивший, исчезающий, исчезавший.


Как мы знаем, бывают причастия действительные и страдательные. Но у причастий есть еще и время. Поэтому бывают действительные причастия настоящего и прошедшего времени и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Нас сегодня интересуют действительные.


Давайте прослушаем небольшую историю. Жило-было действительное причастие. И как-то получило оно на свой день рождения от папы-глагола в подарок время. Точнее, в подарке оказалось даже два времени: настоящее и прошедшее.


Настоящее время оказалось милым и понимающим. Больше всего на свете оно любило суффиксы ущ-, ющ- или, на худой конец, – -ащ, -ящ. Как только получит эти суффиксы – сразу становится бегающим, несущимся за какой-нибудь игрушкой, любящим всех вокруг и прямо-таки кричащим о своей любви.


А вот прошедшее время обладало на редкость плохим характером. Только его и видели лежавшим, увядшим, лениво на всех смотревшим и ничегошеньки делать не желавшим. А если его трогали – оно еще и шипело: суффиксами «-ВШ» и «-Ш».


III. Изучение нового материала.


Так как же образуются причастия?

Они образуются по формуле «глагол+нужный суффикс=причастие».

Но мы не можем прибавить нужный суффикс прямо к глаголу. Сначала мы должны разлучить основу глагола с суффиксом.

Теперь наша формула правильная, и мы можем поподробнее рассмотреть компоненты, которые требуются для образования причастий.


Говоря об основе глагола, мы должны помнить, что глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Так вот, действительные причастия настоящего времени очень разборчивы. Они образуются только от глаголов несовершенного вида. А вот причастия прошедшего времени совсем неразборчивые, они образуются от каких угодно глаголов.

Нужные суффиксы тоже бывают разными: суффиксы ущ-, -ющ, -ащ, -ящ подходят для действительных причастий настоящего времени. А суффиксы -вш и -ш подходят для действительных причастий прошедшего времени.


Давайте подробнее остановимся на настоящем времени действительных причастий. Чтобы образовать действительное причастие настоящего времени, нам нужна основа глагола несовершенного вида. Внимание! Мы берем основу настоящего времени! Еще нам нужны суффиксы -ущ, -ющ, -ащ, -ящ. Например: работающий, берущий, творящий, держащий.


Но как же выяснить, какой именно суффикс нам нужен? Ведь перед щ может стоять у или ю, а или я.


Выбор суффиксов зависит от спряжения глагола. Если мы образуем причастие от глагола I спряжения – нам подойдут суффиксы -ущ, -ющ.


Глаголы второго спряжения образуют причастия с суффиксами -ащ, -ящ.

Например:

резать – это инфинитив. Поставим в форму настоящего времени третьего лица – они режут. Окончание -ут – признак первого спряжения. Мы отбрасываем его, остается основа реж. И прибавляем суффикс -ущ. Мы образовали причастие режущий.

сидеть – инфинитив. В настоящем времени – они сидят. Окончание -ят – значит, это второе спряжение. После отбрасывания окончания остается основа сид + суффикс -ящ. Получилось причастие сидящий.


Попытаемся составить алгоритм. У нас есть инфинитив непереходного глагола. Нужно образовать от него причастие.

Сначала мы должны поставить инфинитив в 3-е лицо множественного числа настоящего времени (они). Потом посмотреть на его окончание и определить: какое это спряжение. Потом мы должны отбросить окончание и глагола и прибавить нужный суффикс. Только после этого мы получим причастие.

Как видите, этот алгоритм достаточно сложен.


Но можно пойти и более простым путем. Сравните: играЮт – играЮщий, боЯтся – боЯщийся, танцуЮт – танцуЮщая.


Получается, что гласная в окончании глагола настоящего времени 3-го лица мн. числа равна гласной в суффиксе прилагательного. То есть, что перед Т, то и перед Щ.


Теперь если у нас есть инфинитив, мы всего лишь должны поставить его в форму 3-го лица множ. числа наст. времени, поменять Т на Щ и добавить нужное нам окончание.


Попробуем. Вот у нас глагол петь. Они – что делают – поЮт – значит, поющий.

Любить – они любЯтлюбЯщий.


КричАт (перед Т стоит А) – кричАщий.

ПлаваЮт – (перед Т стоит Ю) – плаваЮщая

ЛюбопытствуЮт (перед Т стоит Ю) – любопытствуЮщая.


А теперь посмотрим, как образуются действительные причастия прошедшего времени.

Чтобы образовать такое причастие, нам нужна основа любого глагола (смотрим при этом на инфинитив) и суффиксы -вш или -ш.

сваривший

кипевший

принесший

улыбавшийся


По сути, мы просто отбрасываем от инфинитива -ть или -ти, а на его место ставим -вш или -ш вместе с окончанием. И получается причастие. Например:

плакать – отнимаем -ть и прибавляем -вш – плакавший.

вырасти – отнимаем -ть и прибавляем -вш – выросвший. Но посмотрите, как некрасиво у нас получилось. Здесь правильный суффикс – не -вш, а -ш – выросший. Теперь все верно.


Запомним! Если основа глагола заканчивается на гласный, мы используем суффикс -вш для образования действительных причастий прошедшего времени. А если основа глагола заканчивается на гласный, то для образования таких причастий мы используем суффикс -ш.

Например:

укрыться - укрывшиеся.

прыгать – прыгавшая.

испечь – испеквший? Нет, правильно испекший, потому что основа заканчивается на согласный.


IV. Закрепление и практическое применение знаний

А теперь давайте попробуем сыграть в игру. Вообразите, что вы, например, в какой-нибудь чародейской лаборатории и вам нужно приготовить эликсир под названием «Действительное причастие».

У нас есть ингредиенты: неопределенная форма глагола и суффиксы -вш, -ш, -ащ, -ящ, -ущ,-ющ. Давайте попробуем с ними не ошибиться!

Итак, у нас есть глагол «читать». Мы помним, как легко образовать от него действительное причастие прошедшего времени. Нужно только отбросить суффикс -ть и сразу можно добавлять суффикс -вш! Получилось «читавший». Смотрите, все просто отлично.


А если попробовать образовать действительное причастие настоящего времени? Отбросим –ть, возьмем – -ащ или –ящ… Ой. Кажется, мы что-то сделали не так, а ведь нужно проявлять внимательность в таких случаях!


Мы забыли, что если уж мы «варим» действительное причастие настоящего времени – нам нужен не инфинитив, а глагол в третьем лице множественного числа. То есть, нам нужен такой ингредиент, как «они». Соединяем его с нашим инфинитивом и получаем «читают». Теперь мы видим, какой суффикс нам нужен. Добавляем его и получаем «читающий». Теперь все правильно.


Попробуем проделать те же операции с глаголом «написать». Чтобы получить действительное причастие прошедшего времени, отбросим -ть и добавим суффикс -вш. Получилось «написавший». Все правильно.


Попробуем образовать причастия настоящего времени. Мы помним, что у нас добавляется компонент 3-го лица – Они. Добавляем его и получаем… нечто крайне нехорошее. Мы забыли, что «написать» – глагол совершенного вида, а действительное причастие настоящего времени от него не образуется.


Возьмем еще один глагол – везти. Попробуем образовать от него действительное причастие прошедшего времени: отбросим -ти, добавим суффикс -вш… снова ошибка! Основа глагола оканчивается на согласный. Нам нужен только суффикс -вш. Получается – везший. Это правильная форма. Мы молодцы.


Упражнения в учебнике: упр. 91, 92, 98


V. Подведение итогов урока. Рефлексия


Итак, сегодня мы с вами узнали, как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени непереходного глагола при помощи суффиксов ущ, -ющ для I спряжения и -ащ, -ящ для II спряжения. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов -вш – для глаголов с основой на гласную и –ш для глаголов с основой на согласную.



VI. Домашнее задание

§12, 13, №93, 99.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени

Автор: Иванов Иван Иванович

Дата: 19.05.2014

Номер свидетельства: 100000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "урок русского языка в 7 классе по теме "Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_v_7_klassie_po_tiemie_obrazovaniie_dieistvitiel_nykh_prich"
    ["file_id"] => string(6) "369700"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481730320"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени "
    ["seo_title"] => string(74) "dieistvitiel-nyie-prichastiia-nastoiashchiegho-i-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "172732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423848571"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Урок русского языка на тему "Образование действительных причастий.""
    ["seo_title"] => string(64) "urokrusskoghoiazykanatiemuobrazovaniiedieistvitielnykhprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "290345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454945535"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Причастие и рабочая тетрадь "
    ["seo_title"] => string(31) "prichastiie-i-rabochaia-tietrad"
    ["file_id"] => string(6) "150663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420541009"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Конспект урока  по  русскому  языку " Страдательные и действительные причастия" реализация ключевых  идей  модуля  новые  подходы  в преподавании и обучении "
    ["seo_title"] => string(168) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-stradatiel-nyie-i-dieistvitiel-nyie-prichastiia-riealizatsiia-kliuchievykh-idiei-modulia-novyie-podkhody-v-priepodavanii-i-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "242690"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445521452"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства