Просмотр содержимого документа
«Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема урока: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»
Тип урока: комбинированный: повторение изученного материала в 4 классе, объяснение и закрепление нового.
Цель урока: Формирование у учащихся знаний о роли мягкого знака в русском языке.
Задачи:
I Обучающие:
- дать представление о роли мягкого знака при обозначении мягкости согласных,
- формировать умение находить мягкий знак в словах и умение употреблять его в своей речи для обозначения мягкости согласных.
II Воспитывающие:
- прививать интерес к предмету,
- укреплять навыки культуры речи и учебного труда,
- воспитывать сознательную дисциплину, аккуратность, самостоятельность в работе.
III Развивающие:
- развивать умение распознавать роль мягкого знака в словах,
-развивать орфографическую зоркость и фонематический слух,
- способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
Ход урока:
I. Слово учителя
- Проснувшись сегодня утром, я сразу подумала о вас, ребята. Мне захотелось поскорее встретиться с вами. Я шла на урок с добротой, теплом, надеждой на взаимопонимание, а вокруг меня окружали разные звуки: шум ветра, гул машин... Помимо них я слышала и другие звуки – звуки речи.
II. Фронтальный опрос. Выведение темы
- А как называется раздел русского языка, который изучает звуки речи? (фонетика)
И это будет главным словом в кластере, который мы сейчас попробуем воссоздать.
- А почему мы не можем отнести их к звукам? Следовательно, в устной речи он не используется.
На доске: Ь – хитрый знак: Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится.
- Какую же функцию Ь выполняет на письме? Выберите, пожалуйста, из следующих функций те, которые принадлежат Ь
- Что общего в названиях этих предметов? Какую работу здесь выполняет Ь, смягчает или разделяет? (разделяет)
На доске метаграмма.
С твёрдым – коллектив певцов,
С мягким – хищный зверёк с ценным мехом.
- А здесь какая функция Ь представлена? (смягчает)
-О какой функции Ь вам уже известно? Значит, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Назовите тему урока.
- Какова наша цель? (Научиться обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака)
- А цели мы сегодня добьёмся с помощью этих задач, только все они почему-то перепутаны. Расположите их, пожалуйста, по порядку.
1. повторить изученный ранее материал о функциях ь знака;
2. научиться писать сочетания чк, чн, чт, щн;
3. проверить знания по усвоению материала.
III. Объяснение и закрепление нового материала.
- Цель поставлена, задачи определены, давайте перейдём к действиям!
- Но сначала вспомните откуда эти герои: Шарик, Матроскин, Печкин. (Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот») А где они живут? Вот и мы накануне Нового года тоже оправимся в Простоквашино! Нас ждёт много интересных заданий.
- А вот и первое.
- Разделите эти слова на два столбика, озаглавьте их.
Ь разделительный
Ь смягчающий
Почтальон, веселье, ружьё, семья, хлопья.
ВЫДЕЛИТЬ ОРФ.
День, радость, письмо, пальто, сосульки.
На доске
- А теперь давайте проверим, правильно ли вы распределили слова по столбикам.
САМООЦЕНКА: оцените себя
Если у вас всё получилось и вы всё верно распределили, то поднимите вверх солнышко;
Если были ошибки – солнышко и тучку;
Если вы допустили много ошибок – тучку.
- Какую роль выполняет мягкий знак в словах первого столбика? (выступает в роли разделительного)
- А перед какими буквами он пишется? Подчеркните их (е, ё, ю, я, и).
- А что объединяет все эти буквы? (все они гласные) ВЫДЕЛИТЬ ОРФ.
Вывод: разделительный мягкий знак пишется в корне слова перед буквами е, ё, ю, я, и.
- Какую роль играет мягкий знак во втором столбике? (для обозначения мягкости согласных)
- Где находится Ь в словах? (на конце слова и между согласными)
Вывод: чтобы указать на мягкость согласного, который стоит перед другим согласным, мы пишем Ь, как и на конце слова.
- Давайте проверим наши предположения правилом в учебнике. ( стр. п.)
- Вот видите, как важно знать где и когда нужно вставлять Ь, а то по незнанию можно попасть в нелепую ситуацию, как кот Матроскин, который написал письмо Дяде Федору.
Задание «Письмо Дяде Федору от Матроскина»
- Прочитайте его и исправьте ошибки. У ребят вариант без мягкого знака. Работа в парах.
Дорогой Дядя Федор!
Живем мы здесь хорошо. Шарик очень доволен, что у него ест(ь) будка. Радостный такой. Глаза светятся как угол(ь)ки. На прошлой неделе срубили бан(ь)ку. Как раз вовремя. Печкин захворал. Попарился раз шест(ь) и стал здоровым. Пен(ь)ки со двора мы с Шариком все убрали. Весной сделаем грядки ред(ь)ки. Уж очень Печкин из нее салат любит.
САМООЦЕНКА: оцените себя
Если у вас всё получилось и вы нашли и исправили все ошибки, то поднимите вверх солнышко;
Если были вами пропущены ошибки – солнышко и тучку;
Если вы пропустили и не исправили много ошибок Матроскина – тучку.
- Вы молодцы, хорошо поработали! А теперь давайте немного отдохнём ФИЗМИНУТКА (новогодняя под музыку)
- Ребята, вот мы с вами сделали вывод, что Ь пишется в слове, чтобы указать на мягкость согласного, который стоит перед другим согласным, а сами, исправляя ошибки в письме Матроскина, сделали ошибку. Ведь в слове Печкин нужно вставить ь знак? Или нет? Почему?
- Вы совершенно правы, не всегда в этих случаях пишется ь. Проверим наши догадки по учебнику. Откройте его на стр. 139. (чтение орф.№ 9) ВЫДЕЛИТЬ ОРФ.
Выполнение упр. 303
ЧК ЧН ЧТ ЩН
без очков срочно прочти овощного
о внучке уточним почтовый мощному
в строчке солнечным мечтать в изящном
в кавычках в ночную у мачты с помощником
САМООЦЕНКА: оцените себя
Если у вас всё получилось, то поднимите вверх солнышко;
Если вами были допущены ошибки – солнышко и тучку;
Если вы что-то не поняли и допустили много ошибок – тучку. Не расстраивайтесь, помните, что и после больших серых туч когда-нибудь выглянет солнышко. У вас всё впереди!
- Помните, как Матроскин и Шарик скучали без Дяди Фёдора, даже поссорились и не разговаривали, и как всё поменялось, когда Дядя Фёдор приехал к ним. Герои помирились и прямо светились от счастья, Матроскин пел, а Шарик решил испечь пирог.
-Посмотрите внимательно на картину, изображено то самое событие, о котором я сейчас вам напомнила. Я предлагаю вам составить 4-5 предложений по картине, используя при этом слова с изученной сегодня орфограммой. Если вы внимательно посмотрите, то найдёте такие слова.
- Вот и прекрасно, что всё хорошо закончилось, все герои счастливы и довольны. На этом мы попрощаемся с добрыми жителями Простоквашино. Только чтобы вернуться, нам нужно проверить, как вы усвоили тему, всё ли поняли. Для этого выполним тест. (взаимопроверка)
1. Слово под какой буквой является «лишним»:
А. семья Б. воробьи В. жилье Г. лось
2. В каком слове нужно вставить ь?
А. доч… Б. печ…ка В. коч…ка Г. ночка
3. В каком слове допущена ошибка?
А. мощный Б. личный В. точьный Г. Звучный
4. Сколько букв и звуков в слове уточнить?
А. 8б., 8зв. Б. 7 б., 8 зв. В. 8б., 9зв. Г. 8б., 7зв.
5. Сколько в данном предложении ошибок?
Под елочькой у булочьной сидят малчик игорь и кошка Муска.
А.4 Б. 6 В. 5 Г. 3
IV.Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.
- Задайте друг другу вопросы по теме сегодняшнего урока.
- Что вызвало у вас затруднение?
- Что далось легко?
- Вернёмся к цели и задачам. Все ли задачи мы выполнили? Достигли ли мы поставленной цели?
- А вы знаете, ребята, оказывается, учёными доказано, что особенно приятны для слуха мягкие согласные. И хотя мягкий знак звука не имеет, его роль в русском языке значительна.
Давайте хором прочтём.
Ь – хитрый знак: Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится.
- Я и герой нашего урока Ь благодарим вас за активную работу и хотим узнать: понравилось ли вам на уроке, всё ли вы поняли. Нарисуйте настроение вашего ь! (подарите настроение гостям)
V. Домашнее задание
П. 60, 1. упр. 304 2. составить словарный диктант по теме урока (15 слов)