Вводный урок знакомства с условиями обособления и способами выражения определений. Тема русского языка тесно переплетается с одновременно изучаемой комедией Гоголя "Ревизор", из которой взяты предложения для выявления проблемы. Урок позволяет решить следующие задачи:
активизация самостоятельной деятельности;
развитие познавательной активности;
развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли;
формирование потребности выражать собственное мнение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обособленные определения »
Обособленные определения
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
обобщение и систематизирование знаний по теме: «Обособление распространённых и нераспространённых определений»
знакомство с правилами замены придаточной части СПП причастным оборотом
формирование умений: 1) выделять интонационно обособленные члены; 2) проводить синонимическую замену обособленных членов; 3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; 4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом
контроль и оценка ЗУН по данной теме
расширение кругозора учащихся при выполнении заданий
Развивающие:
активизация самостоятельной деятельности
развитие познавательной активности
развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли
формирование потребности выражать собственное мнение
Воспитательные:
воспитание коммуникативности
привитие культуры общения
воспитание интереса к предмету
Ход урока
I. Организационный момент
II. Слово учителя. Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем знакомиться с героями пьесы Гоголя «Ревизор». Посмотрев на представленные реквизиты, определите их хозяина. (Хлестаков, т.к. модные вещи, тросточка)
Запись предложения и его пунктуационный разбор.
Молодой человек, разодетый по последней петербургской моде, две недели живёт в гостинице.7
Простодушный, он легко принимает предлагаемые обществом городничего обстоятельства.
Хлестаков, не преуспевший в службе, возвращается домой к отцу.
Привыкший жить на батюшкины денежки, наш щёголь не задумывается о службе.
- Что их объединяет с точки зрения темы урока? (Осложнены обособленными определениями)
- Можете ли вы назвать условия обособления? Какова цель урока? (Выяснить условия обособления определений)
III. Выдвижение гипотезы (работа в парах и 6 группах)
Найти среди записанных на карточке предложений то, которое имеет такое же условие обособления, что и под соответствующим номером. Проанализировать оба предложения, выбрать условие обособления из предложенных в разделе «Справка».
У него, легкомысленного и «приглуповатого», слова вылетают из уст сами по себе.
«Елистратишка», следующий светским манерам, кутит в трактирах и грает в карты.
Не имеющий денег на дорогу, молодой человек вынужден две недели жить в гостинице.
IV. Первичная проверка гипотезы.
Объяснение каждого случая обособления, пунктуационный комментарий записанных на доске предложений, оформление таблицы в справочниках. Работа со слайдами.
- Почему именно этот порядок (местоимение, П.О, обстоятельственное значение) мы выбрали?
- Физкультминутка: окинув взглядом стены кабинета, найти портрет главного персонажа пьесы Гоголя. Объяснить, как догадались
V. Вторичная проверка гипотезы. Работа по упражнению 316 (в парах). Запись только № предложений в соответствии с условием обособления. Самопроверка.
VI. Первичное закрепление. Упр. 318 (комментирование пунктограммы).
VII. Вторичное закрепление. Работа в тетради. Упражнение 319 (по вариантам: №1,2,3 – I вариант; 4,5,6 - II вариант; 6 человек у доски)
VIII. Контроль. Составить текст или отдельные предложения с обособленными предложениями по картине, представленной на слайде. Слова и словосочетания для справок: огромная и грязная лужа, привалившийся к будке городовой*, почёсывающаяся о фонарный столб свинка, зазывающие покупателей лавочники, гуляющие на улице мальчишки; нарядная и молодая дама, заросшая травой улица, лающие на прохожего собачонки.
IX. Вывод. Определения обособляются всегда, если… Определения обособляются, если…