Обособление одиночных и распространенных определений
Обособление одиночных и распространенных определений
Урок-обобщение предназначен для обучающихся 11 класса. Содержит теоретическую часть, которая помогает вспомнить правила обособления определений, словарную работупо некоторым правилам орфографии, практическую работу с текстом, направленную на отработку навыка выделения запятыми обособленных определений. Большое место отводится подготовке к ЕГЭ. В процессе работы над текстом он ислледуется по определенному алгоритму.Ребята определяют стилистическую роль обособленных определений и приложений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивать навык определения синонимических конструкций.
Воспитательные:
воспитание любви к родному русскому языку, к художественному слову.
Оборудование: таблица, раздаточный материал для работы в группах
…Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К.Г.Паустовский
Ход урока
Оргмомент.
Актуализация темы. Работа с эпиграфом. Определение темы урока, целей и задач.
Проверка домашнего задания (стихи Цветаевой с обособленными определениями).
Словарная разминка. Выборочный (распределительный) диктант с последующей взаимопроверкой и комментарием правильных ответов, записанных на доске.
Небезызвестный писатель, прибывать по расписанию, решённая задача, притворить дверь, щёкочущий лицо ветер, исчезающая растительность, увидевший старого знакомого, гонящий прочь, асфальтированное шоссе, сеяная мука, собрание организовано, дезинфекция помещения, нетканое полотно, ниспадать с плеч, подбирать одежду по сезону, чищенная ножом рыба, сбережения моей прабабушки.
Ответ
небезызвестный писатель
прибывать по расписанию
притворить дверь
исчезающая растительность
дезинфекция помещения
ниспадать с плеч
подбирать одежду по сезону
сбережения моей прабабушки
решённая задача
щёкочущий лицо ветер
увидевший старого знакомого
гонящий прочь
асфальтированное шоссе
сеяная мука
собрание организовано
нетканое полотно
чищенная ножом рыба
Теоретический блок:
А. Повторение пройденного материала по теме «Обособление согласованных определений» в виде схем.
Б. Выступление ученика по теме: «Приложения, которые пишутся через дефис» (слайды)
В. Объяснение нового материала (слайды или таблица на доске)
Вывод: правила обособления согласованных и несогласованных определений очень похожи.
Закрепление материала. Самостоятельная работа по тексту «Верный друг»
ВЕРНЫЙДРУГ
Каждый раз встречала на пристани пароход Людмила Васильевна, І жена капитана. Когда-то её муж, капитан парохода Сибирин, привёз ей щенка Руслана. Щенок превратился в великолепного сильного пса, беззаветно преданного хозяйке. Началась война, и из очередного рейса судно не вернулось. Людмила Васильевна, оставшаяся совсем одна, как-то ослабела, превратилась в старушку, одинокую и беспомощную. Руслан, огромный пёс, поражавший своим умом, сам ходил на рынок, относил записки соседям. У жены капитана, обожаемой хозяйки Руслана, не оставалось уже ничего: ни продуктов, ни вещей, ни денег. Соседи, хорошие люди, приносили ей кое-что из еды, но собака голодала. Однажды Руслан не вернулся домой. Он прибежал в порт и долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом схватил пакет и понёс его в трюм, затем второй, третий. Прекратившие работу матросы наблюдали за ним. Целый день работал Руслан и получил котелок густого борща с сахарными косточками. Верный друг, Руслан медленно, стараясь не расплескать, понёс котелок домой и поставил его перед хозяйкой, дремавшей в кресле. Моряки, отправившиеся вслед за собакой, рассказали ей всё. Каждый день ходил Руслан в порт, а матросы приносили в дом старой женщине, вдове капитана, два котелка: один - для неё, другой - для Руслана (По 3. Салтыковой).
По окончании работы желающие могут сдать текст на проверку учителю.
Текст выносится на слайд, ученик комментирует правильную расстановку знаков препинания.
Физкультминутка (гимнастика для глаз)
8. Анализ текста про А.П. Чехова.
Алгоритм исследования текста:
Выписать ключевые слова текста
Исследовать лексический состав текста
Исследовать синтаксический состав текста
Определить общую тему
Сформулировать основную мысль автора
Вопросы по тексту:
Опорные слова: натура, не витая в облаках, детская радость, рассказал с восторгом, преобразить планету, вера в спасительность садоводства и зодчества.
Лексический состав: высокие слова: сокровенный, жаждущем, неустанным, зодчеством
И наряду с этими словами: хлопочет, кусок земли
Выделяем фразеологизм не витая в облаках (не в мечтах, высоко от земли)
О чем говорят слова этих двух групп?(Чехов и прост, и сложен, и реалист, и может посмотреть далеко вперед)
Синтаксический строй: обращаем внимание на предложения 2-5. Многосоюзие, односоставные предложения с главным членом сказуемым –акцент на деятельностной стороне Чехова ( А мы часто говорим о нем как о мастере короткого рассказа, о писателе, который может говорить смешно о грустном и со грустно о смешном)
Какова роль обособленного приложения в тексте? Развернутый ответ:
Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении, увеличить их смысловую нагрузку. Обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчеркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи.
В предложении обособленные члены играют двойную роль – они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение. Предложения с обособленными оборотами позволяют дать больше информации меньшим количеством предложений. Употребление обособленных оборотов требует чувства меры. Большое количество их затрудняет восприятие основного сообщения. Обособленные обороты тяготеют к книжным стилям. Обособленные определения нередко употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости. Они помогают не только увидеть, но и рассмотреть диковинную (удивительную) красоту предмета, явления. Обособленные определения придают тексту особую смысловую емкость и выразительность.
Общая тема: Чехов – созидатель, человек неравнодушный, активной жизненной позиции.
Основная мысль: жизнь дается человеку не только для того, чтобы удовлетворять собственные потребности, у человека на земле есть более ответственная задача – оставить после себя след, преобразить ее. Преображая землю, человек преображается сам, спасает душу.
Тренажёр (если остаётся время)
Итог. Оценка урока (учителя и детская). Домашнее задание.
Список литературы
Д.Э. Розенталь. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. Изд-во Московского университета. 1994
Греков В.Ф. Русский язык: 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008.
Н.Е. Егорова, Л.П. Дмитриева, И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. - М.: ВАКО, 2005