Просмотр содержимого документа
«Обособленные дополнения»
Конспект урока по русскому языку 8 класс
Тема урока. Обособленные дополнения
Цели урока:
формирование понятия об обособленном дополнении, привитие учащимся навыка различения его на письме, формирование нового пунктуационного навыка (выделение обособленного дополнения в предложении);
совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать пунктуационные навыки;
развивать творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока
1.Оргмомент
2.Проверка домашнего задания
А) теоретического материала
1.Дать определение понятию обособление?
2. Какие члены предложения называются обособленными?
3. Назовите известные разряды обособленных членов предложения.
4. Что относится к обособленным определениям?
5. Причастный оборот – это…
6. Что относится к обособленным обстоятельствам?
7.Деепричастный оборот – это ...
8. Какова роль обособленных второстепенных членов предложения?
9. Что такое дополнение, на какие вопросы отвечает?
10.Назовите виды дополнений.
11. Предложение осложнено …
Сверкая быстро в вышине, кружились искры.
12. Предложение осложнено …
Охотники вышли на полянку, заросшую кустами.
3. Этап целеполагания. Обратимся к теме сегодняшнего урока, которая непосредственно связана со знаками препинания и условиями их расстановки. Как она будет звучать? Формулировка темы: «Обособленные дополнения». Постановка целей Итак, что мы должны знать и уметь? (Знать правила обособления дополнений, уметь выделять их графически и использовать в речи). Для чего нам необходимо знать об обособленных дополнениях и уметь употреблять их в речи? (Свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи, с целью подготовки к ОГЭ). 4. Работа над теоретическим материалом. а) Самостоятельное изучение учащимися дополнительного материала. На каждом столе определённая дополнительная информация по теме «Обособленные дополнения». Ваша задача – самостоятельно изучить и проанализировать её и записать эту информацию в виде схемы
Защита схем.
Вывод:
Обособленные дополнения – это падежные формы существительных с предлогами и предложными сочетаниями кроме, помимо, включая, за исключением, наряду, вместо и др.
Дополнения, выраженные существительным с предлогами сверх, помимо, за исключением, наряду с и т. п., интонационно выделяются в речи, а на письме, в начале и в конце предложения, могут обособляться запятой.
Не обособляются обороты с предлогом вместо в значении «за», «взамен»
Моряк ничего не видел, кроме маяка вдали.
Все дни отпуска были хороши, за исключениемдвух дождливых дней.
Вместосторожевой собаки у Бабы-Яги жил злющий черный кот.
Вместо валенокперчатки натянул себе на пятки.
б) Алгоритм выделения обособленного дополнения.
1. Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме.
2. Выделите границы обособленного дополнения.
3. Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.
4. Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.
5. Обособьте дополнение.
5. Закрепление навыков определения обособленного дополнения (у доски).
- Я ничего не слышал, кроме шума листьев.
- Многие из бойцов, помимо своей винтовки, были вооружены автоматом.
- Все домашние, включая и слуг, с нетерпением ожидали молодого барина.
- Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.
- Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнято.
- Толпа разошлась, исключая немногих любопытных.
- Наряду с благородными, попадаются грибы попроще.
6. Работа с упр.326 на стр. 155
7.Закрепление
1. В каком случае обособляются дополнение? (Это дополнения, выраженные именами существительными с предлогами, имеющими значение включения, исключения и замещения).
2. Назовите эти предлоги. (Кроме, вместо, за исключением, сверх, помимо, наряду с, включая, исключая. )
3. Когда не обособляются конструкции? (Когда вместо = за).
4. Найди предложение с обособленным дополнением: 1) К счастью, погода уже изменилась. 2) В этот час везде, особенно в лесостепной зоне, начинается таяние снега. 3) Он, к примеру, никогда об этой стороне дела не говорил. 4) Все, за исключением моего товарища, приняли эту весть с радостью
8. Итоги урока.
Домашнее задание: стр. 241-242 (теория) упр.363 или 364.