Обобщение по теме « Глагол». Путешествие в страну Глаголию.
Обобщение по теме « Глагол». Путешествие в страну Глаголию.
Обобщить и систематизировать знания по теме "Глагол".(Смысл глагола, глаголы отвечающие на вопросы: что делать? Что сделать? -тся и -ться в глаголах,число глаголов, спряжение ). Способствовать совершенствованию грамматико - орфографических речевых умений и навыков, развивать речь, любовь к родному языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме « Глагол». Путешествие в страну Глаголию.»
Тема:Обобщение по теме « Глагол». Путешествие в страну Глаголию.
Цели: Обобщить и систематизировать знания ребят по теме « Глагол»
( смысл глагола,глаголы, отвечающие на вопрос что делать? что сделать?, число глаголов, спряжение), способствовать совершенствованию грамматико – орфографических и речевых умений и навыков, развивать связную речь, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: презентация по теме « Глагол», карточки, таблицы, картины животных
Ход урока:
Организационный момент
Слайд 1.
2.Элементы чистописания
Ешь ем ететеут ют
Это не просто минутка чистописания.
А что это такое?
Правильно, это окончания глаголов 1 спряжения глаголов. И это не случайно.
3.Сообщение цели урока
Посмотрите на доску и давайте прочитаем тему урока.
Правильно, мы будем обобщать знания о глаголе. А сейчас, ребята, попрошу вас написать план обобщения знаний о глаголе. То есть, что мы будем повторять о глаголе. Ребята садятся по группам и пишут план.
Молодцы, ребята! Вы почти всё указали, что нужно повторить.
Сегодня на уроке мы будем: упражняться, закреплять, повторять и обобщать, а ещё писать, играть, разбирать слова, спрягать
4. Обобщение знаний.
А путешествовать мы будем по стране Глаголии с Дядюшкой Глаголом, который приходил к нам в гости ещё со 2 класса. Слайд 2.
Слайд 3
Откуда у глагола такое название? Рассказать нам об этом поможет
« Толковый словарь» Владимира Ивановича Даля :
« Глагол – слово, речь, мысль… Глаголь – название буквы Г в славянской и русской азбуке».
А сейчас давайте вспомним, что называется глаголом?
И вот перед нами карта страны Глаголии, куда мы отправимся путешествовать.
Слайд 4.
Назовите, куда же мы отправимся. Где сможем побывать?
Слайд 5. « Море смысла»
Задание от Дядюшки Глагола « Разбейте глаголы на группы по смыслу».
( Дети при помощи компьютерной мышки перетаскивают нужный глагол в рамочку, в зависимости от лексического значения слова)
Детям даются карточки.
Дополните пословицы глаголами, противоположными по смыслу.
Ласточка день начинает, а соловей____________________________ ( кончает).
Чем зря кричать, лучше____________________________ ( помолчать).
Мир строит, а война ______________________________ ( разрушает).
Дождик вымочит, а солнышко _______________________ ( высушит).
Смелый наступает, а трус___________________________ ( отступает).
От радости смеются, от горя __________________________ ( плачут).
Легко друга потерять, но трудно ________________________( найти).
По одежде встречают, а по уму ____________________________( провожают).
(Ребята посильнее выполняют все задания, а остальным учащимся можно подобрать только четыре пословицы.)
Ребята, так зачем нам нужны глаголы в речи?
( Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о глаголе)
Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности ( трудовой, научной, общественной и др.), различные явления природы.
По частоте употребления глагол занимает второе место ( после существительных). В общий частотный список из девяти тысяч слов глаголов входит около двух тысяч пятьсот.
Кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели. Вот, например, одно высказывание: « Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!» ( А. Югов)
Сейчас давайте приведём примеры глаголов.
Игра « Чья команда больше назовёт глаголов» ( выигрывает та команда, которая больше назовёт глаголов)
Глаголы труда (пахать, сеять, убирать, полоть, мыть, стирать…)
Глаголы звучания и цвета ( гремит, перекатывается, грохочет, жужжит…)
Слайд 6. « Что делать? Что сделать?»
Играют 2 команды (мальчики и девочки).
Девочки поднимают руки, если слышат глаголы, отвечающие на вопрос « что делать?», мальчики- глаголы, отвечающие на вопрос « что сделать?»
Ребята, а что это за слова? На что они заканчиваются?
Правильно. Они заканчиваются на суффикс ть. Это глаголы в неопределённой форме. Или это начальная форма глагола.
Слайд 8-9. Физминутка «Солнышко»
Дети следят глазами за перемещением солнышка.
А сейчас мы на Числовой поляне.
Задание 2.
Учитель показывает одного или несколько животных. Учащиеся должны придумать предложение с глаголом в единственном числе и глаголом во множественном числе.
Лучшие предложения зачитываются.
Слайд 7. « Первоспряженск - Второспряженск»
Расскажите о спряжении глаголов, их окончаниях, используя подсказку дядюшки Глагола.
Нельзя забывать и об особенных глаголах, которые не подчиняются правилу. Как их называем? ( Глаголы- исключения)
Давайте их вспомним.
Гнать, держать
Смотреть и видеть.
Дышать, слышать,
Ненавидеть.
И зависеть, и вертеть.
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на – е- спрягать нельзя.
Столпились глаголы,не могут по спряжениям разойтись. Выберите глагол, определите его спряжение. ( Дети, при помощи компьютерной мышки перетаскивают вверх глаголы, определяют его спряжение)
Задание 3.
Вставь окончание, поставь глагол в неопределённой форме, определи спряжение.